Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть постпереходным. Мы постепенно движемся от квазифедеративного типа к федеративному, от тоталитарного к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но основные изменения происходят в экономике.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения.
Таким образом, Петр I 4 раза менял устройство ревизионного органа, настойчиво изыскивая наиболее эффективные и действенные формы его деятельности и организации. Одновременно с этим Петр I упразднил земское самоуправление, Земские Соборы и свойственные им элементы общественного контроля.
На протяжении первых двух десятилетий после смерти императора-реформатора Петра I Россия пережила несколько дворцовых переворотов, в результате которых на русском престоле сменилось пять государей.
При Екатерине I (1725–1727) высшим учреждением в государстве, а, следовательно, и высшим финансовым учреждением, стал Верховный тайный совет, который был учрежден 8 февраля 1726г. С его появлением значение Сената понизилось. Он стал подчиняться Верховному тайному совету и встал по подчиненности в один ряд с Коллегиями. Из Сената “Управительного” он был переименован в “Высокий”. В финансовом управлении Сенат также стал подчиняться Верховному тайному совету, который указом от 1 ноября 1727г. был уполномочен рассматривать ведомости о приходе и расходе денежной казны и провианта.
В 1730г. императрица Анна Иоанновна (1730–1740) упразднила Верховный тайный совет и восстановила Сенат на таких же основаниях, на каких он существовал при Петре I. Вместе с тем в следующем в 1731г. власть Сената вновь была ограничена учреждением, ставшим выше его – Кабинетом Императорского Величества.
В царствование Анны Иоанновны издается важный в истории финансового контроля законодательный акт “Регламент или инструкция Ревизион-коллегии” (1733г.). Акт этот раскрывал тяжелое положение с контрольным делом. Поэтому для облегчения работы Ревизион-коллегии было создано девять счетных комиссий, а также Генеральная счетная комиссия, на которую была возложена ревизия запущенных счетов за прошлые годы.
Императрица Елизавета Петровна (1741–1761), находя, что разделение власти между Сенатом и Кабинетом Императорского Величества повлекло только ухудшение в государственном управлении, восстановила для Сената отнятые у него права и назначила для заседания в нем 14 сенаторов из самых знатных лиц. С тех пор, хотя в какие-то периоды времени и изменялось внутреннее устройство Сената, значение высшего финансового органа осталось за ним вплоть до реорганизации государственного управления, проведенного Александром I (1801–1825).
При Елизавете Петровне Ревизион-коллегия вновь становится единственным для всех мест и лиц Российской империи ревизионным учреждением. При этом весьма остро ставилась задача повышения эффективности ее работы. Например, в 1756г. Сенат обнаружил, что на содержание чиновников Ревизион-коллегии расходуются большие суммы и что эта Коллегия, обязанная представлять годовые генеральные табели о приходе, расходе и остатках денежных средств, а также месячные ведомости о ходе ревизий, “ни об одном годе вышеписанной табели и рапортов не подавала”.
В соответствии с Манифестом от 7 ноября 1775г. для управления делами в Российской Империи были учреждены Казенные палаты по одной в каждой губернии. Она собирала сведения о приходах и расходах, свидетельствовала счета, управляла соляными и питейными сборами и откупами, наблюдала, чтобы в ее губернии не были собираемы незаконные сборы, чтобы законные сборы поступали своевременно, сохранялись в целостности и доставлялись куда следует, она доставляла, наконец, в Экспедицию по государственным доходам и в Сенат сведения о доходах и расходах ее губернии.
В 1780г. в ходе проведения административных преобразований, Екатерина II учредила должность Государственного казначея, которому были подчинены все казначеи и казначейства Империи. В казначейство поступали доходы из различных мест Российской Империи. Служа хранилищем государственных доходов, штатные казначейства заведовали в то же время всеми штатными расходами государства.
Таким образом, от полной децентрализации государственного управления и контроля, проводимого в начальном периоде правления Екатерины II (1775г.), через пять лет (1780г.) в Российской Империи начались проводиться реальные действия по сочетанию деятельности центральной власти и власти на местах, включая деятельности органов центрального и местного финансового контроля.
