Кредитование юридических лиц и перспективы его развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ сущности и функций банковского кредита, выработка предложений и определение основных направлений совершенствования деятельности банка на основе анализа организации процесса кредитования юридических лиц.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием кредитных операций коммерческого банка, раскрыть сущность и необходимость кредита, его принципы, классификацию, осветить порядок предоставления кредита юридическим лицам;
- определить цели и методику оценки качества кредитования в банке;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАНКА
1.1 Сущность и основные принципы банковского кредитования
1.2 Правовое регулирование кредитных отношений банка и хозяйствующего субъекта
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
2.1 Кредитная документация, предоставляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
2.2 Процедура выдачи и погашения кредита
2.3 Кредитный портфель и его структура на примере Гродненского регионального отделения ОАО «Белвнешэкономбанк»
2.4 Кредитный риск и основные способы его минимизации
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАНКА С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
3.1 Кредитная политика банка и основные принципы ее формирования
3.2 Улучшение организации кредитования с учетом отечественного и зарубежного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

DIPLOMNAYa_RABOTA.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

2) Цели сбыта банковских продуктов.

3) Цели коммуникации (расширение известности банка, его имидж).

4) Цели функционирования банка  (виды деятельности и наличие  соответствующего персонала) [25, с. 44].

На уровне конкретного коммерческого  банка его политика выражается в  идее стратегии и тактики в области организации и осуществления банковских операций и услуг с целью обеспечения рентабельности, надежности и ликвидности банка.

Стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику как совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Таким образом, сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности.

Коммерческие банки при разработке своей стратегии должны учитывать  следующие моменты:

1) Клиенты. Для коммерческих  банков Республики Беларусь чрезвычайно  важное значение имеет стратегическая  ориентация на клиента. В условиях  экономической нестабильности положение клиентов банка резко ухудшается. В настоящее время значительное количество предприятий работают с недостатком собственного капитала, наличием дебиторской и кредиторской задолженности. Поэтому главной стратегий для коммерческих банков является поиск клиентов - надежных потребителей банковских услуг, а также проведение экономической работы с клиентами по укреплению их финансового состояния.

2) Затраты. В условиях экономической  нестабильности банковская система  не может быть сильной. Поэтому одним из приоритетных направлений стратегии банков в этот период является сокращение расходов, но затраты на покрытие рисков сокращаться не должны. По опыту из мировой банковской практики, банки, как правило, сокращают вложения денежных средств в персонал, поскольку снижение затрат на оснащение банка новыми технологиями, программным обеспечением может подорвать его позиции на рынке, ослабить конкурентоспособность, определит технологическое отставание в будущем.

3) Капитал. При разработке банковской  стратегии необходимо оценивать также собственные средства банка, в частности, его акционерный капитал с позиции доходности акций. Банку сложно быть универсальным, поскольку это требует большого акционерного капитала, который еще необходимо хорошо разместить, что определяет необходимость правильного выбора клиентуры, рационального использования средств.

4) Способности руководства банка.  Необходимым элементом стратегии  банка является также характер, прозорливость руководителя банка,  его способность разработать  оптимальную, реальную стратегию развития банка [45, с. 94].

Кредитная политика коммерческого  банка зависит от двух групп факторов. К первой группе относятся факторы, определяющие внешнюю политику банка (состояние рынка, на котором функционирует  банк, риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские услуги).

Ко второй группе относятся факторы, определяющие внутреннюю политику банка (приоритеты банка на ближайшую и  отдаленную перспективу по развитию собственной деятельности: доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и другие).

Внешняя политика коммерческого банка в части организации кредитного процесса должна конкретизировать:

-как банк оценивает состояние  экономической и политической  ситуации в стране и ее динамику, какие ограничения, исходя из этих факторов, он накладывает на свою кредитную деятельность (по привлечению средств в депозиты и предоставлению кредитов);

-какие целевые рынки и сегменты  рынков банк считает перспективными  для кредитования (и в каких объемах), а какие абсолютно неприемлемыми;

-каким минимальным требованиям  должны удовлетворять потенциальные  заемщики с позиций анализа  их кредитоспособности;

-какие ограничения накладываются  на процесс кредитования, исходя  из существующей нормативной базы, требований органов надзора и регулирования.

Внутренняя политика банка должна затрагивать следующее:

-структура подразделений и органов  управления кредитным процессом;

-формирование состава и полномочий  кредитного комитета;

-уровни доходности и риска, приемлемые для банка в зависимости от качества кредитов;

-показатели ликвидности, доходности  и достаточности капитала, которые  банк считает для себя оптимальными, и критические отклонения от  критического уровня;

-кредитные технологии, которые банк считает для себя обязательными;

- требования к сотрудникам кредитной  службы [28, с. 22].

В целях достижения Гродненским  региональным отделением ОАО «Белвнешэкономбанк»  роста основных финансово - экономических  показателей деятельности, предусмотренных бизнес - планом на 2006 год, а также ориентиров, определенных Основными направлениями денежно - кредитной политики Республики Беларусь, необходимо:

- обеспечивать наращивание собственного  капитала банка в размерах, позволяющих  соблюдать установленные нормативы максимального размера риска, увеличивать объем активных операций;

- повышать эффективность использования  привлеченных банком ресурсов, максимизировать  чистый процентный доход от  операций в иностранной валюте, в т.ч. за счет наращивания  кредитного портфеля клиентов в иностранной валюте адекватно приросту срочных источников;

- активизировать работу по восполнению  ресурсных потоков, переведенных  в государственные банки с  текущими и депозитными счетами  госпредприятий и организаций,  в т.ч. за счет привлечения на обслуживание новых динамично развивающихся клиентов;

- поддерживать достигнутый уровень  качества кредитного портфеля  банка, в т.ч. посредством дальнейшего  совершенствования кредитной политики  на всех этапах кредитования;

- динамично наращивать комиссионные доходы, в т.ч. за счет оказания широкого спектра консультационных банковских услуг, увеличения коэффициента обеспеченности клиентов банковскими продуктами, выявления скрытых резервов в применяемых тарифах на операции и услуги банка;

- продолжать работу по сокращению операционных и других затрат путем строгого режима экономии, дальнейшего совершенствования организационной структуры банка;

- принимать меры по взысканию  проблемной кредитной задолженности,  просроченных и не взысканных  в срок процентов учитываемых как на балансовых, так и внебалансовых счетах, реализации имущества, переданного банку в погашение задолженности;

- осуществлять мероприятия, направленные  на уменьшение активов, не приносящих  доход.

Успех кредитной политики зависит  от того, насколько полно воплощены ее установки в разрабатываемых на каждом этапе развития банка стратегий и тактики. Решения стратегических и тактических вопросов кредитования клиентов определяют роль кредитной политики в развитии банка как коммерческого предприятия.

3.2 Улучшение  организации кредитования с учетом  отечественного и зарубежного  опыта

Негативные тенденции в развитии экономики страны, спад производства, продолжающийся в ряде отраслей, низкая кредитная окупаемость финансируемых  производственных проектов оказали отрицательное влияние на устойчивость финансового положения банков [40, с. 7].

Отсутствие на этапе становления  банковской системы Республики Беларусь законодательно закрепленной ответственности  кредитополучателей за возврат кредитов, неадаптация банков к постгиперинфляционной ситуации явились дополнительными факторами, обострившими противоречие между требованиями ликвидности и желаемой прибыльности активных банковских операций.

Однако имеется ряд недостатков  в организации работы самих банков, в первую очередь, несоблюдение основных принципов кредитования: обеспеченность, целевого использования и возвратности полученных кредитов. Выдавая кредиты, работник кредитной службы должен помнить, что ни один кредит не свободен от риска, и что ни один банк не сможет продолжать свою деятельность, если откажется от выдачи рисковых кредитов, кредиты выдавать необходимо, но далеко не всем, кто добивается их получения [38, с. 16].

В первую очередь банки должны более  серьезно относиться к оценке финансового  состояния кредитополучателя. Анализ кредитоспособности позволяет на ранней стадии кредитного процесса до выдачи кредита спрогнозировать риск и практически полностью предотвратить всевозможные потери. Следует отметить, что существующие методики определения кредитоспособности основываются на анализе бухгалтерского баланса заемщика, однако совокупность данных расчетов не всегда отражает действительную ситуацию финансового положения. Решить эту проблему в иностранных государствах помогает широкая сеть независимых аудиторских фирм, чье объективное заключение о финансовом состоянии потенциальных заемщиков облегчает работу банков. В нашей республике аудиторское дело находится на стадии становления [15, с. 11].

Во многих зарубежных странах накоплен большой опыт сбора и анализа сведений о репутации и других компонентах кредитоспособности, и наряду с частной существует государственная картотека предприятия, доступная только профессиональным участникам банковской деятельности. Например, в Центральном банке Франции коммерческие банки могут по запросу бесплатно получать кредитную котировку предприятия с оценкой качества управления, состояния баланса, платежеспособности. Германское агентство «Кредитформ» накапливает и предоставляет на платной основе информацию о мелких и средних предприятиях. При этом производится оценка платежного поведения как предприятий, так и их клиентов. Американская фирма «Дан энд Брэдстрит кредит сервисис» имеет более миллиона финансовых отчетов предприятий с целью передачи банкам и другим коммерческим структурам информации о ключевых показателях их эффективности, прибыльности, платежеспособности за последние четыре года. Многие банки решили этот вопрос путем создания собственной службы безопасности, которая изучает репутацию клиента в деловом мире. Банк не выдает ни одного кредита клиенту, пока начальник службы не поставит свою визу на документе. Службы безопасности разных банков поддерживают отношения друг с другом, а также с правоохранительными органами, что позволяет выбирать оптимальные варианты работы с клиентами.

Как уже говорилось, одним из способов управления кредитным риском является привлечение достаточного обеспечения. Однако, анализ эффективности действия существующих форм обеспечения возврата кредита свидетельствует о наличии  некоторых недостатков в порядке их оформления, что в свою очередь сказывается на конечном результате работы банка [34, с.117].

К основным недостаткам можно отнести:

- допускаемые случаи формального  оформления договоров залога - особенно  при оформлении залога товаров  в обороте при заключении кредитных договоров с торговыми организациями, кредитование которых осуществляется в рамках возобновляемой кредитной линии.

- не прорабатывается до конца  вопрос о собственнике имущества.  Имеют место случаи заключения  договора залога с арендатором, а не собственником имущества.

- в залог, в особенности у  государственных предприятий, принимаются  товары, числящиеся длительное время  на балансе предприятия как  готовая продукция, без изучения  кредитными работниками возможных  перспектив реализации данной продукции, что приводит к тому, что в залог принимаются неходовые товары, реализация которых носит проблематичный характер. Тоже относится к оформлению в залог основных средств, которые принимаются в залог без учета их фактического состояния, морального износа.

Кроме того, товары оформляются в  залог в размере стопроцентной  оценки их балансовой стоимости, в то время как мировая практика допускает  принятие в обеспечение исполнения обязательств по кредитам готовую продукцию  с применением коэффициентов 0,5 ? 0,8 по отношению к их балансовой стоимости.

Все это приводит к тому, что  в случае возникшей необходимости  банк не может реализовать залоговое  право для удовлетворения своих  интересов.

Имеющаяся практика реализации банком имущества, принятого в залог  в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам показывает, что в настоящее время наиболее успешно производится реализация залога товарно-материальных ценностей путем заключения трехсторонних договоров уступки требований. Также сравнительно легко реализуются транспортные средства. В то же время существует ряд сложностей, обусловленных несовершенным залоговым законодательством. Так, проблематично принимать в залог квартиры в связи с несогласованностью залогового и жилищного законодательства (выселение, прописка). Аналогичным образом возникают трудности с оформлением залога земли и строений [31, с. 8].

Кроме залоговых обязательств в  настоящее время в учреждениях  банков в качестве обеспечения гарантий возврата стали широко применяться  гарантийные обязательства, которые можно считать достаточно эффективной формой обеспечения по кредитному договору. Необходимо отметить, что при выдаче кредитов под гарантию третьих лиц на первом месте по надежности стоит банковская гарантия. Основным недостатком в организации работы банков с гарантиями является недостаточно тщательная проверка банком платежеспособности и надежности гаранта.

В целях недопущения перечисленных  недостатков банкам необходимо:

- при оформлении залоговых обязательств  в первоочередном порядке принимать в залог ликвидные основные средства субъектов хозяйствования. При этом особое внимание следует обращать на юридического собственника имущества;

Информация о работе Кредитование юридических лиц и перспективы его развития в современных условиях