Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть постпереходным. Мы постепенно движемся от квазифедеративного типа к федеративному, от тоталитарного к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но основные изменения происходят в экономике.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения.
В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.
Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена. Подобную специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в чистом виде можно достаточно условно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов. Основная проблема состоит главным образом в распределении контрольных полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.
Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. По-прежнему острой для России остается проблема создания всеобъемлющей и надежной системы государственного финансового контроля. Причин здесь несколько.
В некоторых субъектах Федерации власти не понимают значения внешнего государственного финансового контроля. Исполнительная власть прилагает все усилия, чтобы не допустить внешнего контроля за своей деятельностью, а органы представительной власти либо устраивает такая бесконтрольность, либо они слабы, чтобы настоять на своих правах. В других регионах созданные контрольно-счетные органы не осознали масштаба стоящих перед ними задач, не приобрели соответствующие квалификации для их решении, и поэтому их действия фактически дублируют работу других контрольных органов.
Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.
Еще одним важным вопросом является отсутствие закона определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных материально-финансовых мер воздействий на нарушителей финансового законодательства не возможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами контроля задач.
Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, но и законодательно закрепить их задачи, право, сферу действия.
Следует заметить, что Счетная палата РФ придает большое значение решению проблемы создания в стране всеобъемлющей и надежной системы государственного финансового контроля, разработке единственной концепции государственного финансового контроля.
По мнению Счетной палаты РФ, контрольно-счетные органы, учитывая круг их полномочий (внешний контроль всего управления государственные финансовые на соответствующем уровне бюджетной системы, в том числе, контроль эффективности внутренней контрольной службы), их подотчетность органам законодательной власти, могли бы стать координирующем центром, объединяющим усилия всех органов государственного финансового контроля на каждом уровне бюджетной системы.
Объединение контрольно-счетных органов всех уровней в единую систему, построенную на принципах их равноправия и тесного взаимодействия в информационной, методической, экспертно-аналитической и других сферах, позволило бы в полном соответствии с принципами бюджетного федерализма, охватить внешним контролем управление всеми государственными финансами Российской Федерации.
Однако такая система сможет обеспечивать надежный и всеобъемлющий государственный финансовый контроль лишь тогда, когда в каждом регионе Российской Федерации будут действовать профессионально сильные контрольно-счетные органы, способные не только выполнить квалифицированную проверку законности правильности распределения финансовых средств ведение бухгалтерских счетов, но и, что более важно, провести грамотный анализ всей бюджетно-финансовой системы региона, определить области, требующие повышенного внимания контрольных органов, сплотить вокруг себя другие контрольные органы и обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между ними в интересах государства и всего общества.
Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого поля государственного финансового контроля – важнейшая государственная задача.
Информация о работе История развития государственного финансового контроля в России