Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:24, дипломная работа
Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Основы формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях …………………………………………………………………………………..6
1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации…. ……………6
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов……………………………..11
1.3 Исполнение местных бюджетов……………………………………………… ……17
2. Анализ формирования и исполнения бюджета Кунашакского муниципального района Челябинской области за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………………... 25
2.1 Социально-экономическое положение Кунашакского муниципального района. Тенденции развития……………………………………………………………………..25
2.2 Формирование и исполнение бюджета Кунашакского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………..........35
3. Проблемы и пути совершенствования современной системы исполнения местных бюджетов ……………………………………………………..56
3.1 Покрытие бюджетного дефицита…………………………………………………...56
3.2 Рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов… ………….58
3.3 Автоматизированный центр контроля за исполнением местных бюджетов…….61
3.4 Направления совершенствования межбюджетных отношений…………………..63
Заключение……………………………………………………………………………...73
Список использованной литературы………………………………………………..76
Приложения
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Основы формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях ………………………………………………………………………………
1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации…. ……………6
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов……………………………..11
1.3 Исполнение местных бюджетов……………………………………………… ……17
2. Анализ формирования и исполнения бюджета Кунашакского муниципального района Челябинской области за 2006-2008 годы……………………………………………………………………
2.1 Социально-экономическое положение Кунашакского муниципального района. Тенденции развития…………………………………………………………
2.2 Формирование и исполнение бюджета Кунашакского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………
3. Проблемы и пути совершенствования современной системы исполнения местных бюджетов ……………………………………………………..56
3.1 Покрытие бюджетного дефицита…………………………………………………...
3.2 Рекомендации по укреплению доходной части местных бюджетов… ………….58
3.3 Автоматизированный центр контроля за исполнением местных бюджетов…….61
3.4 Направления совершенствования межбюджетных отношений…………………..63
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Приложения
Введение
Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.
В понятие «межбюджетные отношения» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов.
Для того чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов.
Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами – Алексеев О.Б., Бабич А.М., Богачева О.В. посвящающими ей немалую часть своих исследований.
Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
Требуется новый концептуальный подход к анализу роли местного бюджета в социально-экономическом развитии области и разработке основных направлений ее реформирования. Теоретическая и практическая нерешенность многочисленных проблем в социально-экономической сфере области и определили направленность данной работы.
Целью дипломной работы является анализ процессов формирования и исполнения бюджета Кунашакского района Челябинской области.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
1) изучение понятия местного бюджета и бюджетного процесса;
2) исследование структуры формирования доходной и расходной части местных бюджетов;
3) изучение процессов формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях;
4) анализ формирования и исполнения местного бюджета Кунашакского района Челябинской области;
5) выявление проблем и путей их решения в системе формирования и исполнения местных бюджетов.
В работе используются следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, научная абстракция.
Предметом исследования данной работы является бюджет Кунашакского района.
Объектом исследования выбран Кунашакский район.
Кунашакский район расположен на северо-востоке Челябинской области, Он образован в июне 1933 года. Площадь района составляет 3,2 тыс. км.
Среднегодовая численность населения Кунашакского района составила 29 535 человек - татары, башкиры, русские, немцы. Административный центр –
с. Кунашак. Население села – 5 635 человек.
В районе действуют 12 сельскохозяйственных и 6 промышленных предприятий, сосредоточенных в основном, в районном центре – хлебокомбинат, ремонтно-техническое предприятие, лесхоз, ДРСУ, рыбзавод , типография.
В системе здравоохранения района находятся - центральная больница, 4 участковых больниц, 3 центра врачей общей практики, 35 ФАПов, врачебная амбулатория.
Сеть общеобразовательных учреждений района состоит из:
- 34 дошкольных учреждений;
- 15 средних общеобразовательных школ;
- Межшкольный учебный комбинат;
- 2 Музыкальные школы;
- Дом детского творчества;
- Детско-юношеская спортивная школа.
Также в районном центре действуют – Физкультурно-оздоровительный комплекс, бассейн, краеведческий музей, 15 библиотек, 27 клубных учреждений, Детский дом, Дом престарелых. [ 31, с 10-11]
В ходе исследования в качестве методологической основы была использована
следующая литература:
- Федеральный Закон от 12.12.93 «Конституция Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";
- Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 06.10.2003г. № 131ФЗ;
- Устав Кунашакского муниципального района;
- Бюджетный процесс в Российской Федерации. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А.;
- Система межбюджетных отношений в Российской Федерации. Улюкаев А.В.;
- Отчеты об исполнении бюджета Кунашакского муниципального района за 2006-2008 годы.
1. Основы формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях
1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны [1] и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ [4] бюджетная система России состоит из трех уровней.
I. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
II. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
III. Местные бюджеты.
Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис. 1.1.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы следующие [16, с.22-23]:
§ единство бюджетной системы;
§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
§ самостоятельность бюджетов разных уровней;
§ полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
§ сбалансированность бюджета;
§ эффективность и экономность использования бюджетных средств;
§ общее покрытие расходов бюджета;
§ гласность;
§ достоверность бюджета;
§ адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Консолидированный бюджет РФ |
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Фед. |
Рисунок 1.1 – Схема консолидированного бюджета РФ
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов [41, с.13-16].
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
-равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом,
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Информация о работе Основы формирования и исполннения местных бюджетов