Проблемы государственного долга в переходных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;

Содержание работы

Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Гос долг.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственныйдолгпредставляет собой суммувыпущенныхинепогашенныхгосударственныхзаймовсневыплаченными процентамипоним.

Основными причинами, порождающими госдолг, являются: спады в производстве и снижение деловой активности, а также милитаризация экономики и войны.Известнытриосновныхисточникафинансированияэтихрасходов:увеличениеналогов,эмиссияденег,продажаоблигаций.

Дляколичественнойхарактеристикигосударственногодолгаиспользуютсяпоказателиобщейзадолженности,соотношенияразличныхеевидов,разностиполученныхивыданныхкредитов,сравнениевеличиныгосударственногодолгасобъемомВНПиВВП,расчетзадолженностинадушунаселения.Дляоценкивнешнегодолгаопределяютстепеньтакназываемойвовлеченностивовнешнийдолг,котораярассчитываетсякакотношениеобъемавнешнегодолгакваловомупродукту.

Споявлениемдолгапоявляетсянеобходимостьегоуправления,подкоторымпонимаетсясовокупностьдействийгосударствапопогашениюирегулированиюсуммыгосударственногокредита,атакжепопривлечениюновыхзаемныхсредств.

Управление государственным долгом осуществляется в законодательном порядке. Рассчитываются абсолютные размеры внутреннего и внешнего госдолга и относительные показатели, которые отражают его соотношение с ВВП. Ежегодно планируется доля расходов на его погашение и обслуживание в объеме бюджетных средств.

В управлении государственным долгом могут использоваться следующие меры: конверсия, консолидация, унификация займов, отсрочка погашения займа, аннулирование госдолга.

Ситуация на мировыхфинансовых рынках вынуждаетотдельные страны к поиску новыхэкономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и активным участием вмеждународных экономическихотношениях. Многие страны осознали уязвимость модели экономического роста, основанной навнешнем кредитовании, и сталидолжное внимание уделять формированию эффективной системы использования внутренних сбережений и заимствований на внутреннем рынке.

В странах с переходной экономикой роль государственного долга сложно недооценить, так как данные страны особенно нуждаются в дополнительных средствах на поддержание нового курса, направленного на радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформацию отношений собственности, институтов и инструментов управления.

Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранее значительно росли долги банков и частных компаний, то в последние годы наблюдается рост государственных долгов, что дает основание говорить о кризисе суверенных долговых обязательств.

Для Республики Беларусь проблема государственного долга является одной изнаиболееважныхиострых.Какследствиенегативныхявленийвэкономикеэтосоздаетсерьезную угрозудляразвитияобщества,посколькурасшатываетденежноеобращение,усугубляетинфляционныепроцессы,ограничивает возможностифинансирования материальной,непроизводственнойсферы,социальнойзащитынаселения.

Исходя из общемировых показателей, Республика Беларусь выглядит достаточно презентабельно и выдерживает все нормативы МБРР. Однако не стоит забывать и о том, что наша страна – страна с переходной экономикой, и рост государственного долга может стать непосильным для нас, стать причиной замедления экономического роста и структурной перестройки экономики, угрозой экономической безопасности страны.

Несмотря на то, что бюджет на 2012 год принят с размером дефицита равным 0 бел руб., накопилась значительная величина государственного долга за последние 4 года. Кроме того, ввиду сложившейся ситуации на валютном рынке нашей страны весной 2011 года были предоставлены траншам летом 2011 года для стабилизации экономики нашей страны. Все это требует грамотного подхода к регулированию задолженностей страны.

В работе отмечалось, что кроме позитивных моментов, государственный долг имеют массу отрицательных сторон, в том числе снижение инвестиционной привлекательности страны. Для Республики Беларусь этот факт имеет огромное значение в связи со вступлением в Таможенный союз и созданием единого экономического пространства с Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Относительно проигрышное положение по отдельным показателям в сравнении с данными странами требует привлечения значительного объема иностранных инвестиций для развития промышленности и сельского хозяйства страны, а также дальнейшей модернизации налогового и кредитного законодательства.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, эффективная финансовая, в том числе валютная и налоговая, политика нашего государства, целенаправленное управление размером государственного долга в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами должны способствовать стабилизации финансового положения и эффективному управлению государственным долгом Республики Беларусь.

 


СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1)     Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. - 2008. - №5. - С.15

2)     Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июл. 2008 г., № 412-З: в ред. Закона Респ Беларусь от 15.10.2010г., № 176-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0800412. Дата доступа: 11.02.2012.

3)     Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Quaterly/. Дата доступа: 17.02.2012.

4)     Воронин, Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабышкин // Экономист. -2006. - № 1, - С. 58-67.

5)     Головачёв Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. – М.:ЧеРо, 2008. – 254с.

6)     Государственный бюджет: учеб.пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. «Финансы и кредит» / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

7)     Государственный долг // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
rmenu/dolg/vnesh_dolg/now/. Дата доступа: 14.02.2012.

8)     Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год и постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по их реализации // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
rmenu/budget/legislation/lawrb/. Дата доступа: 11.02.2012.

9)     Корнеев, В.Е. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения // Веснiк БДЭУ. - 2004. - №2 (43). - С. 61-66.

10) Мойсейчик Г.И. – О совершенствовании методики анализа и прогнозировании агрегированных компонентов платёжного баланса и управления внешним долгом.// Белорусский экономический журнал. - 2005. - № 2. – С. 57-62.

11) Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. По устойчивому развитиюРесп. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.

12) О республиканском бюджете на 2011 год: ЗаконРесп. Беларусь, 15 окт. 2010 г., № 176-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000176&p2={NRPA}. Дата доступа: 17.02.2012.

13) О республиканском бюджете на 2012 год: ЗаконРесп. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 331-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1883. Дата доступа: 17.02.2012.

14) Перспективы фискальной политики и финансирования бюджетного дефицита в Беларуси/ Глеб Шиманович, Роберт Кирхнер, РикардоДжуччи // Немецкая экономическая группа в Беларуси. Исследовательский центр ИПМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: research.by › pdf/pp2009r07.pdf. Дата доступа: 14.02.2012.

15) Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах // Банковский вестник. – 2010. - № 8. – С. 34-41.

16) Экономическая теория: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Г.А.Примаченок, В.А.Воробьев и др.; под ред. И.В.Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.

17) Publicdebt / Centralintelligentagency (US) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/
2186rank.html. Дата доступа: 17.02.2012.

 

28

 



Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках