Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Целью исследования является анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Ход исследования предполагает решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита;
-дать понятие государственного долга;
- раскрыть проблемы бюджетного дефицита в России;
-охарактеризовать и проанализировать бюджетный дефицит в Российской Федерации;
-определить методы покрытия бюджетного дефицита.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования бюджетного дефицита
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
5
1.2
Виды бюджетного дефицита
9
2
Источники финансирования бюджетного дефицита
14
2.1
Классификация источников финансирования дефицита бюджета
14
2.2
Понятие государственного долга, его формы
18
3
Управление бюджетным дефицитом в условиях финансового кризиса
27
3.1
Стабилизационный фонд
27
3.2
Методы регулирования бюджетного дефицита в условиях финансового кризиса
37
Заключение
42
Список использованной литературы
Продолжение табл. 3.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем Резервного фонда на конец года | 343,7 | 47,1 | 47,1 | 47,1 |
%% к ВВП | 0,8 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах | 296,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Средства Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан, что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для финансового обеспечения устойчивости пенсионной системы (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
---|---|---|---|---|
Объем Фонда национального благосостояния на начало года | 2 769,0 | 2 696,1 | 2 603,7 | 2 684,9 |
%% к ВВП | 6,1 | 5,4 | 4,7 | 4,3 |
Поступления и курсовая разница | - 70,4 | - 87,3 | 88,7 | -31,6 |
Использование средств Фонда национального благосостояния | - 2,5 | - 5,0 | - 7,5 | - 10,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года | 2 696,1 | 2 603,7 | 2 684,9 | 2 643,3 |
%% к ВВП | 6,0 | 5,2 | 4,8 | 4,3 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах | 518,7 | 217,0 | 217,0 | 217,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах | 2 177,4 | 2 386,7 | 2 467,9 | 2 426,3 |
Таким образом, в связи с исчерпанием Резервного фонда и реализацией взвешенной политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации, прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (табл.3.3)
Таблица 3.3
Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета
Показатель | 2010 год | проект | ||
---|---|---|---|---|
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Всего источников | 950,1 | 1 524,6 | 1 726,9 | 1 785,7 |
%% к ВВП | 2,1 | 3,0 | 3,1 | 2,9 |
увеличение | 1 653,8 | 2 319,8 | 2 692,1 | 2 774,8 |
уменьшение | - 703,7 | - 795,2 | - 965,2 | - 989,1 |
Источники внутреннего финансирования дефицита | 832,4 | 1 478,9 | 1 644,0 | 1 702,2 |
увеличение | 1 383,3 | 2 077,5 | 2 449,3 | 2 530,7 |
из них: |
|
|
|
|
государственные ценные бумаги | 1 042,8 | 1 709,9 | 2 023,3 | 2 101,9 |
приватизация | 7,0 | 298,0 | 276,1 | 309,4 |
бюджетные кредиты (ссуды) | 9,9 | 58,2 | 138,9 | 109,0 |
уменьшение | - 550,9 | - 598,6 | - 805,3 | - 828,5 |
из них: |
|
|
|
|
государственные ценные бумаги | - 235,7 | - 369,1 | - 518,9 | - 616,6 |
бюджетные кредиты (ссуды) | - 170,7 | - 114,1 | - 103,2 | - 52,0 |
компенсация сбережений | - 115,0 | - 50,0 | - 50,0 | - 50,0 |
Источники внешнего финансирования дефицита | 117,7 | 45,7 | 82,9 | 83,5 |
увеличение | 270,5 | 242,3 | 242,8 | 244,1 |
из них: |
|
|
|
|
государственные ценные бумаги | 220,9 | 213,5 | 214,9 | 217,0 |
государственные кредиты | 42,3 | 20,7 | 20,9 | 22,0 |
уменьшение | - 152,8 | - 196,6 | - 159,9 | - 160,6 |
из них: |
|
|
|
|
государственные ценные бумаги | - 41,6 | - 76,0 | - 40,5 | - 40,9 |
государственные кредиты | - 51,3 | - 56,9 | - 70,6 | - 73,5 |
Заключение
В первые годы рыночных реформ бюджетная политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.
Сокращение бюджетного дефицита превратилось в России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов. Однако этому препятствовало наличие в российской экономике обширного сектора, зависящего от государственных заказов или дотаций (ВПК, АПК, угольная промышленность, социальная сфера).
В рамках политики минимизации бюджетного дефицита были резко сокращены расходы по финансированию народного хозяйства, в незначительной мере производилась индексация социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов социального характера, перекладывалась с федерального уровня на региональный и местный уровни. Возник своего рода порочный круг: «сжатие» бюджетных расходов, сопровождавшееся углублением кризиса неплатежей, вело к падению объемов производства, за которым следовало новое падение реальных бюджетных доходов и расходов.
В проведении бюджетной политики России сформировались два варианта. Один вариант (либеральный) предполагает стимулирование экономического роста через решительное преодоление налогового кризиса и связанной с ним зависимости бюджета от внутренних и внешних заимствований, а также сокращение расходов путем проведения структурных реформ (военной, пенсионной, жилищно-коммунальной и др.). Другой вариант (дирижистский) основывается на идее о принципиальной неспособности частного бизнеса накапливать капитал и инвестировать его в производство. Поэтому государство должно активно направлять инвестиционную деятельность всех экономических агентов. Предполагается, что только оно способно аккумулировать финансовые ресурсы и разумно их инвестировать. В основе этого предположения лежит проявившаяся в переходной экономике слабость частной финансовой системы, которая не может привлечь на длительный срок внутренние сбережения и повысить их общий уровень.
Список использованной литературы
1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 года (дата посл. изм. 30.09.2010) // СПС Консультант Плюс
2.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах// www. minfin.ru
3.Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»// www.minfin.ru
4.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б., 2-е изд. испр., пер.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 703 с.
5. Бюджетное право: учеб. пос. /Под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.-271 с.
6. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 319 с.
7. Государственный и муниципальный долг/ Под ред. Л.И. Ушвицкого .- М.: Финансы и статистика, 2007.- 192 с.
8.Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие под ред. Поляка Г.Б.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 319 с.
9.Грязнова А.Г. Финансы: учебник. - М. : Финансы и статистика, 2008. -
504 с.
10.Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации.-М :Высшее образование, 2009.-715 с.
11.Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах.-М.:Высшее образование ,2008.-516 с.
12.Иванова О.Б., Рукина С.Н., Денисова И.П. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие.- Ростов на/Д:Феникс,2008.-308 с.
13.Основные направления долговой политики РФ на 2011-2013 гг//www.minfin.ru
14.Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009.-559 с.
15.Пояснительная записка к Проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"// www/minfin.ru
16. Финансы: учебник/Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. М.Б. Сабанти.- М.:Юрайт-Издат, 2007.- 462 с.
17. Финансы. Налоги. Кредит: учебник/Под ред. И.Д.Мацкуляка.- М.: Изд-во РАГС, 2007.- 656 с.
18.Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 288 с.
19.Финансы: учебник/ под. ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Экономисть, 2005.-682 с.
20.Шуляк П.Н. Финансы.- М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-608 с.
Информация о работе Классификация источников финансирования государственного бюджета