Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30

33
37


45
47
49
50

51

Файлы: 1 файл

Курсовая БС.docx

— 156.07 Кб (Скачать файл)

Хотя  Счетная палата образована парламентом  и подотчетна ему, при решении  возложенных на нее задач она  обладает организационной и функциональной независимостью.

Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» ставит перед этим государственным  органом следующие основные задачи:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

Оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета  и расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих на формирование и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

Контроль  за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий[15].

В процессе реализации поставленных задач Счетная  палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

- организацию  и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

- проведение  комплексных ревизий и тематических  проверок по отдельным разделам  и статьям федерального бюджета,  бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- экспертизу  проектов федерального бюджета,  законов и иных нормативных  правовых актов, международных  договоров Российской Федерации,  федеральных программ и иных  документов, затрагивающих вопросы  федерального бюджета и финансов  Российской Федерации;

- анализ  и исследование нарушений и  отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет  Федерации и Государственную  Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного законодательства в  целом;

- подготовку  и представление заключений в  Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов в отчетном  году;

- подготовку  и представление заключений и  ответов на запросы органов  государственной власти Российской  Федерации.

Рассмотрим  подробнее виды деятельности Счетной  палаты РФ.

Контрольно-ревизионная  деятельность осуществляется в следующих  формах:

Контроль  за своевременным исполнением доходных и расходных частей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;

Определение эффективности и целесообразности использования государственной  собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;

Контроль  за состояние государственного внешнего и внутреннего долга России, за использованием кредитных ресурсов;

Контроль  за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные ревизии  и тематические проверки по отдельным  статьям федерального бюджета и  бюджетов внебюджетных фондов. Контрольные  полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки и другие финансово-кредитные учреждения, страховые компании, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

- получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

- используют федеральную собственность либо управляют ею;

- имеют налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные  субъекты обязаны предоставить информацию, необходимую для деятельности Счетной  палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный  отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также  предоставление заведомо неполной или  ложной информации влечет за собой  уголовную ответственность. Счетная  палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные  аудиторские фирмы и отдельных  экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения[16].

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам  Счетной палаты предоставлены следующие  права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить  в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные  помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к  делу прилагается опись или копия  изъятых документов. Вмешиваться  в оперативную деятельность проверяемых  объектов, а также предавать гласности  свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах  проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются  в периодическом издании «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации», а также на официальном сайте  www.aсh.gov.ru.

Если  в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящие государству прямой ущерб  и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания  администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание  подписывается Председателем Счетной  палаты или его заместителем. Оно  является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет  или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять  решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая  деятельность Счетной платы включает экспертизу проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических  материалов по вопросам финансового  контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен  непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

-предварительный контроль проекта бюджета будущего года;

-оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;

-последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная  палата одновременно работает с бюджетами  трех лет – прошлого, текущего и  будущего. Бюджет прошлого года находится  в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более  подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в  проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они  сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов  и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении  страны, прогнозы развития экономики  в целом, отдельных отраслей и  регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией  Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

- соответствие  законопроекта Бюджетному кодексу  и другим нормативным актам;

- прогноз  исходных макроэкономических показателей  для составления проекта бюджета;

- основные  характеристики бюджета и его  особенности;

- доходы  и расходы федерального бюджета;

- государственный  долг и заимствования, обслуживание  и погашение долговых обязательств;

- взаимоотношения  федерального бюджета с бюджетами  других уровней и внебюджетными  фондами;

- программная  часть проекта бюджета и др.

Счетная палата может также вносить предложения  по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата проверяет полноту и своевременность  поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

- анализ  специальных форм отчетности, представляемых  участниками бюджетного процесса;

- обработка  копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством  финансов и Центральным банком  РФ, на основании которых осуществлялись  операции с бюджетными средствами;

- анализ  других форм финансовой отчетности  министерств и ведомств, Центрального  банка РФ и кредитных организаций,  осуществляющих операции со средствами  федерального бюджета;

- обобщение  результатов контрольных мероприятий,  проводимых по поручениям Федерального  Собрания и по инициативе Счетной  палаты;

- выборочные  экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

- экспертные  оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетной  палатой составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной  Думой по согласованию с Советом  Федерации. В нем отражаются фактические  показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с  утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим  итогом, то есть за истекший период с  начала года. Отчет утверждается Коллегией  Счетной палаты и после этого  направляется обеим палатам парламента.

После окончания  финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную проверку уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная  рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию  бюджетных средств, лицевые счета  казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном  банке РФ и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные  мероприятия во всех департаментах  Минфина России, во всех министерствах  и ведомствах. Выборочно проверяются  территориальные управления и отделения  казначейства.

По результатам  комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых  измеряется несколькими сотнями, и  сводный акт. На этой основе Счетная  палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета  за соответствующий год, который  составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

- федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;

- законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;

- международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

- программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере