Классификация источников финансирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Ход исследования предполагает решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита;
-дать понятие государственного долга;
- раскрыть проблемы бюджетного дефицита в России;
-охарактеризовать и проанализировать бюджетный дефицит в Российской Федерации;
-определить методы покрытия бюджетного дефицита.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования бюджетного дефицита
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
5
1.2
Виды бюджетного дефицита
9
2
Источники финансирования бюджетного дефицита
14
2.1
Классификация источников финансирования дефицита бюджета
14
2.2
Понятие государственного долга, его формы
18
3
Управление бюджетным дефицитом в условиях финансового кризиса
27
3.1
Стабилизационный фонд
27
3.2
Методы регулирования бюджетного дефицита в условиях финансового кризиса
37
Заключение
42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

2011 курс. классиф. ист. финанс. гос. бюджета.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового транс­ферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финан­сового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год и плановый период устанавливается нормативная вели­чина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема вало­вого внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Рис. 3.1 Источники формирования Резервного фонда [14, с.407]

Резервный фонд формируется за счет (рис. 3.1):

•     нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его норма­тивной величины;

•     доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирова­ния нефтегазового трансферта в установленном размере федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе испол­нения федерального бюджета вправе в установленном Правительст­вом Российской Федерации порядке использовать без внесения из­менений в федеральный закон о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае не­достаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых дохо­дов федерального бюджета.

Фонд нацио­нального благосостояния представляет собой часть средств феде­рального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (рис. 3.2)

 

Рис.3.2 Источники формирования Фонда национального благосостояния [14, с.408]

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на вышеуказанные цели.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный              на               соответствующий финансовый год               объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фон­да и Фонда национального благосостояния осуществляется Мини­стерством финансов Российской Федерации в - порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации.

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Фе­дерации, Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансо­выми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации.

В случае привлечения специализированных финансовых орга­низаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привле­чения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда на­ционального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национально­го благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возмож­ность получения отрицательных финансовых результатов в кратко­срочном периоде.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

•         долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

•         долговые обязательства международных финансовых органи­заций, в том числе оформленные ценными бумагами;

•         депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных бан­ках и кредитных организациях;

•         депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке
Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

•         долговые обязательства иностранных государств, иностранных
государственных агентств и центральных банков;

•         долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

•         депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях;

•         депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке
Российской Федерации;

•         долговые обязательства и акции юридических лиц;

•         паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Требования к финансовым активам, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств от­дельно для Резервного фонда и Фонда национального благосостоя­ния устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резерв­ного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, откры­тых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации.

Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации ежекварталь­ный и годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчеты об управлении средствами указанных фондов.

 

 

3.2 Методы регулирования бюджетного дефицита в условиях финансового кризиса

 

 

Финансовый кризис существенно осложнил работу по соблюдению сбалансированности  бюджета.

В Бюджетной стратегии РФ до 2023 года говорится: «Основная цель создания Резервного фонда состояла в том,  чтобы гарантировать среднесрочную бюджетную стабильность в случае резкого снижения цен на энергоносители. На момент принятия решения о нормативном объеме фонда долгосрочный прогноз цен на нефть предполагал, что цена в среднем будет составлять около 45 долларов за баррель в долгосрочной перспективе (в ценах 2007 года). В таком случае Резервный фонд обеспечивал перечисление нефтегазового трансферта в федеральный бюджет в установленном размере в течение 10-15 лет, а также гарантировал сохранение его размеров на 3-5 лет в случае резкого падения цена на нефть до уровня около 30 долларов за баррель. К настоящему моменту ожидаемый в долгосрочной перспективе уровень цен на энергоносители существенно пересмотрен в сторону повышения, в среднем примерно до 70-80 долларов за баррель нефти. В таких условиях вероятность падения цен до уровня 30 долларов представляется очень низкой и требования к Резервному фонду несколько смягчаются – необходимо обеспечивать среднесрочную стабильность при ценах около 50 долларов за баррель (в ценах 2008 года). С другой стороны, все более остро стоят проблемы пенсионной системы, особенно в условиях более высокой, чем ожидалось, инфляции. Изначально предполагалось использовать для дополнительного финансирования пенсионной системы лишь инвестиционный доход Фонда национального благосостояния, однако это значительно увеличивает нагрузку на федеральный бюджет, поэтому представляется целесообразным введение ежегодного целевого трансферта из ФНБ (эквивалентного 0,6% ВВП).

Указанные выше изменения ведут к необходимости пересмотреть политику формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Анализ показывает, что при более высокой прогнозируемой динамике цен на нефть нормативные размеры Резервного фонда могут быть снижены до 6 % от ВВП без ущерба для безопасности бюджетной системы.

В условиях сравнительно низкого уровня цен на нефть (соответствующего их динамике ожидавшейся в 2007 году) Резервный фонд оказывается исчерпан в пределах 15-летнего периода как при нормативной величине Резервного фонда 10%, так и при нормативной величине 6%. Разница состоит лишь в том, что в первом случае это происходит в 2022 году, а во втором – в 2020 году. Такая небольшая разница объясняется тем, что в этом сценарии уже начиная с 2012 года нефтегазовых доходов оказывается недостаточным для поддержания нормативной величины Резервного фонда и его средства начинают снижаться в процентах от ВВП.

В случае высоких цен на нефть использование норматива 6% позволяет поддерживать эту величину на протяжении всего 15-летнего периода. Таким образом, при высоких ценах на нефть предлагаемый скорректированный норматив формирования Резервного фонда оказывается достаточным для обеспечения бюджетной безопасности. В случае же снижения цен на нефть различие между новым и прежним нормативом оказывается не столь значительным.

В целом это позволяет сделать вывод, что предлагаемое изменение параметров формирования Резервного фонда не окажет негативного влияния на осуществление им поставленной задачи - обеспечения бюджетной стабильности – с учетом новых макроэкономических условий и ожидаемых цен на нефть. Иными словами, предлагаемые изменения в структуре нефтегазовых фондов согласуются с текущей ситуацией и долгосрочными тенденциями, позволяя Резервному фонда выполнять стабилизирующую функцию, а Фонду национального благосостояния – поддерживать пенсионную систему.» [4, с.8]

Фонд национального благосостояния создавался для поддержки пенсионной системы. Финансо­вый кризис внес свои коррективы, и часть средств фонда уже послужи­ли на благо российской экономи­ки - они поступили на депозиты во Внешэкономбанк - 235,2 млрд. руб. на срок до декабря 2019 г. Под ставку 7% годовых, и 175 млрд. руб. до 21 октября 2013г. под ту же став­ку. При этом деньги из ФНБ выде­лены на возвратной основе, и, предпола­гается, что купленные по низкой цене акции российских компаний, в будущем принесут неплохой до­ход.

Что касается Резервного фон­да, предназначенного для покрытия дефицита бюджета в кризисные годы, то его средства будут задей­ствованы уже в текущем году из-за прогнозируемого дефицита феде­рального бюджета. Минфин будет рас­ходовать деньги очень аккуратно, чтобы их хватило на три года, в те­чение которых должен существо­вать и действовать Резервный фонд.

«Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются.

Прогноз объема Резервного фонда на 2011-2013 годы представлен
в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Прогноз объема Резервного фонда

млрд. рублей

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Объем Резервного фонда на начало года

1 830,5

343,7

47,1

47,1

%% к ВВП

4,1

0,7

0,1

0,1

Курсовая разница

- 67,5

- 12,2

0,0

0,0

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета

- 1 419,3

- 284,4

0,0

0,0

Информация о работе Классификация источников финансирования государственного бюджета