Контрольная работа по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Бюджетные права государственных и местных органов власти и управления определяются в соответствии с разграничением между ними экономических и управленческих функций.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития бюджетной системы России.
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение бюджетного права РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и роль бюджета, его виды 4
2. Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ 8
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 15

Файлы: 1 файл

Finansovoe_pravo_kr1.docx

— 35.10 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе субъектов  бюджетных правоотношений относятся: представительные органы власти разного  уровня; Правительство РФ; правительства  республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих  государственных административно-территориальных  образований; система финансовых органов; финансовые управления и отделы; Федеральное  казначейство РФ; система банков; все  другие органы, входящие в систему  органов государственной и местной  власти.

Бюджетные правоотношения могут  возникать между представительными  и исполнительными органами государственной  или местной власти одного уровня, внутри самих исполнительных органов  власти этого же уровня, между представительными  и исполнительными органами государственной  или местной власти, с одной  стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого  же уровня подведомственности (а в  определенных случаях – и вышестоящего подчинения) – с другой.

К третьей группе субъектов  бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные  предприятия; государственные и  муниципальные учреждения, финансируемые  из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные  отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и  получения ассигнований из бюджета.

Установлено, что субъектов  бюджетных правоотношений характеризуют  следующие признаки:

- участие в распределении  доходов и расходов между бюджетами;

- субъект является участником (стороной) бюджетного процесса любой  его стадии;

- связь с бюджетом по  линии получения из него денежных  сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных  признаков для субъекта бюджетных  правоотношений обязательно, но их может  быть два или все три.

Из этого следует, что  не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные организации, а  также граждане – они не имеют  необходимых признаков, а их отношения  с бюджетом опосредуются либо налоговым  правом, либо другими отраслями права.[4]

Есть еще одна особенность  бюджетных правоотношений – они  не могут длиться больше года, поскольку  бюджет принимается только на один год. Однако это обстоятельство не исключает  того, что бюджетные правоотношения носят, как правило, непрерывный  характер, поскольку возобновляются еще в текущем бюджетном году.

Нормы бюджетного права по своему содержанию и характеру регулируемых отношений подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы бюджетного права устанавливают бюджетное  устройство и бюджетную систему  Российской Федерации; состав доходов  и направления расходов бюджетной  системы; полномочия по получению бюджетных  доходов и т.д. Материальные нормы  составляют основу бюджетного права.

Что касается процессуальных норм бюджетного права, то они выполняют  подчиненную, служебную роль по отношению  к материальным нормам бюджетного права. Однако это не умаляет их значения, поскольку они обеспечивают правильное применение материальных норм. Отличительной  особенностью процессуальных норм бюджетного права является то, что они имеют  процедурный характер. Эти нормы  регламентируют бюджетный процесс  – процедуру составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении. Процессуальные нормы бюджетного права распределяются по стадиям бюджетного процесса. Исключительно  важную роль процессуальные нормы бюджетного права играют в четкой регламентации  порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов, например, реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетной компетенции соответствующими субъектами.

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют источники  бюджетного права. Бюджетные отношения  также регулируются нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ, правительствами  субъектов РФ, органами местного самоуправления. Значительная роль в регулировании  бюджетных отношений принадлежит  нормативным актам Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов  других субъектов РФ.

Основополагающим актом  бюджетного права является Конституция  РФ 1993 г., в которой заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, сформулированные с учетом федерального устройства государства. В соответствии со ст. 5 Конституции  РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной  целостности и разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Предметы ведения в области бюджета  сформулированы в ст. 71 Конституции  РФ, где сказано, что в ведении  Российской Федерации находятся  федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

В статье 72 Конституции РФ записано, что установление общих  принципов налогообложения в  Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В статье 1 «Протокола к договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджета системы Российской Федерации.

В статье 75 Конституции РФ подчеркивается, что системе налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения  в Российской Федерации устанавливаются  федеральными законами.

Наиболее важным и емким  законодательным актом в области  бюджетного права является Бюджетный  кодекс РФ, принятый Государственной  Думой Федерального Собрания 17 июля 1998 г. В нем установлены общие  принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной  системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных  правоотношений, порядок регулирования  межбюджетных отношений, а также  определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюджетный кодекс законодательно закрепил компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере. Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах более общего характера.

Источниками бюджетного права  являются и акты, регламентирующие правовое положение государственных  органов, в той или иной мере имеющих  отношение к формированию и использованию  федерального бюджета (Указ Президента РФ «О Федеральном казначействе» и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании данной работы сделаем выводы:

Бюджет – форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Основными функциями бюджета  являются следующие:

- перераспределение национального  дохода и ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение  социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетное право Российской Федерации - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Отношения, возникающие по поводу образования, распределения  и использования бюджетных фондов, составляют предмет бюджетного права.

Субъекты бюджетных правоотношений делятся на три группы:

1. Государство, национально-государственные  и административно-территориальные  образования.

2. Представительные и  исполнительные органы государственной  и местной власти.

3. Государственные и муниципальные  организации. 

Источниками бюджетного права  являются и акты, регламентирующие правовое положение государственных  органов, в той или иной мере имеющих  отношение к формированию и использованию  федерального бюджета.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Источники

Опубликованные

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - N 237.(изм. 30.12.06)

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г.//РГ. – 12 августа 1998г. (изм. 19.12.06)

Литература

3. Жилинский, С.Э. Бюджетное право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 672 с.

4.  Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник – М.: Юристъ, 2000. – 727 с.

5. Мандрица, В.М. Бюджетное право: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

6. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Русская Деловая Литература, 2001. – 608 с.


Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"