Классификация источников финансирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Ход исследования предполагает решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита;
-дать понятие государственного долга;
- раскрыть проблемы бюджетного дефицита в России;
-охарактеризовать и проанализировать бюджетный дефицит в Российской Федерации;
-определить методы покрытия бюджетного дефицита.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования бюджетного дефицита
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
5
1.2
Виды бюджетного дефицита
9
2
Источники финансирования бюджетного дефицита
14
2.1
Классификация источников финансирования дефицита бюджета
14
2.2
Понятие государственного долга, его формы
18
3
Управление бюджетным дефицитом в условиях финансового кризиса
27
3.1
Стабилизационный фонд
27
3.2
Методы регулирования бюджетного дефицита в условиях финансового кризиса
37
Заключение
42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

2011 курс. классиф. ист. финанс. гос. бюджета.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив научной базой, что бюджетный дефицит- это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п.

Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторой промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильности такой концепции, особенно в условиях стран с переходной экономикой. Различным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют различные типы бюджетных дефицитов.

 

 

1.2 Виды бюджетного дефицита

 

 

Изменение величины сальдо государственного бюджета может происходить как на основе действия так называемых “встроенных стабилизаторов” экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит). При дискреционной политике правительство целенаправленно изменяет соотношение между доходной и расходной частями бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости и выпуска - увеличивает свои расходы  или снижает налоги. Таким образом правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.

При недискреционной фискальной политике несбалансированость бюджета возникает автоматически, в результате действия “встроенных стабилизаторов” экономики. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита государственного бюджета и частично компенсирует сокращение совокупного спроса.

Вместе с тем встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний фактического ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают их амплитуду. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате этих мер возникает структурный дефицит-разность между расходами и доходами бюджета при потенциальном объеме ВВП. Поэтому циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

В переходных экономиках при оценке дефицита государственного бюджета широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году, Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

      “налоговая амнистия”, которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонившихся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

      мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

      введение временных или добавочных налогов;

      отсрочка расчетов с поставщиками;

      отсрочка выплат заработной платы работникам государственного сектора;

      отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;

      расширенная распродажа государственных активов.

Таким образом, дефицит государственного бюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики.

Количественные оценки и в промышленно развитых странах, и в переходных экономиках бюджетного дефицита и государственного долга объективно усложняются следующими факторами:

                  при оценке величины государственных доходов было бы целесообразно учитывать размеры амортизации в государственном секторе экономики, так как в противном случае размеры бюджетного дефицита и государственного долга;

                  важной статьей государственных расходов является обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга.

           Нередко объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу;

                  наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета существует его скрытый дефицит, обусловленный расходами, к которым

относятся централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком.

Скрытый  дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед очередными выборами), а также в рамках “жесткого” курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет. В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов, второй - связан со снижением налогов и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции.

Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны.

Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов.              

Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой — делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов.

Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.

Нельзя не акцентировать внимания еще на одном факте: чтобы приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос на нее, поднимает международную ценность и, несомненно, приводит к сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны.

Последствием становится уменьшение валового внутреннего продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.

Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:

                  инфляция;

                  государственный долг;

                  истощение валютных резервов;

                  снижение инвестиционной активности;

                  сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;

                  снижение жизненного уровня населения.

Таким образом, бюджетный дефицит-это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства.

Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2-3 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники финансирования дефицита бюджета

 

2.1 Классификация источников финансирования дефицита бюджета

 

Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, опти­мизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокраще­нию дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансо­вого положения в стране. В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефици­та бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в Рос­сии в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета де­лятся на внутренние (рис. 2.1) и внешние.

 

Рис. 2.1 Внутренние источники финансирования дефицита [10, с.481]

Внутренние источники имеют следу­ющие формы:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности;

- сумма превышения доходов над расходами по государственным
запасам и резервам;

- изменение остатков средств по учету средств федерального бюд­жета.

 

Рис. 2.2 Внешние источники финансирования дефицита [10, с.482]

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте
путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иност­ранной валюте, привлеченные РФ.

Средства финансового резерва могут использоваться только на:

- замещение внутренних источников финансирования дефицита
федерального бюджета: поступлений от размещения государственных
ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в
государственной собственности;

- замещение внешних источников финансирования дефицита фе­дерального бюджета;

- погашение государственного долга РФ.

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижесто­ящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние ис­точники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени субъекта РФ;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

         -   кредиты, полученные от кредитных организаций;

      - поступления от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности субъекта РФ;

      - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муници­пальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного
бюджета.

Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с раз­решения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов сво­их бюджетов.

Мировой опыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объема бюджетов. Не­гативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую за­висимость от одного источника дохода, так как при его незначитель­ном недопоступлении или несвоевременном поступлении возника­ют осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня.

Итак, дефицит бюджета - это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом дру­гих факторов.

С экономической точки зрения профицит бюджета означает из­лишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

Информация о работе Классификация источников финансирования государственного бюджета