Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:14, реферат
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
3) самостоятельность бюджетов.
27. Значение межбюджетных трансфертов
Средства, передаваемые из одного бюджета в другой (как правило, из вышестоящего бюджета в нижестоящий) на определенные цели или без целевой привязки, являются в России основным источником доходов многих региональных и местных бюджетов — такую же роль трансферты играют во многих странах, как с развивающейся, переходной, так и развитой экономикой, причем не только в федеративных государствах, но и в странах с унитарным государственным устройством.
К межбюджетным трансфертам относятся:
- трансферты населению, осуществляемые в форме ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
- дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам.
28. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
Бюджетный дефицит—это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резкодефицитным.
Огромные бюджетные дефициты наряду с традиционными последствиями — ростом государственных долгов, налогов, стимулированием инфляции, т.е. с усилением процессов перераспределения национального дохода в пользу крупного капитала, — порождают новые явления. Крупные заимствования на рынке ссудных капиталов, к которым вынуждены прибегать государства для покрытия бюджетных дефицитов, резко взвинчивают ссудный процент. Высокие ставки усиливают напряжение рынка ссудных капиталов.
В то же время на непроизводительные цели, главным образом военные расходы, изымается значительная часть накоплений (сбережений населения, прибавочной стоимости капиталистов), идущих обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.
Особенно тяжелые последствия,
имеющие международный
29.Пенсионный фонд РФ. Пенсионная реформа. С 1 января
2002 года в Российской
Федерации началась пенсионная
реформа, цель которой –
Договор об обязательном пенсионном страховании – заключается с гражданином в случае, если для формирования и инвестирования своих пенсионных накоплений он выбрал в качестве страховщика негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это соглашение, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату гражданину накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Застрахованные лица – граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- священнослужители;
- иные категории граждан, у которых правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения – пенсии.
ОПС в России осуществляется
страховщиками – Пенсионным
Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователи – все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – номер индивидуального счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер обозначен в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.
Страховое свидетельство
обязательного пенсионного
В страховом свидетельстве
указаны: номер ИЛС, фамилия,
имя, отчество, дата и место
рождения, пол, дата регистрации
в качестве застрахованного
30. Государственный
фонд обязательного
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении заболевания получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме. В РФ созданы ФФОМС и ТФОМС. Деятельность ФФОМС направлена на выполнение след. функций:
- Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
- Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
- Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
ТФОМС выполняют след. функции:
- аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на ОМС граждан;
- выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС;
- осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами ОМС;
- осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан;
- вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС.
31.Государственный фонд социального страхования
Фонд социального страхования специализированное кредитно-финансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования. Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.
Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот. Фонды социального страхования носят государственный характер.
Основные задачи фонда социального страхования:
- обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
- участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
- сотрудничество с аналогичными фондами.
Выплата пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам, уходу за ребенком;
- на реабилитацию после болезней и профилактику;
- на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
- на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
- на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
- работодателей;
- граждан;
- прочие платежи;
- финансирование из средств
госбюджета.
32.Доходы и расходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
- федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственную пошлину.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества;
- доходов от продажи имущества;
- части прибыли унитарных предприятий.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
- прибыль Банка России;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
33. Доходы и расходы территориальных бюджетов.
Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основа собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных бюджетов.
Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих налогов входят отчисления от:
- НДС;
- акцизов;
- налога на прибыль (доход) предприятий;
- подоходного налога с физических лиц.
Расходы территориальных бюджетов.
Расширение процесса урбанизации,
динамично развивающиеся
Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня . Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%.
В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов. (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).
Информация о работе Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации