Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
3) самостоятельность бюджетов.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

9) проект структуры государственного внешнего долга РФ (по видам задолженности и по государствам);

10)  проект структуры государственного внутреннего долга РФ;

11)  проект программы  внутренних заимствований в планируемом  году.

12)  оценку ожидаемых  в планируемом году потерь  федеральной бюджета в связи  с предоставленными налоговыми  льготами;

13)  перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается в планируемом году;

14)  проект федерального  закона о внесении изменений  и дополнений в федеральный закон о бюджетной классификации.

11. Этапы  формирования федерального бюджета

1. разработка плана-прогноза развития экономики на очередной финансовый год.2. распределение предельных объемов бюджетного финансирования, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. С 15 июля по 15 Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

12. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает  проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении.

В четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении – 30 дней со дня внесения в ГД, во втором – 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем – 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом – 15 дней со дня принятия в третьем чтении.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

13. Бюджетное  регулирование

В России назначение бюджетного регулирования воспринимается более узко, чем, например, в странах Европы. В России понятия «бюджетное регулирование» и «регулирование бюджетов» практически идентичны, поскольку из-за недостатка бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы речь в настоящее время о приведении доходов бюджетов в соответствии с их расходами (т.е. о регулировании бюджетов), а не о планомерном государственном регулировании основных сфер общественной жизни. Выделяют обычно два потока бюджетных ресурсов: восходящий и нисходящий. Механизмы формирования восходящего потока определяются налоговой политикой государства и фиксируются налоговым законодательством на долговременной основе. Движение нисходящего потока регулируется такими методами бюджетного субсидирования как субвенции, дотации, ссуды из федерального бюджета и трансферты.

14. Механизм  вертикального и горизонтального  бюджетного выравнивания

Основой механизма  вертикального выравнивания бюджетной  системы является законодательное закрепление за каждых бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих разграничению предметов ведения и полномочий между центром и территориями. Принцип вертикальной сбалансированности действует как в отношении к вышестоящему уровню бюджета, так и в отношении к региональным и местным бюджетам. Целью вертикального бюджетного выравнивания понимается обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти.

Для уменьшения горизонтальных диспропорций, вызванных различием объема социально необходимых расходов между богатыми и бедными регионами (районами), должно использоваться горизонтальное выравнивание - не перераспределение поступлений от конкретных налогов на уровне регионов, а централизованное перераспределение средств специальных фондов, сформированных, в т.ч. и за счет налоговых поступлений. Целью горизонтального выравнивания является обеспечение единого стандартного потребления государственных услуг. результатом является лишь частичное устранение дисбаланса расходных и доходных полномочий территорий, но никак не выравнивание уровня потребления и стоимости общественных услуг в различных регионах.

15. Бюджетная классификация Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает в свой состав:

1)   классификацию доходов  бюджетов Российской Федерации;

2)   функциональную классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

3)   экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

4)   ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета;

5)   классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

6)   классификацию внешнего  финансирования дефицита федерального бюджета;

7)   классификацию видов  государственных внутренних долгов  Российской Федерации субъектов Российской федерации, унитарных образований;

8)   классификацию видов  государственного внешнего долга  Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

 Бюджетная классификация построена т.о., что группировка показателей дает представление о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге.

Бюджетная классификация  Российской Федерации в части  классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

16. Функциональная  классификация расходов бюджетов  РФ

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ включает следующие разделы:

1)    государственное  управление и местное самоуправление;

2)    судебная власть;

3)    международная  деятельность;

4)    национальная  оборона;

5)    правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности  государства;

6)    фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7)    промышленность, энергетика и строительство;

8)    сельское хозяйство  и рыболовство;

9) охрана окружающей природной  среды и природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия;

10)  транспорт, дорожное  хозяйство, связь и информатика;

11)  развитие рыночной  инфраструктуры;

12)  жилищно-коммунальное  хозяйство;

13)  предупреждение и  ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий;

14)  образование;

15)  культура, искусство  и кинематография;

16)  средства массовой  информации;

17)  здравоохранение и  физическая культура;

18)  социальная политика;

19)  обслуживание государственного  долга;

20)  пополнение государственных  запасов и резервов;

21)  финансовая помощь  бюджетам других уровней;

22)  утилизация и ликвидация  вооружений, включая выполнение  международных договоров;

23)  мобилизационная подготовка;

24)  прочие расходы;

25)  целевые бюджетные  фонды.

 

 

17. Экономическая  и ведомственная классификация  расходов бюджетов

Экономическая классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии. Экономическая классификация расходов бюджетов включает следующие статьи:

1)  текущие расходы:

а)   выплаты процентов;

б)  субсидии и текущие  трансферты;

в)   оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;

2)  капитальные расходы:

а)   капитальные вложения в основные фонды;

б)  создание государственных  запасов и резервов;

в)   приобретение земли  и нематериальных активов;

г)   капитальные трансферты;

3)  предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения:

а)   предоставление кредитов (бюджетных ссуд);

б)   предоставление государственных  кредитов правительствам иностранных  государств;

в)   возврат государственных  кредитов правительствами иностранных государств;

г)   итого расходов.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета.

Ведомственная классификация  расходов используется только при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета.

18. Бюджетная классификация доходов бюджета

В составе бюджетной  классификации доходов бюджетов выделяются налоговые и неналоговые доходы, которые подразделяются на группы, подгруппы и статьи доходов.

Система налогов  – это совокупность налоговых платежей взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России.

К федеральным  налогам и сборам относятся 9 налоговых  платежей:

- Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК);

- Акцизы (гл. 22 НК);

- Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК);

- Единый социальный налог (гл. 24 НК);

- Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК);

- Водный налог (гл. 25.2 НК);

- Государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

-Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК).

К региональным налогам  и сборам с 01.01.05 г. относятся три  налоговых платежа:

- Транспортный налог (гл. 28 НК);

- Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК);

- Налог на имущество организаций (гл. 30 НК).

К местным налогам  и сборам с 01.01.05 г. относятся:

- Налог на имущество физических лиц;

- Земельный налог (гл. 31 НК).

19. Классификация  источников финансирования дефицитов  бюджетов

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету:

1)   кредиты международных  финансовых организаций;

2)  кредиты правительств  иностранных государств, предоставленные

РФ;

3)   кредиты иностранных  коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

4)   изменение остатков  средств бюджета на счетах  в банках в иностранной валюте;

5)   прочее внешнее  финансирование.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает следующие статьи:

1)   финансирование дефицита  бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

2)   государственные  ценные бумаги;

3)   бюджетные ссуды,  полученные от государственных  внебюджетных фондов;

4)   бюджетные ссуды,  полученные от бюджетов других  уровней;

5)   прочие источники  внутреннего финансирования.

В бюджетной классификации  выделен раздел классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Раздел включает следующие статьи:

3)   государственный  внутренний заем РФ 1991 г.; государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР; государственный внутренний заем 1992 г.;

4)   казначейские обязательства;

5)   государственные  ценные бумаги, обеспеченные золотом;

6)  государственные краткосрочные  облигации;

7)  государственные казначейские  векселя;

8)  переоформленные в  вексель Минфина РФ задолженности

9)  облигации федеральных  займов с переменным и постоянным  купонным доходом; государственный сберегательный заем; индексация вкладов населения;

10) задолженности: по техническим  кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ; Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; облигации государственных нерыночных займов.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации