Кредитование юридических лиц и перспективы его развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ сущности и функций банковского кредита, выработка предложений и определение основных направлений совершенствования деятельности банка на основе анализа организации процесса кредитования юридических лиц.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием кредитных операций коммерческого банка, раскрыть сущность и необходимость кредита, его принципы, классификацию, осветить порядок предоставления кредита юридическим лицам;
- определить цели и методику оценки качества кредитования в банке;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАНКА
1.1 Сущность и основные принципы банковского кредитования
1.2 Правовое регулирование кредитных отношений банка и хозяйствующего субъекта
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
2.1 Кредитная документация, предоставляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
2.2 Процедура выдачи и погашения кредита
2.3 Кредитный портфель и его структура на примере Гродненского регионального отделения ОАО «Белвнешэкономбанк»
2.4 Кредитный риск и основные способы его минимизации
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАНКА С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
3.1 Кредитная политика банка и основные принципы ее формирования
3.2 Улучшение организации кредитования с учетом отечественного и зарубежного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

DIPLOMNAYa_RABOTA.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Однако очевидно, что банки в целях выполнения основополагающих нормативов и сокращения рисков обязаны осуществлять достаточно скрупулезный контроль истории создания и ведения бизнеса своих заемщиков. В условиях непрозрачности информации о деятельности субъектов хозяйствования, отсутствии кредитных агентств и прочих атрибутах развивающейся экономики сбор подобной информации вызывает определенные сложности у банков.

Ограничение размера  риска на одного клиента или группу взаимосвязанных клиентов устанавливается для уменьшения вероятных убытков в случаях, когда вложенные в рискованные операции средства не возвращаются вовремя и в полном размере. Максимальный размер риска на одного клиента (группу клиентов) в первые два года после государственной регистрации банка не может превышать 20 % собственных средств (капитала), в последующие годы деятельности - 25 %.

Риски по взаимосвязанным  клиентам при осуществлении контроля за соблюдением установленных нормативов максимального размера риска  контролируются в совокупности по группе. Контроль отдельно по клиентам, входящим в группу, не осуществляется.

Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь требует от банков выполнять во внутренних локальных документах процедуру  и методику оценки связи одного клиента с другим клиентом. В противном случае, если эта связь обнаружена не будет, банк рискует нарушить норматив максимального риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов). А при нарушении банковским учреждением этого норматива Национальный банк вправе применить к нему следующие санкции:

- направить  предписание об устранении нарушений;

- уменьшить  значение норматива максимального  размера риска на одного клиента  (группу взаимосвязанных клиентов) по вновь осуществляемым активным  операциям на срок до одного года либо до устранения нарушений;

- приостановить  действие лицензии на осуществление  отдельных банковских операций  на срок до одного года до  устранения нарушений;

- внести предложение  о замене руководителя банка  либо потребовать его отстранение  от занимаемой должности.

В целях ограничения  кредитного риска определяются полномочия на совершение активных операций, имеющих  кредитный риск:

- сделка или  несколько взаимосвязанных сделок  в размерах более 10 процентов  собственного капитала банка  совершаются на основании разрешения и (или) установленных Наблюдательным Советом банка лимитов;

- Высший кредитный  комитет принимает решения о  совершении сделки или нескольких  взаимосвязанных сделок в размерах  не более 10 процентов собственного  капитала банка;

- Малый кредитный комитет принимает решения о проведении активных операций, имеющих кредитный риск, в пределах предоставленных Правлением банка полномочий;

- кредитный  комитет отделения принимает  решения о проведении активных  операций, имеющих кредитный риск, в пределах установленных Высшим кредитным комитетом лимитов, либо предоставленных руководителю отделения полномочий [4].

Таким образом, для осуществления оценки уровня кредитного риска в банке и  качества управления им необходимо проанализировать и оценить систему предупреждения, выявления, оценки, контроля и минимизации риска, а также ее соответствие кредитной политике банка.

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  БАНКА С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

3.1 Кредитная  политика банка и основные  принципы ее формирования

Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитными операциями является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка [18, с.7].

Кредитная политика коммерческого  банка представляет собой систему  денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики [14, с. 46].

Портфель банковских кредитов подвержен  всем основным видам риска, которые  сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, кредитному риску.

Управление кредитным риском требует  от банка постоянного контроля за структурой портфеля кредитов и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность - риск» банк вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения кредита одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.

На первом этапе реализации кредитной  политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона  работы потенциальных заемщиков  в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями кредитополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным [14, с.47].

Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

Основные направления кредитной  политики банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:

- соотношения кредитов и депозитов;

- соотношения собственного капитала  и активов;

- лимиты сегментов портфеля  активов банка в целом;

- лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

- клиентские лимиты:

а) для акционеров (пайщиков);

б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для новых клиентов;

г) для неклиентов банка;

- географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);

- требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);

- требования по документальному  оформлению и сопровождению кредитов;

- планируемый уровень кредитной  маржи и механизмы принятия  решения об его изменении.

Утверждается Положение о порядке  выдачи кредитов, где отражается:

- организация кредитного процесса;

- перечень требуемых документов  от заемщика и стандарты подготовки  проектов кредитных договоров;

- правила проведения оценки  обеспечения.

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию [34, с. 317].

Кредитная политика коммерческого  банка основывается на реальных экономических  предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

Стремление разработать оптимальную, экономически обоснованную, взвешенную кредитную политику вынуждает коммерческие банки проводить курс на дальнейшею диверсификацию кредитного портфеля с целью минимизации кредитного риска. Решение о выдаче кредитов, как правило, принимается кредитным комитетом банка. Этому предшествует анализ финансового состояния и кредитоспособности потенциального заемщика, оценка предлагаемого обеспечения исполнения обязательств, изучение репутации заемщика. Важным является сочетание и взаимосвязь кредитной политики с ресурсной политикой банка, достижение оптимального соотношения между активными и пассивными операциями банка по срокам и по структуре, выполнению экономических нормативов.

Важным элементом кредитной  политики является организаций кредитного процесса. В данном случае реализация кредитной политики происходит на основе разработанной системы предоставления полномочий на выдачу кредитов. Их размер дифференцируется в зависимости от объема кредитных операций, выполняемых банком, уровня квалификации и опыта персонала, наличия просроченной задолженности по кредитам, структуры кредитного портфеля [27, с.14].

В настоящее время в банковской практике существуют и иные подходы к реализации кредитной политики. В частности, ряд коммерческих банков (особенно российских) в последние годы решили отказаться от использования системы кредитных полномочий, посчитав ее для себя нецелесообразной в силу разных причин: определенной громоздкости системы, длительного периода принятия решений, отвлечения квалифицированных кредитных работников от их непосредственных обязанностей для участия в работе кредитных комитетов.

Сейчас начинает использоваться другая многоступенчатая система утверждения кредита. Возможность предоставления кредита или определенные условия кредитования зависят от рейтинга клиента (его кредитоспособности) и степени кредитного риска. При ее использовании имеют место индивидуальные полномочия кредитного работника кредитного отдела, которые распространяются на утверждение кредитной услуги.

Следует отметить, что индивидуальные полномочия часто различны в разных подразделениях даже одного банка и  зависят от уровня квалификации служащего  банка, типа, размера, срока, погашения и размера ранее размещенных кредитных ресурсов. Кроме того, важно подчеркнуть, что кредитные работники могут расширять, увеличивать и обновлять виды кредитных услуг до предусмотренного объема. Управляющий банка может быть наделен индивидуальной ответственностью за все кредиты, предоставленные кредитным отделом [13, с. 2].

Каждый банк приходит к собственной  кредитной политике. Поэтому главный  вопрос состоит не только в том, есть ли она у банка, но и в ее качестве (степени соблюдения принципов кредитной  политики, в частности, эффективности, оптимальности). Организация кредитных взаимоотношений банка с заемщиком определяется многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление кредита, величину кредитного портфеля, виды кредитов и другими.

Кредитная политика коммерческих банков обусловлена денежно-кредитной политикой, проводимой Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что банковская политика, как обобщающее понятие, представляет собой совокупность элементов (депозитная политика, кредитная политика, политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов, процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых и прочих).

Таким образом, являясь неотъемлемым элементом банковской политики в  целом, кредитная политика коммерческого  банка должна рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи с  другими элементами банковской политики, особенно депозитной политикой.

Функции кредитной политики можно  условно разделить на две группы:

1) Общие, присущие различным  элементам банковской политики.

2) Специфические, отличающие кредитную  политику от других ее элементов.

К общим функциям относятся: коммерческая функция, т. е. функция получения банком прибыли от проведения кредитных, расчетных и других операций, стимулирующая и контрольная [31, с.6].

Стимулирующая функция проявляется  в том, что кредитная политика стимулирует аккумуляцию временно свободных денежных средств в банках и их рациональное использование. Возможность для клиента банка получить дополнительный доход на средства, помещенные в банк на депозит, является стимулом для клиента воздержаться на определенный срок от текущего потребления. Возможность получить в банке кредит имеет важное значение для покрытия временной потребности в дополнительных средствах, при этом необходимость уплаты банку процентов за пользование кредитом стимулирует заемщика погасит задолженность в максимально короткие сроки. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их с максимальной выгодой.

Смысл контрольной функции заключается в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка.

Роль кредитной политики заключается  в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности. Роль кредитной политики банков в экономике определяется ее важным значением в процессе перераспределения денежных средств между отраслями и сферами рыночной экономики через банки, перевода сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму.

Конкретные, частные цели развития банка могут включать, например, расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам, улучшение работы с клиентами с высокими доходами, ранжирование клиентов и т. д. Для коммерческого банка, обслуживающего юридических лиц и физических лиц, цели развития взаимоотношений с клиентами могут быть следующими:

1) Производственные цели (изменение  доли рынка, обеспеченность клиентов  услугами банка, структурные показатели, рост (снижение) среднего остатка  средств на счетах).

Информация о работе Кредитование юридических лиц и перспективы его развития в современных условиях