Однако после смерти Екатерины II, при Павле I (1796–1801), была вновь проведена централизация государственного управления: коллегии и их функции были восстановлены, а обязанности Казенных палат значительно сужены. При них были упразднены все экспедиции и оставлены только отдельные части для местного управления сборами, получившие название “камерных”.
Вступление на престол Александра I (1801–1825) было ознаменовано широкими преобразованиями в государственном управлении. В 1801г. был учрежден Государственный Совет, а 8 сентября 1802г. Императорским Манифестом взамен коллегий, были учреждены министерства с распределением государственных дел между ними. Манифестами от 25 июля 1810г. и 25 июня 1811г. управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая – Государственному казначею, третья – Государственному контролеру. Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи, и поручено высшее наблюдение за поверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Обычно Государственный контролер присутствовал на заседаниях Сената. Большое значение имело и то, что Государственный контролер получил право непосредственного доклада императору.
Таким образом, в России, по сравнению с законодательствами Западной Европы, идея независимого Государственного контроля в это время получила наиболее широкое развитие.
Под руководством Государственного контролера Манифестом от 25 июля 1810г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, состоящее из двух департаментов. Главное управление по подлинным книгам и счетам проверяло, соответствует ли поступление доходов и их расходование суммам установленным в законе, были ли соблюдены при расходовании денежных средств установленные правила и какова при этом казенная польза. После проведения контроля счетов и книг Главное управление либо выдавало расчетные свидетельства исправным юридическим и частным лицам, либо производило взыскания с виновных. Из-за такой постановки сплошного документального контроля Главное управление не успевало своевременно освидетельствовать счета и предотвращать нарушения.
Однако вместо того, чтобы усилить и укрепить действенность контроля, в 1823г. была установлена новая ревизионная система, которая в принципе ограничила действие Государственного контроля освидетельствованием счетов департаментов министерств и главных управлений, без проверки частных счетов и подлинных приходных и расходных книг. Сущность этой системы ревизий состояла в том, что документальную проверку отчетности производили у себя сами распорядительные ведомства, а в учреждения государственного контроля они представляли лишь результаты этой ревизии в виде сводных и систематизированных отчетов.
Несостоятельность “системы генеральной отчетности”, заключавшейся в сличении только сводных отчетов и в представлении соображений по этим сводным цифрам, была очевидна, так как всякие хищения, не вызывающие резкого понижения сводных цифр, проходили не замеченными..
После смерти Александра I на престол Российской Империи вступил Николай I (1825–1855). Главной задачей Николая I было поддержание существующего в Российской Империи порядка. Вслед за укреплением государственной власти началось укрепление органов государственного контроля России. В 1827г. при Министерстве императорского дворца был учрежден особый контроль, независимый от Государственного контроля.
Начался новый этап в деятельности Главного управления ревизии государственных счетов. Новый Государственный контролер А.З.Хитров пытается в известной степени улучшить технику и методику контроля и разработать подробные правила проверки и соответствующие инструкции о проведении ревизии. В марте 1836г. он представляет императору проект некоторых преобразований государственного контроля. В итоге обсуждения проекта реформы на Государственном совете Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль.
В этом же 1836г. было утверждено новое положение о Государственном контроле, которое изменило его устройство и расширило права. Государственный контроль теперь состоял из Совета Государственного контроля, контрольных департаментов для ревизии счетов гражданского, военного и морского ведомств, канцелярии Государственного контроля, контрольного архива.
Совет состоял из четырех членов, назначенных Императором, и трех генерал-контролеров, управляющих контрольными департаментами. Председательствовал в Совете Государственный контролер Российской Империи. На Совет были возложены права и обязанности Государственного контролера.
Деятельность Государственного контроля при Николае I ограничивалась лишь ревизией общих отчетов министерских департаментов и главных управлений и не затрагивала проверкой частных счетов и подлинных приходных и расходных книг. Полной ревизии Государственный контроль не производил.
