Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

 Наряду с выездом  на работу по контрактам с  фирмами, имеющими лицензии на  экспорт рабочей силы, имеет место  нелегальная трудовая миграция, когда люди выезжают в страну  по туристическим или гостевым  визам, а затем устраиваются  там на временную работу. Стихийный характер движения рабочей силы на международном рынке труда приводит к серьезным негативным последствиям. Тем не менее, как показывают выборочные исследования [30, с. 193], поездки за границу в условиях переходного периода следует рассматривать как стратегию выживания. Абсолютное большинство респондентов из Беларуси (85,3%) отметили, что работа за границей помогла им решить ряд экономических проблем. Среди миграционных процессов особую тревогу вызывает нарастание объемов нелегальной миграции. Большинство нелегальных мигрантов, проживающих в Беларуси, рассматривают республику как транзитное государство для последующего переезда в страны Западной Европы. Ужесточение западноевропейскими государствами миграционного законодательства, осуществление ими мер по переходу к политике нулевой миграции создают препятствия для эмиграции на Запад. В результате в Беларуси оседают иностранцы, не сумевшие эмигрировать в государства Западной Европы, что оказывает негативное влияние на социально-экономическую обстановку в стране.

Важнейшей характеристикой  совокупного человеческого капитала являются численность трудовых ресурсов, эффективность использования которых  во многом определяет возможности устойчивого  развития страны. Численность трудовых ресурсов в 2005 г. достигла 6210,2 тыс. человек, или 62,4 % населения страны. Численность  работающих в экономике уменьшилась  до 4349,8 тыс. человек, что составило 85 % от уровня 1990 г. При этом уровень  занятости остается достаточно высоким  и составляет 73,2 % от численности трудоспособного населения. [27, c. 51, 114]

 На рис. 3 Представлены  данные о численности и составе  экономически активного населения  Беларуси.

 

 

 Рис. 3. Структура состава  населения Беларуси

 

При переходе к новой, социально  ориентированной экономической  модели, базирующейся на инновационном  типе развития, качественное формирование человеческого капитала зависит  от изменений в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. За период с 1990 по 2005 г. Численность занятого населения  Беларуси уменьшилось на 801,5 тыс. человек (более чем на 15 %). Среди отраслей непроизводственной сферы наибольший урон понесла отрасль «наука и научное обслуживание», где численность персонала уменьшилась в 2,8 раза, что связано, в первую очередь, с сокращением финансирования науки и ухудшения условий научной деятельности. [27, c. 119] Массовый отток ученых и высококвалифицированных специалистов в результате их внутренней и внешней миграции, снижая эффективность использования научных кадров, негативно отразился на научно-техническом потенциале страны в целом.

 Демографическая ситуация  непосредственно влияет на половозрастную  структуру занятых. Половозрастной состав занятого населения в 2005 г. иллюстрирует приведенная ниже диаграмма (рис. 4).

 

 

Рис 4. Половозрастная структура  занятого населения в 2005 г.

 

 

 

 Подавляющее большинство  занятого населения (53,2 %) в 2005 г. находились в возрасте 30 –  49 лет. Самыми малочисленными  группами в общей численности  работающих являются возрастные  группы до 24 лет (11,4 %) и от 55 лет и старше (10,8 %). [27, c. 125] Характерно, что по возрастным группам от 25 и до 54 лет доля занятых женщин преобладает, поскольку численность женского населения в трудоспособном возрасте превышает мужское.

 Для характеристики  демографической структуры представляет  интерес показатель среднего  возраста занятого населения,  составляющий 39,7 года. Причем этот  показатель у мужчин (40,1 года) несколько  превышает средний возраст женского  занятого населения (39,5 года). [27, c. 125] Это объясняется разницей в верхней границе трудоспособного возраста.

 Одним из характеристик  степени рыночных преобразований  экономики служит показатель  доли занятых в негосударственном  секторе экономики. За 1990 – 2005 гг. удельный вес занятых в  негосударственном секторе увеличился  с 26,1 % до 47 %. В то же время  в обеспечении занятости преобладающим  остается государственный сектор  экономики, в котором в 2005 году  работало 2,3 млн. человек или 51,7 % всех занятых (рис. 5). [27, c. 118]

 

 

Рис. 5. Структура занятости  населения по формам собственности  в 1990 г. и 2005 г.

 

 

 

 

Одним из важнейших показателей  развития человеческого капитала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования  населения. Удельный вес работников с высшим и средним специальным  образованием в нашей стране увеличился с 36,4 % в 1995 году до 45,6 % в 2005 году. [27, c. 125]

 В целом, высокообразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. В целях наилучшего использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.

Следует, также, отметить устойчивую тенденцию снижения доли населения  с доходами ниже минимального потребительского бюджета (с 80,4 % в 1995 г. до 57,5 % в 2004 г., а  в 2005 г. до 42,6 %). А удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшился за данный период соответственно с 38,4 % в 1995 г. до 12,7 % в 2005 году. [27, c. 172]

Определенное интегральное представление о динамике развития человеческого капитала дает применяемый  в практике международных сопоставлений  показатель индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), включающий три составляющие:

реальный валовой внутренний продукт на душу населения;

ожидаемую продолжительность  жизни

 уровень образования.

 В материалах Доклада  о развитии человека за 2004 г.  Беларусь по ИРЧП заняла 62 место  среди 177 стран мира, опережая  все страны СНГ, кроме России (57 место). [25, c. 61]

 Завершая анализ состояния  человеческого капитала в Республике  Беларусь, следует отметить, что  высокий уровень грамотности  и образования свидетельствует  об достаточно широких возможностях  жителей Беларуси по освоению  современных технологий, включая  высокие, информационные и нанотехнологии. Вместе с тем на пути накопления и оптимального использования человеческого капитала имеются определенные барьеры, без преодоления которых весьма проблематично выйти на адекватные современным требованиям его параметры.

 С определенной долей  уверенности можно констатировать  тот факт, что каждое последующее  поколение обладает худшим потенциалом  здоровья, чем предыдущее. Это с  особой остротой ставит на  повестку дня необходимость осуществления  комплекса мер по развитию  профилактической медицины, культивированию  здорового образа жизни. Каждому  жителю Беларуси должно быть  морально и экономически выгодно  быть здоровым. В этом плане  значительные резервы имеются  в развитии платных медицинских  услуг, но при непременном условии  сохранения и качественного улучшения  бесплатного медицинского обслуживания  населения по строгим медицинским  показаниям.

 Необходимо отметить  и то, что сравнительно низкий  уровень жизни в Беларуси сочетается  с очень высокой грамотностью  и образованностью населения.  В результате возникает проблема  сохранения человеческого капитала  в стране. Необходимо учитывать,  что не избежать иммиграционного  оттока кадров без проведения  миграционной политики, учитывающей  состояние, особенности и перспективы  накопления и оптимального использования  человеческого капитала, поднятия  заработной платы, престижности  и социальной комфортности труда  научных работников, высококвалифицированных  специалистов, людей творческих  профессий и особенно молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

капитал человеческий экономия накопление

В заключение работы сделаем  следующие выводы.

В современном виде теория человеческого капитала сформировалась в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном виде принадлежит  Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал  статью «Формирование капитала образования», где были сформулированы основные положения  теории человеческого капитала. Почти  в то же самое время разработкой  основ теории человеческого капитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела  свет его статья «Инвестиции в  человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный  труд под названием «Человеческий  капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992 году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике  за «распространение сферы микроэкономического  анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современно звучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности как капитал, применяя неоклассический анализ не только к  экономическим, но и к социальным аспектам деятельности человека.

Становление теории человеческого  капитала как самостоятельного течения  мировой экономической мысли  в начале 60-х годов XX века, усиление внимания в настоящее время.

Интенсификация инновационных  процессов в экономике, широкое  распространение информационных и  компьютерных технологий, интеллектуализация труда, глобализация экономической  активности приводят к неизбежной трансформации  содержания и структуры человеческого  капитала, характера влияния его  активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс его  формирования, накопления и условия  эффективной практической реализации. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования  и саморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик  человеческого капитала. Если ранее  основное значение для экономического развития имела образовательная  составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия  человеческого капитала на экономическое  развитие посредством его инновационной  компоненты.

Повышение конкурентоспособности  национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед  странами с переходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриального общества в  условиях глобализации превращает инновации  в главный фактор конкурентоспособности.

В ближайшей перспективе  в Республике Беларусь государственная  политика в области финансового  обеспечения образования будет  направлена на:

сохранение прямого бюджетного финансирования;

создание условий для  привлечения внебюджетных средств  методами экономического стимулирования;

развитие платных услуг  в сфере образования;

введение в практику образовательного кредита;

разработку механизма  инвестирования отраслями народного  хозяйства подготовки для них  кадров необходимых специальностей;

поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных  уровней, в которых обучаются  и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.

Инновационное развитие глобального  здравоохранения на основе научных  достижений и внедрения новых  эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний  обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующего международному. Не случайно XXI столетие декларировано веком биомедицинских наук.

Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусь стоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:

эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;

стимулирование развития науки и образования как важнейших  предпосылок инновационной активности в стране;

концентрация человеческого  капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению  белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономической системы, укреплять  позиции и авторитет Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гришнова О.А. Людський розвиток: Навч. посіб. - К.: КНЕУ, 2006., с.308
  2. ru. wikipedia.org // Человеческий_капитал // История вопроса
  3. www.libertarium.ru аннотация 23.08.1998, Ростислав Исакович Капелюшников
  4. auditfin.com
  5. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. с.350
  6. Марцинкевич В.И., Соболева Н.В. Экономика человека, 1995, 286 с.
  7. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - с.160
  8. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия. - Москва - Ростов -на - Дону, "МарТ", 2004. с.463
  9. Thurow L. Greating Wealth. The New Rules for Individuals.companies Countries in a Knowledge - Based Economy N. Y., 1999. p.15
  10. www.libertarium.ru аннотация 23.08.1998, Ростислав Исакович Капелюшников
  11. ru. wikipedia.org // Человеческий_капитал // История вопроса
  12. Лукашевич В.В. Эффективность инвестиции в человеческий капитал // Журнал "Полигрфист и Издатель". - №6. - 2002.
  13. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. с.350
  14. Волгин Н.А., Плакся В.И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М., 2004. – 354 с.
  15. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. – 2008. – № 2–3.
  16. Виноградский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2007. – 255 с.
  17. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. Пособие / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 514 с.
  18. Материалы Мин – ва анализа и статистики Республики Беларусь. – url: www.belstat.gov.by
  19. Корнеевец И.В. Человеческий капитал: теория, методология, приоритеты развития / И.В. Корнеевец. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 53 с.
  20. Корицкий А.И. Введение в теорию человеческого капитала / А.И. Корицкий. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 112 с.
  21. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России / Р.М. Нуреев // Общественные науки и современность. - 2009. - №7. - С. 5-20.
  22. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Нац. стат. Ком. - Минск, 2009. - Режим доступа: www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 18.12.2010.
  23. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2007 г. №303-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 01.02.2009 г. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 42 с.
  24. Ходжаев В. Здоровая нация - сильное государство / В. Ходжаев // Экономика Беларуси. - 2010. - №3. - С. 64-68.
  25. Грушник П. Забота о человеке / П. Грушник // Экономика Беларуси. - 2010. - №3. - С. 56-63.
  26. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. – 2003. – № 3 – с. 34 – 40.
  27. Бондарь А. В. Человеческий капитал в контексте макроэкономической стабилизации и конкурентоспособности национальной (малой открытой) экономики – Минск: «Настаунiцкая газета», 2006 – 336 с.
  28. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2006 – 643 с.
  29. Шахотько Л. П. Проблемы экономического развития Республики Беларусь и пути их решения // Экономика. Право. Управление. – 2003. – № 2. – с. 3 – 11.
  30. Экономика и общество Республики Беларусь: диспропорции и перспективы развития. Национальный отчет о человеческом развитии 2004 – 2005. – Минск: «Альтиора – Живые краски», 2005. – 95 с.
  31. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты. – М., 2003. – 234 с.

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь