Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы.
Введение 2
Глава 1. История возникновения бюджета в России 2 1.1. Понятие бюджета 4 1.2. Сущность государственного бюджета 4 1.3. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы 7
Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории 15 2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства 18 2.2. Инструменты государственного регулирования 20
Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России. 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории
1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.
2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.
3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.
4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.
Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год.
Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.
2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства
Государственный бюджет является
инструментом воздействия на развитие
экономики. С его помощью государство
осуществляет перераспределение
Бюджет
как инструмент экономической политики
государства заключается в
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
2. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической политики, преодоление экономического кризиса.
3. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной (средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения) и безвозвратной основе.
4. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов.
Функции государственного
бюджета как экономической
1.Распределительная (перераспределительная). Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
2. Контрольная функция. Позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
2.2. Инструменты государственного регулирования
Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов.
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с
экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для
реализации целей своей экономической политики использует различные формы и
методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования
экономики.
Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на
экономику. Использование указанных методов предполагает применение
характерных для них приёмов, средств. Так, метод прямого воздействия
реализуется средствами административного и экономического влияния.
Конкретное выражение
этих приёмов или средств
собой их формы.
Особенностью административных средств регулирования экономики
является, то что они:
- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их
реализации;
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- включают меры запрета, разрешения и принуждения;
- предусматривают организацию управления предприятиями
государственного сектора
экономики, государственной
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы
предполагают использование:
- государственного экономического прогнозирования;
- государственного экономического программирования;
- бюджетно – налоговой система;
- денежно – кредитной политика;
- валютной политики;
- таможенной политики;
Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулирования
экономически государством. В целом инструментарий государственного
регулирования экономики представлен в таблице 4 .
Таблица 5. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики
Группа факторов |
Содержание факторов |
1.Факторы связанные с разрешениемпроблем рыночного сектора экономики сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма. |
1.Ограничение стихийности ры-ночных процессов.2.Обеспечение эффективного сово-купного спроса рыночной конъюктуры.3.Обеспечение производства обще-ственных потребностей и нужд.4.Поддержка конкурентности,открытости рынка.5.Усиление конкурентности на мировом рынке. |
2.Факторы обеспечивающие экономическую стабильность процесс расширенного воспроизводства. |
1.Создание общих условий развития экономики обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов.2.Обеспечение антициклическогоразвития экономики.3.Стимулирование долгосрочногоэкономического роста, деловой активности.4.Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.5.Поддержка макроэкономическогоравновесия.6.Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.7.Потребность в государственныхинвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала.8.Регулирование денежного обращения.9.Содействие развитию науки,научно-технического прогресса. |
Информация о работе Особенности бюджета как особой экономической категории