В марте 1855г. скончался Николай I и во главе государства встал молодой император Александр II (1855–1881). Сразу же после коронации 26 августа 1855г. Александр II приступил к широкой преобразовательной деятельности, снискавшей ему имя “Царя- освободителя”. Крепостное право было уничтожено, был учрежден суд“ скорый, милостивый и равный для всех”. Александр II очень интересовался проблемами организации контроля в России и создавал соответствующие предпосылки для его более эффективного функционирования.
К началу его царствования правительство постоянно находилось в состоянии хронического дефицита бюджета. Государственная роспись далеко не охватывала всех видов доходов и расходов. Отдельные ведомства безотчетно распоряжались целыми отраслями государственных доходов. Те же доходы и расходы, которые включались в государственную роспись, не были подкреплены обоснованными данными министерств, поэтому проверка правильности требуемых ведомствами сумм была практически невозможна. Поэтому суммы, ассигнованные какому-либо ведомству, исчезали навсегда из поля зрения государственного казначейства.
Все бюджетное дело было сосредоточено в руках узкого круга высших сановников во главе с Министром финансов. По закону бюджет должен был представляться на рассмотрение Государственного Совета, фактически же Государственный Совет был устранен от рассмотрения бюджета. Единства кассы в России также не существовало. Государственные денежные средства были раздроблены по многочисленным кассам отдельных ведомств, в которых они годами лежали без использования, тогда как Министерство финансов прибегало для покрытия потребности в деньгах к внешним и внутренним займам.
В 1855г. для изучения постановки контрольного дела в Западной Европе и возможности использования опыта европейских контрольных систем в России за границу был направлен генерал-контролер Контрольного департамента гражданских отчетов Государственного контроля России В.А.Татаринов. Изучив опыт Пруссии, Австрии, Бельгии и Франции, он подробно изложил в записках и докладах сущность и отличительные черты практиковавшихся в этих странах контрольных систем, а также на основе этого опыта подготовил проект реформирования государственного контроля в России.
Проект В.А.Татаринова требовал введения новых начал как в финансовой, так и в ревизионной системах.
В финансовой системе он считал необходимым:
1. Ввести
единообразное составление
2. Ввести единство кассы, то есть сосредоточить все денежные бюджетные средства исключительно в кассах Министерства финансов.
В ревизионной системе В.А.Татаринов предлагал:
1. Учредить
самостоятельное, вполне независимое
от исполнительной власти
2. Ввести
“предварительный контроль”, то
есть проверки правильности
Проект реформы встретил резкое противодействие со стороны министров, так как реформа ограничивала возможность для них бесконтрольно распоряжаться государственными средствами. Министры, всеми силами стараясь отстоять существование своих собственных ведомственных капиталов, также возражали против установления единства кассы.
Особенно враждебно был встречен проект реформы ревизионной системы и идеи государственного контроля. Возражая против введения документальной ревизии, противники реформы утверждали, что эта мера вызовет лишь увеличение штата контрольных учреждений и расходов на их содержание, без ощутимой пользы; при этом делались ссылки на безуспешность попыток введения документальной ревизии в XVIII в.
18 февраля 1859г. Александр II утвердил разработанные В.А. Татариновым и представленные Высшей контрольной комиссией “коренные начала” преобразования государственной отчетности, в том числе и введение предварительного контроля. 22 мая 1862г. были введены в действие “Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений“. В результате этого в государственную роспись стали включаться все расходы и источники их покрытия. С 1862г. роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно опубликовываться.
В 1864г. в Петербурге было введено единство кассы и учреждена при Государственном контроле Временная ревизионная комиссия для производства документальной ревизии оборотов министерств и главных управлений, где было введено единство кассы. В 1866г. процесс реформирования государственного контроля продолжился: были образованы местные контрольные учреждения и введено единство кассы еще в сорока двух губерниях.
Информация о работе История развития государственного финансового контроля в России