Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
3) самостоятельность бюджетов.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

20. Принципы  исполнения бюджета в Российской  Федерации

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи — документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Бюджетным кодексом Российской Федерации определяются принципы исполнения бюджета в современных условиях.

1. Финансирование осуществляется  с единого счета бюджета (все  средства бюджетополучателей находятся  на едином счете) — принцип единства кассы.

2.  Учет финансирования  ведется в разрезе лицевых  счетов, открытых распорядителями и получателями бюджетных средств.

3. Планирование и исполнение  бюджета ведутся в разрезе  детальной бюджетной классификации Российской Федерации — принцип прозрачности бюджета.

4. Принятие бюджетными  учреждениями денежных обязательств  по осуществлению расходов и  платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

5. Осуществление регистрации  договоров, проведение конкурсов  с целью закупок товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений.

21.Принцип  единства кассы

Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг.

Единство кассы состоит  в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам товаров, работ или услуг.

Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения.

Во-первых, появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Банковский механизм исполнения бюджета предполагал двухэтапную схему финансирования, при которой средства сначала зачислялись на расчетные счета распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений и лишь потом со счетов бюджетополучателей поступали поставщикам товаров, работ и услуг.

Во-вторых, минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа казначейства.

В-третьих, появляется возможность перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет учитывать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.

22. Казначейская  система исполнения бюджета в  Российской Федерации

Для совершенствования бюджетного процесса в нашей стране были организованы казначейские органы, за счет которых  был осуществлен переход от банковской системы исполнения бюджета к казначейской. Создает возможности усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Участниками процесса исполнения бюджета являются главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных  средств, бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения. Главный распорядитель бюджетных средств Федерального бюджета (ГРБС)-орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств (распорядитель средств  соответствующего бюджета) (РБС) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств (ПБС) - бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Важнейшие задачи исполнения бюджета:

1)   обеспечение полного  и своевременного поступления  налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;

2)   финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по  бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;

3)   правильное и экономически  обоснованное распределение всех  видов платежей и ассигнований  утвержденного бюджета, осуществляющееся по бюджетной росписи доходов и расходов.

23. Организационные  формы казначейского исполнения  бюджета

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка  России.

Функционирование системы  органов казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой информационной технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

1)   централизация доходов  и средств федерального бюджета  на ЕКС, открытом ГУФК;

2)   централизация операций  по учету доходов бюджетов  разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

3)   ежедневное отражение  в Главной книге казначейства  операций по доходам и расходам  федерального бюджета, произведенных  на уровне УФК.

Главная книга — синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения. Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме.

Налогоплательщики перечисляют  все налоги и сборы, как подлежащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так и регулирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Следовательно, в УФК объединяются 4 действующих в настоящее время доходных лицевых счета и закрываются лицевые счета по учету доходов на уровне ОФК. Переход на новую информационную технологию в условиях единого казначейского счета позволяет:

1)   исключить возможность  открытия счетов казначейства  по учету расходов федерального  бюджета в коммерческих банках;

2)  учесть большую концентрацию  финансовых ресурсов и потоков  в региональных центрах субъектов  Российской Федерации;

3)   в условиях подключения  к системе обмена электронными  платежными документами организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств;

4)   при наличии региональной  базы данных по лицевым счетам  распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года;

5)   сконцентрировать  в УФК все операции по расходованию  средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации.

 24.Финансирование федеральных целевых программ

Федеральные целевые программы  финансируются в соответствии с  утвержденными объемами по перечню  федеральных целевых программ, утвержденного федеральным законом на соответствующий год, а также нормативным документом Министерства финансов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета  перечисляются на счета распорядителей органами казначейства на основе реестров по перечню расходов и в пределах средств, полученных от Главного управления Федерального казначейства.

Финансирование  из средств федерального бюджета  осуществляется на следующие федеральные целевые программы.

1.  Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и аварии на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

2.  Финансирование расходов  на выплату льгот и компенсаций. 

3. Финансирование расходов, связанных с предоставлением  льгот по социальному страхованию 4. Возмещение расходов на погашение выданных учреждениями Сбербанка России льготных беспроцентных ссуд, а также расходов, связанных с компенсацией потерь от предоставления беспроцентных ссуд гражданам, пострадавшим от радиоактивных воздействий.

5. Финансирование расходов  на капитальное строительство,  техническое перевооружение, реконструкцию и приобретение оборудования . 6Финансирование расходов по защите прав жертв политических репрессий.

7. Возмещение расходов  по предоставлению льгот Героям  Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы.

8. Финансирование капитальных  вложений по другим федеральным целевым программам в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

9.  Финансирование других  расходов из федерального.

Контроль за использованием средств федерального бюджета на указанные цели осуществляется органами казначейства в соответствии с полномочиями, возложенными на органы казначейства действующими нормативными актами.

25. Сущность  межбюджетных отношений

Межбюджетные  отношения (перераспределение финансовых ресурсов) — это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Более глубокая трактовка  межбюджетных отношений заключается в их понимании как системно организованных денежных потоков и связей между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов и грантов. В этом случае, во-первых, в систему субъектов межбюджетных отношений вовлекаются члены общества (физические лица) — получатели грантов (бюджетных пособий); во-вторых, важное значение приобретает проблема финансовых кругооборотов (их направленность, организация, регулирование, устойчивость, воспроизводимость); в-третьих, становится первостепенной проблема потенциалов бюджетных фондов, формируемых и распределяемых посредством системы межбюджетных отношений. Органы власти (федеральные, региональные и местные) при правильной трактовке сущности межбюджетных отношений выступают лишь как посредники между государством и членами общества (физическими лицами, гражданами) по финансовому (бюджетному) обеспечению предоставления социальных (общественных) благ в соответствии с установленными нормами и стандартами, а также возможностями государства.

В Российской Федерации  в настоящее время используются следующие методы бюджетного выравнивания:

1)   субвенции (безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов);

2)  дотации (безвозмездное нецелевое выделение средств для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);

3)   взаимозачеты (выделение средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных функций по решению Правительства); ссуды вышестоящих бюджетов;

4)   трансферты (оказание финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки регионов).

Проблема взаимоотношений  бюджетов различных уровней в  условиях российской экономики имеет два аспекта. С одной стороны, речь должна идти о взаимоотношениях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, с другой — о финансовых отношениях между органами государственного управления (в т.ч. и субъектов Федерации) и структурами местного самоуправления.

26. Финансовое  самообеспечение регионов через  систему целевых программ и  бюджетное планирование.

Современный механизм распределения  средств между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть ориентирован на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов. Иначе говоря, этот механизм должен быть настроен на корректирование диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны, ибо центральное правительство, может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять этот дисбаланс.

Традиционным инструментом регионального развития служат целевые программы. Сейчас их финансирование из года в год сокращается. В этих условиях, безусловно, оправданы предложения правительства об инвентаризации («селекции») действующих программ, оптимизации их перечня, включении средств государственной поддержки программ в бюджет развития. Однако реализация этих предложений мало что даст без перехода к программному управлению. Нынешняя модель реализации программ, в рамках которой государственные организации выступают лишь в качестве их «заказчиков», явно устарела.

Другим инструментом развития должно стать перспективное бюджетное планирование. Необходимость его вытекает из самой природы финансового федерализма, который в отличие от бюджетного, в принципе не может ограничиваться рамками годового. Для решения этой задачи может быть использована схема, предложенная А.Н. Данковым (ЦЭМИ РАН): на первом этапе разрабатываются планы долгосрочного развития регионов и муниципальных образований сроком на 10 лет, на их основе готовятся перспективные бюджеты—на 4 года и только на последнем этапе - обычные годовые бюджеты.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации