Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:04, контрольная работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
В реальном исчислении в 2015 г. возрастут расходы относительно 2014 г. по статьям: «Топливно-энергетический комплекс» на 44,03%, «Транспорт» на 13,56%, «Дорожное хозяйство» на 28,98%. По остальным статьям раздела «Национальная экономика» объем финансирования из средств федерального бюджета в последующий трехлетний цикл бюджетного планирования имеет значительное уменьшение. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2015 г. запланировано по статье «Другие вопросы» – на 69,88%. В 2013–2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами – вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия.
Ассигнования в разделы жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды; культура, кинематография; социальная политика; физическая культура и спорт; средства массовой информации; обслуживание государственного и муниципального долга увеличились соответственно на 1,4%, 17,92%, 0,49%, 15,05%, 3,54%, 2,38%, 8,03%.
Поступления в разделы образование, здравоохранение, межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований уменьшились на 5,66%, 25,79% и 16,43% соответственно.
Важно отметить, что «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предлагают «консолидировать действующие в настоящее время субсидии в единые в рамках соответствующих госпрограмм по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р утвержден перечень государственных программ Российской Федерации в количестве 41 (с учетом внесенных изменений). При этом по каждой программе предусмотрен один ответственный исполнитель (федеральное министерство или ведомство) и соисполнители (федеральные министерства или ведомства). Сопоставление количества госпрограмм и предполагаемого количества субсидий позволяет сделать однозначный вывод, что в рамках, по крайней мере, некоторых госпрограмм будут распределяться более одной субсидии, что представляется неоправданным и чрезмерно усложняющим систему межбюджетных трансфертов.[2] .
Таблица 4
Анализ формирования структуры расходной части Федерального бюджета РФ на 2013-2015 гг., %
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+,-), | |||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расходы – всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
в том числе: |
|||||
Общегосударственные вопросы |
6,57 |
6,29 |
8,26 |
-0,28 |
1,97 |
Функционирование Президента РФ |
0,14 |
0,11 |
0,14 |
-0,03 |
0,03 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований |
0,08 |
0,08 |
0,09 |
0,00 |
0,01 |
Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций |
0,05 |
0,04 |
0,05 |
-0,01 |
0,01 |
Судебная система |
0,99 |
0,96 |
1,19 |
-0,02 |
0,23 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора |
1,68 |
1,62 |
1,84 |
-0,06 |
0,22 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,00 |
0,00 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
0,96 |
0,91 |
1,17 |
-0,05 |
0,26 |
Государственный материальный резерв |
0,71 |
0,65 |
0,09 |
-0,06 |
-0,56 |
Фундаментальные исследования |
0,84 |
0,81 |
1,04 |
-0,02 |
0,22 |
Резервные фонды |
0,05 |
0,02 |
0,13 |
-0,03 |
0,11 |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов |
0,10 |
0,09 |
0,12 |
-0,01 |
0,04 |
Национальная оборона |
15,68 |
16,48 |
8,60 |
0,80 |
-7,89 |
Продолжение табл.4
Вооруженные Силы РФ |
11,94 |
12,53 |
6,69 |
0,59 |
-5,84 |
Ядерно-оружейный комплекс |
0,22 |
0,24 |
- |
0,03 |
- |
Другие вопросы в области национальной обороны |
1,94 |
1,97 |
1,68 |
0,03 |
-0,29 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельности |
15,13 |
13,67 |
12,17 |
-1,46 |
-1,50 |
Органы прокуратуры и следствия |
0,36 |
0,64 |
0,77 |
0,28 |
0,14 |
Органы внутренних дел |
5,67 |
5,11 |
5,98 |
-0,57 |
0,87 |
Внутренние войска |
0,96 |
0,86 |
1,01 |
-0,10 |
0,15 |
Органы юстиции |
0,42 |
0,37 |
0,42 |
-0,06 |
0,05 |
Система исполнения наказания |
1,73 |
1,43 |
1,82 |
-0,30 |
0,39 |
Органы безопасности |
2,30 |
2,09 |
0,01 |
-0,21 |
-2,09 |
Органы пограничной службы |
1,00 |
0,95 |
0,96 |
-0,05 |
0,00 |
Миграционная политика |
0,29 |
0,30 |
0,35 |
0,00 |
0,05 |
Другие вопросы |
0,31 |
0,07 |
0,04 |
-0,24 |
-0,03 |
Национальная экономика |
14,12 |
21,55 |
17,62 |
7,44 |
-3,93 |
Общеэкономические вопросы |
0,15 |
1,03 |
0,85 |
0,88 |
-0,18 |
Топливно-энергетический комплекс |
0,15 |
0,17 |
0,29 |
0,02 |
0,13 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
1,63 |
1,21 |
1,42 |
-0,43 |
0,21 |
Транспорт |
2,05 |
2,05 |
2,84 |
0,00 |
0,79 |
Дорожное хозяйство |
3,90 |
3,56 |
5,61 |
-0,33 |
2,04 |
Другие вопросы |
3,03 |
10,68 |
3,92 |
7,64 |
-6,76 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,36 |
0,84 |
1,04 |
-0,52 |
0,20 |
Жилищное хозяйство |
0,73 |
0,38 |
0,35 |
-0,34 |
-0,03 |
Коммунальное хозяйство |
0,18 |
0,29 |
0,19 |
0,12 |
-0,11 |
Другие вопросы |
0,45 |
0,26 |
0,41 |
-0,19 |
0,15 |
Охрана окружающей среды |
0,18 |
0,31 |
0,45 |
0,13 |
0,14 |
Образование |
5,05 |
4,27 |
4,92 |
-0,77 |
0,64 |
Дошкольное образование |
0,43 |
0,37 |
0,13 |
-0,06 |
-0,24 |
Общее образование |
0,50 |
0,21 |
0,31 |
-0,29 |
0,10 |
Среднее профессиональное образование |
0,03 |
0,07 |
0,07 |
0,03 |
0,01 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
3,72 |
3,33 |
4,15 |
-0,39 |
0,82 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
0,04 |
0,05 |
0,01 |
0,01 |
-0,04 |
Другие вопросы |
0,17 |
0,09 |
0,06 |
-0,08 |
-0,03 |
Культура, кинематография |
0,72 |
0,65 |
0,80 |
-0,07 |
0,15 |
Культура |
0,64 |
0,58 |
0,70 |
-0,06 |
0,11 |
Кинематография |
0,06 |
0,05 |
0,06 |
-0,01 |
0,01 |
Другие вопросы |
0,02 |
0,02 |
0,05 |
0,00 |
0,03 |
Здравоохранение |
3,83 |
3,63 |
3,29 |
-0,19 |
-0,34 |
Стационарная медицинская помощь |
1,72 |
1,86 |
1,28 |
0,14 |
-0,58 |
Продолжение табл.4
Амбулаторная помощь |
0,76 |
0,76 |
0,61 |
-0,01 |
-0,15 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
0,32 |
0,27 |
0,33 |
-0,05 |
0,06 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
0,11 |
0,12 |
0,14 |
0,01 |
0,02 |
Другие вопросы |
0,69 |
0,47 |
0,74 |
-0,21 |
0,26 |
Социальная политика |
28,55 |
23,13 |
32,46 |
-5,41 |
9,33 |
Пенсионное обеспечение |
20,28 |
14,95 |
20,83 |
-5,32 |
5,87 |
Социальное обслуживание населения |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
0,00 |
0,01 |
Социальное обеспечение населения |
6,21 |
5,86 |
8,38 |
-0,35 |
2,52 |
Охрана семьи и детства |
1,92 |
2,16 |
3,07 |
0,24 |
0,91 |
Другие вопросы |
0,06 |
0,08 |
0,10 |
0,02 |
0,02 |
Физическая культура и спорт |
0,51 |
0,48 |
0,60 |
-0,03 |
0,12 |
Физическая культура |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,00 |
0,01 |
Массовый спорт |
0,10 |
0,06 |
0,11 |
-0,04 |
0,05 |
Спорт высших достижений |
0,38 |
0,38 |
0,45 |
0,01 |
0,07 |
Другие вопросы |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
-0,01 |
Средства массовой информации |
0,57 |
0,50 |
0,62 |
-0,08 |
0,12 |
Телевидение и радиовещание |
0,49 |
0,40 |
0,51 |
-0,09 |
0,11 |
Периодическая печать и издательства |
0,04 |
0,03 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
Другие вопросы |
0,04 |
0,06 |
0,06 |
0,02 |
0,00 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
2,77 |
2,76 |
3,64 |
-0,01 |
0,88 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
4,97 |
5,43 |
5,53 |
0,46 |
0,11 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований |
3,11 |
2,92 |
3,95 |
-0,19 |
1,03 |
Субсидии, субвенции |
1,42 |
2,23 |
1,42 |
0,81 |
-0,81 |
Прочие межбюджетные трансферты общего характера |
0,44 |
0,28 |
0,16 |
-0,16 |
-0,12 |
Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства - Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзора; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2013-2015 гг снизилась на 0,28п.п. в 2014 г. и увеличилась на 1,97 п.п. в 2015 г. Это свидетельствует об относительном сокращении затрат на финансирование государственного аппарата.
Национальная оборона (Вооруженные Силы РФ; Ядерно-оружейный комплекс; Другие вопросы в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличивается на 0,80п.п., однако по отношению 2015 года к 2014 году их доля сократилась на 7,89 п.п. Так, в 2015 году затраты на национальную оборону составили 8,60 % от всего объема расходов.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2013-2015 гг. прослеживается тенденция к уменьшению доли этих затрат в общем объеме расходов - в 2013г. она составляла 15,13% , в 2014 г. - 13,67%, а в 2015 г. 12,17%.
Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; сельское хозяйство и рыболовство; транспорт; другие вопросы в области национальной экономики и др.). В 2013 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ составил 14,12 %что на 7,44 п.п. меньше, чем в 2014 году. В 2015 году по сравнению с 2014 годом доля национальной экономики уменьшилась на 3,93 п.п.
Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны - в 2013 г. они составили 1,36%, в 2014 г.- 0,84%, в 2015 г.- 1,04 %.
Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видов и среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой - 0,18 % в 2013 г., 0,31% в 2014 г. и 0,45% в 2015 г.
Образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования). В 2015 г. удельный вес по данному виду расходов в сравнении с 2014 г. увеличился на 0,64 п.п. а по отношению 2014 г. к предыдущему году он уменьшился на 0,77п.п.
Культура, кинематография и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). В период 2013-2014 гг. его удельный вес сократился на 0,07п.п. Но по отношению к общей сумме расходов их удельный вес в 2015 году составил 0,80%, что на 0,15 п.п. больше, чем в 2014 г.
Таблица 5
Анализ исполнения доходной части Федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Изменение (+,-) |
Темпы роста, % |
Продолжение табл.5
2013 г. к 2012 г. |
2014 г. к 2013 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2014 г. к 2013 г. | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы - всего |
12853,7 |
13019,9 |
14496,8 |
166,2 |
1476,9 |
101,29 |
111,34 |
в том числе |
|||||||
Налоговые доходы |
6853,2 |
7063,8 |
7921,2 |
210,6 |
857,4 |
103,07 |
112,14 |
Налог на прибыль |
375,82 |
352,21 |
420,51 |
-23,61 |
68,3 |
93,72 |
119,39 |
Налог на добавленную стоимость |
6545,8 |
3539,01 |
3931,66 |
-3006,8 |
392,65 |
54,07 |
111,09 |
Акцизы |
395,26 |
524,41 |
592,38 |
129,15 |
67,97 |
132,67 |
112,96 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2420,51 |
2535,26 |
2857,96 |
114,75 |
322,7 |
104,74 |
112,73 |
Неналоговые доходы |
5937,7 |
5905,0 |
6464,7 |
-32,7 |
559,7 |
99,45 |
109,48 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4962,74 |
5011,00 |
5463,42 |
48,26 |
452,42 |
100,97 |
109,03 |
Ввозные таможенные пошлины |
0,04 |
-0,10 |
0,28 |
-0,14 |
0,38 |
-250,00 |
-280,00 |
Вывозные таможенные пошлины |
4099,74 |
4058,01 |
4637,13 |
-41,73 |
579,12 |
98,98 |
114,27 |
Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности |
543,34 |
347,98 |
445,58 |
-195,36 |
97,6 |
64,04 |
128,05 |