Проблемы государственного долга в переходных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;

Содержание работы

Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Гос долг.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ

УО«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедраэкономическойтеориииисторииэкономическихучений

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯРАБОТА

 

подисциплине:Макроэкономика

натему:Проблемы государственного долга в переходных экономиках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ВШУБ,3-йкурс,ВВЛ-5                                                                                                 

 

 

Руководитель

канд.экон. наук,

доцент                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК2012


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 27 с., 7 рис., 5 табл., 17 источников

 

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 

Объект исследования – государственный долг в переходных экономиках.

Предмет исследования – комплекс теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с анализом проблем государственного долга в переходных экономиках.

Цель работы: изучить проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой, а также проанализировать ситуацию в
Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, аксиоматизации.

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

____________________


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления

1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга

1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга

2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой

2.1 Государственный долг в переходных экономиках

2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Современное рыночное хозяйство,при всеммногообразииегомоделей,известныхвмировойпрактике,характеризуетсятем,чтопредставляетсобойсмешаннуюэкономику,гдеинструментырыночногомеханизмадополняютсягосударственнымрегулированием,финансовойбазойкоторогоявляетсябюджет.Вэтихусловияхособоезначениеприобретаетвопрособисточникахфинансированиягосударственнойдеятельности,ихструктуреивозможностирегулирования.Однимизтакихисточниковявляютсяправительственныезаймыикредитныеэмиссии,другимисловами,финансированиезасчетгосударственногодолгаилидефицитноефинансирование.

Встранахспереходнойэкономикойрольгосударственногодолгасложнонедооценить,таккакданныестраныособеннонуждаютсявдополнительныхсредствахнаподдержаниеновогокурса,направленногонарадикальноепреобразованиевсейсоциально-экономическойсистемы,трансформациюотношенийсобственности,институтовиинструментовуправления.

Вмиренетниодногогосударства,котороевтеилииныепериодысвоейисториинесталкивалосьбыспроблемойрастущейзадолженности.Сегоднязначительныйгосударственныйдолгимеюттакиевысокоразвитыестраны,какСША,Япония,Канада,Германия,Великобритания.Приэтомосновнаяегочасть-этозадолженность,возникшаявпоследниедва-тридесятилетияисвязаннаяспроведениемдолгосрочнойдефицитнойбюджетнойполитики.

Втожевремя,необоснованноеиспользованиегосударственныхзаймов,выборнеподходящихформиинструментовфинансированиябюджетныхдефицитоввсовокупностисбезответственнойденежно-кредитнойполитикойЦентральныхбанковимеютсерьезныедестабилизирующиепоследствиядляэкономическогоразвитиястран.

Растущийгосударственныйдолг,соднойстороны,можетбытьсвязансосуществлениемгосударственногорегулированияэкономики,направленногонаобеспечениепрогрессивныхсдвиговвструктуреобщественногопроизводства,асдругой-вомногихслучаяхявляетсяотражениемкризисныхпроцессов,протекающихвэкономике,итребуетпринятиясостороныправительстванезамедлительныхстабилизационныхмер.

Актуальностьданнойтемызаключаетсявтом,чтоцентральнымпоказателемгосударственногобюджетаявляетсявеличинаегодоходов.Суммадоходовопределяетрасходыгосударстванаразвитиеэкономики,темпыэкономическогоростаиуровняблагосостояниястраны.

Встранахспереходнойэкономикойрольгосударственногодолгасложнонедооценить,таккакданныестраныособеннонуждаютсявдополнительныхсредствахнаподдержаниеновогокурса,направленногонарадикальноепреобразованиевсейсоциально-экономическойсистемы,трансформациюотношенийсобственности,институтовиинструментовуправления.

Взаимосвязь бюджетного дефицита с уровнем государственного долга ставит перед государством необходимость постоянного мониторинга этого показателя и контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Изучением вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также проблемами государственного долга занимаются многие авторы. Среди наиболее известных стоит отметить: А.В.Бликанов, В.Е. Конев,
Г.И. Шиманович, Ю. Воронин, А. Попковаи другие.

Актуальностьвопроса,наличиепроблемвэтойсфереинеобходимостьпоискапутейэффективного управления государственным долгомпредопределиливыбортемымоейкурсовойработы.

Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.

Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:

-         раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;

-         обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;

-         рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;

-         изучитьсущность и структуру государственного долга страны;

-         раскрытьпроблемыбюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь иопределитьпутиих решения.

Впроцессеподготовкикурсовойработыбылииспользованынормативно-правовыедокументы,учебнаялитература,научныетрудыпоисследуемойпроблеме,статистическиеданные,программныедокументы.

Привыполненииработыиспользовалсясистемныйподход,применялисьметодысравнительногоанализаиприемаксиоматизации.


1Государственныйдолг:причины,виды,последствияиспособыуправления

1.1Сущность,видыипоследствиягосударственногодолга

В последнее время экономики всех стран развиваются в сторону всемирной глобализации, что увеличивает роль таких явлений как перемещение капиталов, международная торговля, которые в свою очередь непосредственно связаны с государственным долгом. Таким образом, данный вопрос становится все более и более актуальным.

Государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей государственных облигаций.

Государственныйдолг–этообщийразмерзадолженностиправительствавладельцамгосударственныхценныхбумаг,равныйсуммепрошлыхбюджетныхдефицитовзавычетомбюджетныхизлишков [8].Другимисловами,государственныйдолг–этасуммавыпущенныхинепогашенныхгосударственныхзаймовсневыплаченнымипроцентамипоним.

Онобразуетсяпутемвременноймобилизациигосударствомдополнительныхсредствдляпокрытиясвоихрасходовпутемвыпускаправительственныхзаймов.

Владельцамиоблигациймогутбытьфондысоциальногострахования,центральныеикоммерческиебанки,небанковскиефинансовыеинституты,население.КбезоблигационнымзаймамотносятзаймыправительствауЦентрального банкаивнешниемежправительственныезаймы.

Стоит отметить, что государственный долг формируется на уровне Правительства страны.

Однойизпричин,порождающихгосударственныйдолг,являютсяспадывпроизводстве.Впериодпаденияделовойактивностиавтоматическисрабатываютвстроенныестабилизаторы:налоговыепоступлениясокращаютсяивызываютбюджетныйдефицит.Попыткиуменьшитьегопутемпродажигосударственныхценныхбумагигосударственныхкредитовсоздаютиувеличиваютгосударственныйдолг.

Другойпричинойобразованиягосударственногодолгаявляетсямилитаризацияэкономикиивойны.Вэтотпериоддляэкономикихарактернапереориентациячастиресурсовнануждывоенногопроизводства(вооружение,содержаниевоеннослужащих).Посколькувоенныйсекторявляетсянепроизводственным,атолькопотребляющим,правительствоизыскиваетсредствадляегофинансирования.

Известнытриосновныхисточникафинансированияэтихрасходов:увеличениеналогов,эмиссияденег,продажаоблигацийнаселению.Несмотрянато,чтонапрактикеиспользуютсявсетриисточника,первыедваприводяткнаиболеетяжелымнегативнымпоследствиямдляэкономики.

Увеличениеналоговвкраткосрочномпериодеувеличиваетналоговыепоступлениявбюджет, однаковдолгосрочном–приводяткихуменьшению,таккакналоговоебремясдерживаетпредпринимательскуюактивность.

Выпускденег,необеспеченныхтоварамииуслугами,усиливаетинфляциюиподрываетмеханизмфункционированиявсейнациональнойэкономики.

Выпускценныхбумаг,соднойстороны,позволяетпривлечьсбережениянаселения, а сдругой–образуетиувеличиваетгосдолг.

Классификация видов государственного долга по различным критериям представлена на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 – Классификация видов государственного долга

Примечание – Источник: собственная разработка.

Взависимостиотрынкаразмещениявалюты,накоторомвыпущеныиразмещенызаймыидругиеплатежныесредства,различаютвнутреннийивнешнийдолг.

Внутреннийдолг–этозадолженностьгосударствафизическимиюридическимлицамданнойстраны,которыеявляютсядержателямиценныхбумаг,выпущенныхееправительством.

Внешнийгосударственныйдолг–этозадолженностьстраныгосударствам,физическимиюридическимлицамдругихстран.Онотличаетсяот«иностранногодолга»тем,чтовнешнийдолг–этосумма,которуюгосударствовзяловзаймы,чтобыпокрытьдефицитплатежногобаланса.Наличиевнешнегодолгаведеткпотеречастинациональногопродуктаипадениюпрестижастраны.

Исходя из сроков образования и погашения, госдолг может быть капитальным – все долговые обязательства на начало года – и текущим – сумма предшествующих платежей, срок погашения которых наступает в данном периоде.

Краткосрочные займы – это долговые обязательства, срок погашения которых ограничивается 1 годом, долгосрочные обязательства – на срок более 1 года.

Облигационная форма предполагает займы, которые реализуются путем продажи государственных облигаций. Прибезоблигационной форме займы производятся путем подписания соглашений, заключения договоров, выдачи особых свидетельств.

Дляколичественнойхарактеристикигосударственногодолгаиспользуютсяпоказателиобщейзадолженности,соотношенияразличныхеевидов,разностиполученныхивыданныхкредитов,сравнениевеличиныгосударственногодолгасобъемомВНПиВВП,расчетзадолженностинадушунаселения.Дляоценкивнешнегодолгаопределяютстепеньтакназываемойвовлеченностивовнешнийдолг,котораярассчитываетсякакотношениеобъемавнешнегодолгакваловомупродукту.Крометого,рассчитываютсяещедвапоказателя,характеризующиеплатежеспособностьстраны.Одинизнихпоказываетотношениевеличинывнешнегодолгаксуммевалютнойвыручки(врасчетезагод),второйсоотноситгодовойразмерподолгусобъемомвалютныхпоступленийзагод.Критическимзначениемэтогопоказателясчитается25%.

Бюджетныйдефицитигосударственныйдолгтесновзаимосвязаны.Этообъясняетсятем,чтогосударственныезаймыявляютсяважнейшимисточникомпокрытиябюджетногодефицита.Когдабюджетнаходитсявсостояниидефицита,государственныйдолгувеличивается,таккакправительствовынужденобратькредиты,чтобыоплатитьсвоирасходы,которыеневозмещаютсязасчетналоговыхпоступлений.Когдасуществуетпрофицитбюджета,превышениедоходовнадрасходамипомогаетправительствурасплатитьсяснаселением,погаситьсвойдолг.Новлюбомслучаедолгиправительствапокрываютсяналогоплательщиками.

Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках