Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.
Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30
33
37
45
47
49
50
51
Так, по линии законодательной (представительной) власти высшим органом финансово-бюджетного контроля является Счетная палата Федерального собрания РФ. Она была создана на основании Федерального Закона от 11 ноября 1995 года № 4-ФЗ, образуется Федеральным собранием РФ (то есть Советом Федерации и Государственной Думой) и подотчетна ему.[5]
Основными задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Контрольные полномочия палаты распространяются на все государственные органы и учреждения Российской Федерации, а также на другие организации, если они используют бюджетные средства.
Соответствующие
контрольные органы имеются и
в законодательных (представительных)
органах субъектов Российской Федерации
и в представительных органах
местного самоуправления (например, в
Москве – Контрольно-счетная палата).
Компетенция органов
Следует также отметить, что в Бюджетном кодексе РФ в законодательном порядке решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
Ведомственный
контроль осуществляется контрольно-ревизионными
управлениями (отделами) министерств
и ведомств. Он охватывает деятельность
подотчетных им предприятий, учреждений
и организаций. Преимущества данного
вида контроля проявляются в его
непосредственной связи с функцией
управления отраслью, в специализации
контроля в соответствии с отраслевыми
(ведомственными) особенностями финансово-
Ведомственный
контроль осуществляется либо на основании
решения органов управления фирмы,
либо в соответствии с порядком,
установленным
В его функции входят:
- наблюдение за системой учета и другими звеньями внутреннего контроля;
- изучение финансовой и другой оперативной информации для целей управления, включая детальную проверку операций и остатков на счетах;
- проверка эффективности, результативности, прибыльности сделок и некоммерческих операций;
- ознакомление с общей и учетной политикой фирмы, бизнес-планом, основными методиками анализа деятельности;
- специальные исследования.
Внутрихозяйственный контроль имеет важное значение в осуществлении финансового контроля и проводится работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет суммы налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.
Общественный
контроль выполняется
Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.
Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.
Банковский контроль (контроль финансово-кредитных органов) служит важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.
Существует
несколько главных способов банковского
контроля. Предварительный и текущий
финансовый контроль осуществляется в
ходе проведения денежных операций путем
проверки представленных документов на
право получения ссуды, проведение
платежей со ссудных счетов. При
оформлении кредита банк проверяет
наличие у предприятия
Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности. Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.
Аудиторский (независимый) контроль. В мировой практике наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным широко используется аудиторская форма контроля. Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создание системы аудита и в Российской Федерации.
Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной
целью деятельности аудиторов является
установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности хозяйствующих
субъектов и соответствия совершаемых
ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам РФ. Аудиторы
и аудиторские фирмы имеют
право на деятельность после профессиональной
аттестации и государственной регистрации
в качестве субъекта предпринимательской
деятельности. При этом они получают
лицензию и регистрируются в государственном
реестре аудиторов и
В РФ аудиторская
деятельность специализирована. Банковский
аудит лицензируется
При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности.
В зависимости
от времени совершения контроля финансовый
контроль имеет следующие формы
(способы конкретного
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий.
Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (до начала совершения операций), например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Главная задача данного контроля – предупредить излишние траты и незаконное расходование средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.
Предварительный
контроль осуществляют на стадии составления,
рассмотрения и утверждения бюджетов
разных уровней, смет расходов бюджетных
учреждений, финансовых планов и программ,
балансов финансовых ресурсов территорий
и других финансово-экономических
документов и проектов законов. Он носит
предупреждающий характер, способствует
предотвращению нецелевого, неэффективного
расходования финансовых ресурсов, выявлению
роста доходов и прибыли. Предварительный
контроль позволяет выбрать наиболее
экономичные решения при
К предварительному контролю относится проверка проектов договоров, смет, положений, штатных расписаний, приказов и других документов, служащих в дальнейшем основанием к совершению хозяйственных и денежных операций. Он осуществляется, в первую очередь, исполнительным органом экономического субъекта (руководителем и главным бухгалтером или лицами, их замещающими), а также финансовыми, кредитными и другими организациями.
Текущий
(оперативный) финансовый контроль –
это проверка операций непосредственно
в процессе их совершения, например,
во время приема и выдачи денег, товарно-материальных
ценностей, в ходе осуществления
производственно-
Текущий
контроль является основным видом деятельности
субъектов финансового
Последующий
(документальный) контроль является неотъемлемой
составляющей внешнего (ведомственного
и вневедомственного) и внутрихозяйственного
(бухгалтерского) контроля. Эта форма
контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных
операций за истекший период на предмет
законности и целесообразности произведенных
расходов, полноты и своевременности
поступления предусмотренных
Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяют количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляют причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным, базируется на результатах контрольно-аналитической работы хозяйствующих субъектов, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.
Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере