Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
3) самостоятельность бюджетов.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

5  Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы  РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются:

1) принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации.

2) принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации.

3) самостоятельность бюджетов.

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

5)принцип сбалансированности  бюджетов.

6) принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств.

7)   принцип гласности.

8)   принцип достоверности  бюджета.

9)   принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

6Бюджетный  федерализм в России

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации  является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между  центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области  финансов, и в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Входя в бюджетную систему  страны, все бюджеты взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты.

Бюджетный федерализм в Российской Федерации имеет следствием и неоправданно непропорциональное соотношение регионов-«доноров», и регионов-«реципиентов», и множественные коллизии вокруг проблемы межбюджетных отношений. В концентрированном виде указанная несбалансированность, усиленная кризисной ситуацией, в значительной степени определила специфику принятой модели «бюджетного федерализма. «Реальный федерализм» в России имеет множество собственных, присущих только ему отличий от «книжного» (канонического, теоретического, абстрактного) федерализма. Кроме того, современный российский федерализм вобрал в себя многие частные элементы «реального федерализма» других государств и предельно гипертрофировал эти элементы.

В самом кратком изложении  «реальный федерализм» в России характеризуется  следующими уникальными особенностями:

1) статусная асимметрия: 6 различных типов государственных  (республики) и «рядовых» субъектов РФ;

2)  национальная «окрашенность»: 32 субъекта РФ (т.е. каждый третий) образованы по национально-этническим основаниям;

3)  конструктивная неупорядоченность:  несколько самостоятельных субъектов  РФ входят в состав других  самостоятельных субъектов РФ, 2 субъекта РФ имеют административные центры на территории других субъектов РФ и т.д.;

4)  аномально высокая  несбалансированность потребностей  и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ;

5) чрезмерная персонифицированность реальных федеративных отношений (допускаются нарушения общего порядка в политической, бюджетно-финансовой, национально-этнической сфере), зависящая от личности регионального лидера и его личных отношений с «центром». Эти характерные черты российского «реального федерализма» фактически формируют всю совокупность проблем государственного устройства, в т.ч. и основную проблему децентрализации управления – разграничение предметов ведения, полномочий и ресурсов между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

7 Принципы  бюджетного федерализма

Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2) обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4)  самостоятельности и  равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему.  Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в т.ч. в определении использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти;

5) организации межбюджетных  отношений в рамках бюджетной  системы РФ.

8 Бюджетный  процесс: правовые и организационные  основы и стадии

Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства страны. Для федеративных государств характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация же проявляется в двух измерениях – вертикальном и горизонтальном. Вертикальная децентрализация состоит в существовании нескольких бюджетных уровней, на каждом из которых бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме.Горизонтальная децентрализация является следствием того, что бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих организационных структур, каждая их которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.

Принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, как правило, закреплены в конституциях государств, в которых определены главные участники бюджетного процесса (парламент, президент, правительство, министерство финансов) и их основные полномочия. Кроме того, существуют специальные законодательные акты, регламентирующие содержательные и процессуальные нормы по бюджетным вопросам. Принцип децентрализации в федеративном государстве предполагает наличие в структуре нормативно-правовой базы бюджетного процесса законодательного блока на уровне субъектов Федерации.

Организация бюджетного процесса в разных странах имеет как  общие черты, так и специфические  особенности.

Важнейшим принципом бюджетного процесса, общим для всех разновидностей его организационной схемы, является требование того, чтобы все доходы и расходы государства были включены в бюджет и утверждены парламентом. Законодательные нормы многих стран специально подчеркивают необходимость обеспечения единства доходов и расходов, т.е. сбалансированности бюджетов.

Стадии: 1.бюджетная инициатива. В соответствии с общей практикой право бюджетной инициативы принадлежит высшему органу исполнительной власти – правительству (в Великобритании, ФРГ и др.) или президенту (в США, Франции). Ни в одной стране парламент не имеет такого права; его функция – вносить поправки и утверждать законопроекты, предлагаемые правительством.2.процедура рассмотрения и принятия закона о государственном бюджете. Эта стадия осуществляется парламентом, чья деятельность сосредоточивается на рассмотрении вопросов поступления средств в бюджет и их расходования по приоритетным направлениям. В процедуре принятия бюджета в странах с президентской формой правления важную роль играет президент, имеющий право отлагательного вето, применение которого влечет за собой возврат бюджета на повторное рассмотрение в парламент. 3.финансовый контроль исполнения бюджета. В контролирующей деятельности участвуют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. В число этих органов входят не только парламент и правительство (прежде всего Министерство финансов), но и специально созданные для выполнения  бюджетно-финансового контроля создаются контрольные органы – счетные палаты.

9Бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1)   составление проектов  бюджетов;

2)  рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3)  исполнение бюджетов;

4)   составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение. 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

1)  Президент Российской  Федерации;

2)  органы законодательной  (представительной) власти;

3)   органы исполнительной;

4)   органы денежно-кредитного  регулирования;

5)  органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

6)  государственные внебюджетные  фонды;

7)  главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

8)  иные органы, на которые  законодательством РФ, субъектов  РФ возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

9)   бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные задачи бюджетного процесса:

1)   выявление материальных  и финансовых резервов государства;

2)   максимально приближенный  к реальности расчет доходов  бюджетов;

3)  максимально точный  расчет расходов бюджетов;

4)  обеспечение максимальной  сбалансированности бюджетов;

5)   согласование бюджетов  с реализуемой экономической  программой;

6)  осуществление бюджетного  регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Первый этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. 2.разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики.3.подготовка сводных финансовых балансов. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

10.Составление проектов бюджетов

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета  основывается на:

1)   Бюджетном послании Президента РФ;

2)  прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

3)  основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

4)  прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

5)  плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

В качестве основы для составления  бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) – баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования представляют в Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ проекты бюджетов соответствующих фондов на планируемый год. Необходимые для формирования федерального бюджета показатели, материалы, расчеты представляет Центральный банк РФ.

На период формирования проекта федерального бюджета образуется Межведомственная комиссия по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета на планируемый год. На завершающем этапе формирования федерального бюджета Министерством финансов РФ в Правительство РФ представляются следующие показатели, расчеты, материалы:

1)   проект федерального  закона о федеральном бюджете  на планируемый год;

2)   прогноз консолидированного  бюджета РФ на планируемый  год;

3)    основные направления  бюджетной и налоговой политики на планируемый год;

4)  расчеты по статьям  классификации доходов бюджетов  РФ на планируемый год;

5) основные принципы взаимоотношений  федерального бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов РФ в планируемом  году;

6) перечень международных договоров РФ, вступивших в силу для РФ и содержащих финансовые обязательства РФ на планируемый год

7) проект программы государственных  внешних заимствований РФ

на планируемый год;

8)    проект программы  предоставления РФ государственных  кредитов иностранным государствам в планируемом году;

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации