Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:03, курсовая работа
Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
1 Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации…….3
2 Практическое задание ………………………………………….……………12
Литература………………………………………………………………………36
высшего профессионального образования
«Всероссийский
заочный финансово-
(ВЗФЭИ)
Филиал ВЗФЭИ в г.Туле
Факультет финансово-кредитный
Специальность бакалавр экономики группа дневная .
Личное дело №
11флд60445
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бюджетная система РФ»
на тему:
Вариант теоретического задания № 9
Преподаватель: Васин А.С.
Студент: Бокарева Екатерина Сергеевна
3 (2) курса
Тула – 2012
1 Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации…….3
2 Практическое задание ………………………
Литература……………………………………………………
1 Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации
Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, автономные округа, автономная область, города федерального значения.
В соответствии
с Конституцией РФ разграничены предметы
ведения и полномочия между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Федерации, в том
числе в области бюджета. Каждый
субъект Федерации имеет свой
бюджет, средства которого предназначены
для обеспечения задач и
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. [2]
Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:
Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.
Межбюджетные отношения - денежные отношения между органами власти в основном разных уровней по поводу разграничения на постоянной (долговременной без указания срока) основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны, и распределения (перераспределения) средств между бюджетами разных уровней в порядке бюджетного регулирования. Межбюджетные отношения могут включать и отношения по перераспределению средств между бюджетами одного и того же уровня. Эти отношения пока не распространены в РФ, но используются в некоторых странах (напр., в Германии).
Основные функции межбюджетных отношений:
- выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, достаточного для соблюдения конституционных гарантий населению на всей территории страны;
- стимулирование само зарабатывания бюджетных средств, наращивания налогового потенциала, а также рационального и эффективного их расходования.
Действующие в России межбюджетные отношения можно представить так:
Разграничение налогов и других платежей означает закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами. Цель такого разграничения - создание максимально возможных исходных условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении государственных минимальных социальных стандартов исходя из имеющегося на соответствующей территории налогового потенциала. При недостаточности для этих целей собственных доходов органы власти вышестоящего уровня осуществляют бюджетное регулирование, направленное на выравнивание бюджетных доходов и социально-экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам.
В федеративном
государстве различают
Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.
Вертикальное выравнивание – процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней, т.е. если потенциальная возможность нижестоящего уровня бюджетной системы не достаточна для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень должен передать недостающие ресурсы (чаще всего с помощью регулируемых налогов).
Горизонтальное выравнивание – процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня, вызванного объективными причинами (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета).
Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой – на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.
В России
оба направления бюджетного выравнивания
сопряжены с огромными
Организация
вертикального бюджетного регулирования
также сопряжена со значительными
трудностями. На сегодняшний день в
ее основу положены такие принципы,
которые в определенной мере стимулируют
субъекты Федерации к повышению
дефицита своего бюджета. Яркий тому
пример – существующая методика распределения
средств Федерального фонда финансовой
поддержки регионов (трансфертов). Первая
его часть направляется в адрес
так называемых «нуждающихся» регионов,
вторая – в адрес «особо нуждающихся».
«Нуждающимся» считается
Система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает. [3]
Финансовая
деятельность государства осуществляется
в различных формах. Прежде всего,
государственное регулирование
сочетает формы прямого и косвенного
регулирования. Экономическое регулирование
достигается многочисленными
Административная
форма государственного регулирования
применяется, как правило, в области,
где методы административного воздействия
оказываются достаточно эффективными,
а их применение становится совершенно
необходимым. Мировая практика государственного
регулирования экономики
Бюджетное регулирование осуществляется как в правовой, так и неправовой форме.
Правовая
форма заключается в
Расходные
обязательства Российской Федерации
возникают в результате принятия
федеральных законов и (или) нормативных
правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Федеральные
законы и (или) нормативные правовые
акты Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
предусматривающие
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.
Информация о работе Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации