Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
3) самостоятельность бюджетов.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

27. Значение  межбюджетных трансфертов

Средства, передаваемые из одного бюджета в другой (как правило, из вышестоящего бюджета в нижестоящий) на определенные цели или без целевой привязки, являются в России основным источником доходов многих региональных и местных бюджетов — такую же роль трансферты играют во многих странах, как с развивающейся, переходной, так и развитой экономикой, причем не только в федеративных государствах, но и в странах с унитарным государственным устройством.

К межбюджетным трансфертам  относятся:

- трансферты населению, осуществляемые в форме ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам.

28. Бюджетный  дефицит. Его экономические и  социальные последствия

Бюджетный дефицит—это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резкодефицитным.

Огромные бюджетные  дефициты наряду с традиционными  последствиями — ростом государственных долгов, налогов, стимулированием инфляции, т.е. с усилением процессов перераспределения национального дохода в пользу крупного капитала, — порождают новые явления. Крупные заимствования на рынке ссудных капиталов, к которым вынуждены прибегать государства для покрытия бюджетных дефицитов, резко взвинчивают ссудный процент. Высокие ставки усиливают напряжение рынка ссудных капиталов.

В то же время  на непроизводительные цели, главным  образом военные расходы, изымается значительная часть накоплений (сбережений населения, прибавочной стоимости капиталистов), идущих обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.

Особенно тяжелые последствия, имеющие международный характер, вызывают огромные бюджетные дефициты США. Высокий ссудный процент ведет к значительному оттоку капиталов из Западной Европы и других стран в США, усиливает их экономические и социальные трудности. Значительная часть этих средств вкладывалась в облигации государственных займов и тем самым служила источником покрытия бюджетных дефицитов, т.е. финансирования военных расходов. Повышение ставки ссудного процента тяжело отражается также на развивающихся странах. Помимо отлива капитала из этих стран, это ведет к росту их выплат по международной задолженности.

 

29.Пенсионный  фонд РФ. Пенсионная реформа. С 1 января

2002 года в Российской  Федерации началась пенсионная  реформа, цель которой – создание  многоуровневой пенсионной системы,  позволяющей обеспечить гражданам  получение достойной пенсии после  окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу  пенсионной системы России были  положены страховые принципы. Существовавшая  распределительная система начисления  пенсий была дополнена накопительной  частью пенсии и персонифицированным  учетом страховых обязательств  государства перед каждым гражданином.  Размер пенсии в новой пенсионной  модели определяется прежде всего не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Договор об обязательном пенсионном страховании – заключается с гражданином в случае, если для формирования и инвестирования своих пенсионных накоплений он выбрал в качестве страховщика негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это соглашение, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату гражданину накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

 

Застрахованные  лица – граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

 Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

 - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

 - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- священнослужители;

 - иные категории граждан, у которых правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения – пенсии.

 ОПС в России осуществляется  страховщиками – Пенсионным фондом  Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.

Обязательное  страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователи – все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховой номер  индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – номер индивидуального счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер обозначен в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство  обязательного пенсионного страхования  – документ, который гражданин получает в территориальном органе ПФР по месту жительства, заполнив анкету. Гражданин, впервые поступивший на работу, страховое свидетельство получает через страхователя (работодателя).

 В страховом свидетельстве  указаны: номер ИЛС, фамилия,  имя, отчество, дата и место  рождения, пол, дата регистрации  в качестве застрахованного лица. Страховое свидетельство предъявляется  при устройстве на работу, при  заключении трудового договора, при обращении в ПФР по любому  вопросу, в том числе за назначением  (перерасчетом) пенсии.

30. Государственный  фонд обязательного  медицинского  страхования.

Медицинское страхование  является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское  страхование ставит целью гарантировать  гражданам при возникновении  заболевания  получение медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование  может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме. В РФ созданы ФФОМС и ТФОМС. Деятельность ФФОМС направлена на выполнение след. функций:

- Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

- Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

- Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

ТФОМС выполняют след. функции:

- аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на ОМС граждан;

- выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС;

- осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами ОМС;

- осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан;

- вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС.

31.Государственный  фонд социального страхования

Фонд социального  страхования специализированное кредитно-финансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования. Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального  страхования своих функций, в  нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот. Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

- обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;

- участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;

- сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

- по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам, уходу за ребенком;

- на реабилитацию после болезней и профилактику;

- на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;

- на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;

 - на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные  страховые взносы:

- работодателей;

- граждан;

- прочие платежи;

- финансирование из средств

госбюджета.

32.Доходы  и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

- федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

- доходов от использования имущества;

- доходов от продажи имущества;

- части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль Банка России;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета  могут передаваться бюджетам субъектов  Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом  о федеральном бюджете на очередной  год.

33. Доходы  и расходы  территориальных  бюджетов.

Доходы территориальных  бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

 Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основа собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты  в твердой доле на постоянной основе.

Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных  бюджетов.

 Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих налогов входят отчисления от:

- НДС;

- акцизов;

- налога на прибыль (доход) предприятий;

- подоходного налога с физических лиц.

Расходы территориальных  бюджетов.

Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.

Структура расходов отдельных  видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня . Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%.

В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся  в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая  часть расходов. (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации