Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Целью исследования является анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Ход исследования предполагает решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита;
-дать понятие государственного долга;
- раскрыть проблемы бюджетного дефицита в России;
-охарактеризовать и проанализировать бюджетный дефицит в Российской Федерации;
-определить методы покрытия бюджетного дефицита.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования бюджетного дефицита
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
5
1.2
Виды бюджетного дефицита
9
2
Источники финансирования бюджетного дефицита
14
2.1
Классификация источников финансирования дефицита бюджета
14
2.2
Понятие государственного долга, его формы
18
3
Управление бюджетным дефицитом в условиях финансового кризиса
27
3.1
Стабилизационный фонд
27
3.2
Методы регулирования бюджетного дефицита в условиях финансового кризиса
37
Заключение
42
Список использованной литературы
Содержание
Введение | 3 | ||||
1 | Теоретические основы формирования бюджетного дефицита | 5 | |||
1.1 | Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия | 5 | |||
1.2 | Виды бюджетного дефицита | 9 | |||
2 | Источники финансирования бюджетного дефицита | 14 | |||
2.1 | Классификация источников финансирования дефицита бюджета | 14 | |||
2.2 | Понятие государственного долга, его формы | 18 | |||
3 | Управление бюджетным дефицитом в условиях финансового кризиса | 27 | |||
3.1 | Стабилизационный фонд | 27 | |||
3.2 | Методы регулирования бюджетного дефицита в условиях финансового кризиса | 37 | |||
Заключение | 42 | ||||
Список использованной литературы | 44 |
Введение
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг.
С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
Как ни печально, идеального решения проблемы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире.
Даже в наиболее развитых странах – это перманентный диалектический политико-экономический процесс. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.
Актуальность данной темы заключается в том, что идеального решения проблемы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире.
Даже в наиболее развитых странах – это постоянно происходящий политико-экономический процесс.
Предметом данной работы являются бюджетный дефицит и методы его покрытия.
Целью исследования является анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Ход исследования предполагает решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита;
-дать понятие государственного долга;
- раскрыть проблемы бюджетного дефицита в России;
-охарактеризовать и проанализировать бюджетный дефицит в Российской Федерации;
-определить методы покрытия бюджетного дефицита.
При выполнении данной работы были использованы следующие материалы: нормативные акты, периодические печатные источники информации (журналы «Финансы и кредит», «Финансы и деньги», «Экономист», «Финансовая статистика», «Экономика и жизнь»), информация сети Интернет.
1. Теоретические основы формирования бюджетного дефицита
1.1 Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны.
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда, стал характерен сегодня для большинства развитых стран.
Наиболее точное обозначение термина бюджетного дефицита дано Ив Бернаром и Жан-Клод Колли, а именно: ”бюджетный дефицит-это недостаток реально имеющихся средств по сравнению с общими расходами, предусмотренными законом о государственном бюджете года в рамках общего бюджета и специальных счетов казначейства”.
В настоящее время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета отрицательным или положительным явлением.
Первая из них – монетаристская – является в данном случае продолжением классической буржуазной политической экономии. Данная теория полагает, что бюджетный дефицит – негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом.
Дефицит государственного бюджета – это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.
Вторая точка зрения - кейнсианская – появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращение кризиса и устранение безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительные. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс и его американские последователи А. Хансен, Г. Маултон и другие. В 1940 г. Кейнс, ссылаясь на опыт Германии и Великобритании, заявил, будто с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.
Глубокие изменения, произошедшие в конце 60-х гг. в мировой экономике и выразившиеся в целой серии разного рода кризисов – сырьевом, валютно-финансовом, циклическом кризисе, в бурном развитии инфляционных процессов, заметно пошатнули стандартные кейнсианские схемы антициклической политики, когда инфляцию, обычно совпадавшую с фазой подъема, пытались сдерживать, ограничивая спрос, а кризис наоборот стремились преодолевать путем расширения спроса. Стало очевидно, что кейнсианская доктрина государственно-
Третья точка зрения – эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие, как Роберт Барро, считает, что рост бюджетного дефицита не обязательно ведет повышению процентных ставок. Роберт Барро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной меры, направленной на сохранение определенного уровня жизни.
Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.
Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформирования финансово-кредитной системы, корректировке бюджетной политики.
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
1) чрезмерных государственных расходов;
2) ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);
3) циклических спадов в экономике.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействуют одновременно. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие. Создает отрицательное бюджетное сальдо.
С другой стороны, причинной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным доходным источником бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.
Безусловно, важнейшим фактором, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, является колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в период подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.
Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В тоже время возрастают отдельные виды государственных расходов. Как правило, правительства в периоды спада принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.
С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
Информация о работе Классификация источников финансирования государственного бюджета