Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.
Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30
33
37
45
47
49
50
51
По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений. Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.
2.3 Особенности образования
Совершенствование системы управления в современных условиях предполагает использование новых форм и методов государственного финансового контроля, в частности, аудита эффективности расходования средств бюджетов всех уровней. Внедрение такого аудита означает, по существу, изменение предмета государственного финансового контроля, иную технологию проверок, не ориентированную только на проверку законности и целевого использования бюджетных средств и государственной собственности. Как показывает зарубежный опыт, для проведения аудита эффективности должны привлекаться не только ревизоры, бухгалтеры, экономисты, но и различные независимые эксперты и консультанты. Во многих зарубежных странах
используется метод оценки эффективности
бюджетных расходов, ориентированный
на результат. При этом разграничиваются
прямые результаты деятельности (например,
объем предоставленных При использовании бюджетирования, ориентированного на результат, проводится оценка результатов деятельности органов исполнительной власти, правильности самой такой оценки, достоверности полученных результатов, осуществляется аудит эффективности. Методы контроля, по сравнению с затратным методом формирования и исполнения бюджета, при котором проверяется соответствие произведенных расходов утвержденным в бюджете показателям и общегосударственным стандартам и нормам, существенно изменяются. Аудит эффективности позволяет
определять эффективность деятельности
органов государственной В России в настоящее время аудит эффективности (с учетом российских реалий) представлен: аудитом эффективности использования государственных средств; аудитом эффективности использования государственной собственности; аудитом эффективности налогового администрирования. Последний определяется статьей 2 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", предусматривающей контроль за обоснованностью доходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и своевременным их исполнением. Такая же норма существует и в региональных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Дальнейшее внедрение
аудита эффективности в России требует
проведения комплекса контрольных
мероприятий для оценки деятельности
исполнительной власти и в отношении
мобилизации денежных средств и
накоплений в централизованные и
децентрализованные фонды, и в отношении
их эффективного использования, а также
изменения процедуры Основные направления
уже начатой комплексной Концепцией реформирования бюджетного процесса, одобренной Правительством Российской Федерации, предусматривается создание условий и предпосылок для эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, смещение акцентов в бюджетном процессе от "управления затратами к управлению результатами" в рамках среднесрочных перспектив развития, переход по преимуществу к программно-целевым методам бюджетного планирования. При реализации Концепции
реформирования бюджетного процесса субъекты
бюджетного планирования должны разрабатывать
и представлять Правительству Российской
Федерации ежегодные доклады
об основных направлениях и результатах
своей деятельности. Отраслевые цели
и тактические задачи должны увязываться
со стратегическими задачами Правительства
и национальными целями, а вся
система целей описывать В области образования в России установлены следующие стратегические цели: - обеспечение доступности
качественного образования - обеспечение текущих
и перспективных потребностей
экономики и социальной сферы
в современных - создание условий как
для повышения уровня - создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Расходы в целом исходят
из мероприятий, направленных на оптимизацию
бюджетных расходов, и разграничения
предметов ведения и бюджетных
полномочий между различными уровнями
власти в Российской Федерации. Предусмотрены
также подразделы по расходам на обеспечение
деятельности образовательных учреждений,
предоставляющих В подраздел 0707 "Молодежная
политика и оздоровление детей и
подростков" включены расходы, связанные
с организацией мероприятий на проведение
летней оздоровительной кампании, которые
ранее финансировались по разделу
"Социальная политика". Этому подразделу
соответствуют целевые статьи: 431
"Организационно-воспитательная работа
с молодежью", 432 "Мероприятия
по организации оздоровительной
кампании детей и подростков",
452 "Оздоровление детей и подростков". К подразделу 0709 "Другие вопросы
в области образования" отнесены
ассигнования: на осуществление руководства
и управления в сфере образования,
которые ранее включались в раздел
01 "Государственное управление и
местное самоуправление"; на обучение
студентов за рубежом, которые ранее
отражались в разделе "Международная
деятельность"; на финансирование государственных
капитальных вложений (ранее отражавшиеся
в разделе "Промышленность, энергетика
и строительство"). |
2.4 Проблемы современной системы
государственного финансового
На сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами, нежели теми, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.
Для формирования
и поддержания полноценной, отвечающей
современным реалиям правовой базы
финансового контроля требуется
законодательное определение
Незавершенность
в вопросах формирования правовой базы
государственного финансового контроля
и отсутствие его определения
привели к тому, что на данный
момент усилия контролирующих органов
направлены на осуществление контроля,
в основном, в своих ведомственных
интересах. Так, например, у Счетной
палаты своя контрольная компетенция,
у Центрального банка – своя,
у Федеральной налоговой службы
– своя. А на практике получается,
что фактически бесконтрольна со
стороны государства вся
Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, вследствие чего время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности.
Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены.
Так, рассматривая
систему органов финансового
контроля в городе Москве, видим, что
при таком количестве компетентных
органов необходимо законодательно
или нормативным актом
Таблица 2 - Органы бюджетно-финансового контроля в г. Москве
Главное
Контрольно-ревизионное |
Государственная налоговая инспекция по г. Москве |
Территориальное управление антимонопольного комитета |
Управление Департамента налоговой политики в г. Москве |
Оперативно-распорядительное управление Премьера Правительства г. Москвы |
Контрольно-счетная палата Москвы |
Департамент финансов Правительства г. Москвы |
Прокуратура г. Москвы |
Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят ряд законов, касающихся государственного финансового контроля в РФ. Так, были введены в действие Кодексы РФ: Налоговый (часть 1 с 01.01.1999 и часть 2 с 01.01.2002), Бюджетный (с 01.01.2000), действует Указ Президента РФ от 25 июля 1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001 № 872), состав и порядок деятельности Счетной палаты регулируются Федеральным законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями и дополнениями), АКСОР РФ начала курс по созданию единой системы внешнего финансового контроля государства. Но в целом, первая составляющая системы финансового контроля государства – его нормативно-правовая база в отсутствии концепции финансового контроля государства, федерального закона о финансовом контроле в РФ, отстает от экономической реальности, задач государства в финансовой сфере. Отсутствие правовых решений, с одной стороны, становится препятствием для организационно-практических действий в сфере контроля, а с другой, позволяет оставлять фактически безнаказанным нецелевое использование финансовых средств государства.
Практическая
реализация внешнего финансового контроля
в РФ, осуществляемая в соответствии
с действующим
- не во
всех субъектах РФ, тем более
органах местного
- ряд
федеральных органов
Проблемы контрольно-счетных органов в отсутствии концепции финансового контроля, федерального закона о финансовом контроле.
В своем
выступлении на совещании руководителей
контрольно-счетных органов
- в отсутствии
единых стандартов и
- отсутствия
повышения квалификации
Следует отметить различие и в названиях органов внешнего финансового контроля, так, например, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Волгоградской областях – это контрольно-счетные палаты, в республике Дагестан – Счетная палата, в Чеченской республике – государственный контрольный комитет, в Астраханской области – контрольно-бюджетная палата.
Несовершенство
федерального законодательства в части
контрольно-счетных органов
С целью
увеличения доходной части бюджетов
всех уровней, повышения контроля поступлений
доходов в соответствующие
С целью
координации работы органов внешнего
финансового контроля, повышения
эффективности системы внешнего
финансового контроля сложилась
объективная необходимость
Вышеизложенное подтверждает актуальность принятия концепции финансового контроля государства, Федерального закона о финансовом контроле в РФ в целях упорядоченности, а именно, структуры и иерархии контрольных органов, учитывающей федеративное устройство в системе финансового контроля государства.
3 Эффективность финансового
Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой страны. Он содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета. Финансовый контроль охватывает составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовую деятельность предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников. Поэтому совершенствование финансового контроля, повышение его действенности и эффективности имеет большое практическое значение.
В настоящее время государственным (муниципальным) контролем охвачены все направления финансовой деятельности, контроль за расходованием бюджетных средств осуществляется как со стороны законодательной власти, так и со стороны исполнительных органов власти. При этом в последнем случае контрольные функции осуществляют и финансовые органы (Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований), и главные распорядители бюджетных средств в рамках осуществления ведомственного контроля, и сами получатели бюджетных ассигнований в рамках внутрихозяйственного контроля.
Постоянная
планомерная работа, направленная не
только на выявление и устранение
нарушений финансового и
В то же
время нельзя не отметить проблемы,
имеющие место при
— несовершенством
законодательной и
Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере