Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа
Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;
Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании последнего в качестве заменителя налогов» [5, с. 15].
В начале процесса перехода от плановой экономики к рыночной наблюдается очевидный экономический кризис и спад деловой активности, что в свою очередь ведет к снижению поступлений в бюджет.
Правительство в этот период заинтересовано в сокращении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом налоговых поступлений.
Постепенно набирая обороты, переходной экономика страны обеспечивает увеличение и стабилизацию поступлений в бюджет, а, следовательно, сокращается и объем займов,или вовсе становится отрицательным (т.е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня.
Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов. Но практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливается риск долгового кризиса.
В том случае, когда имеется неинфляционное финансирование дефицита, государство для привлечения дополнительных средств вынуждено устанавливать более высокую ставку реального процента. Поэтому расходы из обслуживания государственного долга могут стать в какой-то момент неприемлемо высокими.
«Как показывает практика, в течение среднесрочного и долгосрочного периода рост ВНП не позволяет переломить тенденцию процентного увеличения процента, поскольку в долгосрочном периоде (исходя из усредненных данных) уровень процентов по кредитам всегда выше относительно роста темпов ВНП. Поэтому в динамике он отстает от уровня самовозрастания государственного долга.
Исходя из того, что уровень государственных расходов планируется без учета фактора заимствований, новая задолженность - явление постоянное для самофинансирования долга и считается основой формирования долговой ловушки по принципу circulusvitiosus (порочный круг)» [5, с. 17].
Существует также альтернативный подход к проблеме государственного долга в переходной экономике.
В рамках данногоподхода государственный долг играет роль финансовогомеханизма, ускоряющего экономическоеразвитие. В фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов, тем самым получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечивает рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства.
Поскольку экономисты-практики при реализации государственнойэкономической политики, как правило, уверены в ее успешности, т.е.в том, что темпы экономического роста будут превышать реальную процентную ставку по государственным заимствованиям, то негативные в долгосрочном плане последствия долгового бремени во внимание не принимаются. Поэтому экономику большинства развитых демократических странхарактеризуетзначительный размер государственного долга.
Попринятойнаосновеэкспертныхоц
Проблемевнешнегодолгауделяется
Например,МВФ,
Ещеоднимпримеромможетвыступить
МировойкризисзатронулиУкраину,
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной изнаиболееважныхиострых.
Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» № 176-З от 15.10.2010г.утвержден республиканский бюджет на 2011 год по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей.Исходя из прогнозируемых доходов и расходов, консолидированный республиканский бюджет определен с предельным дефицитом 6 000 000 000 тыс. рублей (15.15% расходов бюджета в 2011 г.)
Покрытие дефицита в 2011 году предполагалось полностьюосуществить за счет источников в размерах, приведенных в следующей таблице.
Наибольший удельный вес занимает внутреннее финансирование, однако почти 44% бюджетного дефицита предполагалось покрыть за счет внешних источников, в большинстве своем за счет государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих внешний государственный долг.
Таблица2.1 - Финансированиедефицитареспубли
(тыс.рублей)
Общеефинансирование | 6000000000,0 |
Внутреннеефинансирование | 3380559260,0 |
источники, | –100000000,0 |
источники,получаемыеотбанков, | 100062715,0 |
источникиотоперацийспринадлежа | –14827860,0 |
изменениеостатковсредствбюджет | 4228847027,0 |
операциипогарантиямПравительст | –833522622,0 |
Внешнеефинансирование | 2619440740,0 |
кредитымеждународныхфинансовых | –12496140,0 |
кредитыиностранныхгосударствии | –519024100,0 |
государственныеценныебумагиРес | 3170000000,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам | –19 039 020,0 |
Примечание – Источник: [12].
Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного дефицита. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, но явился лишь выражением общего состояния экономики и Государственного бюджета СССР, в состав которого включался и бюджет БССР.
Отсутствие глубоких научных разработок в отечественной экономической науке о возникновении, развитии и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита явилось причиной того, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлением бюджетным дефицитом.
При этом следует учитывать, что принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. Динамика роста объемов этого показателя приведенана рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Объем бюджетного дефицита Республики Беларусь за 2001-2011 гг.,
млнруб.
Примечание – Источник: собственная разработка.
В процентах к расходной части республиканского бюджета динамика данного показателя выглядит следующим образом:
Рисунок 2.2 – Объем бюджетного дефицита Республики Беларусь
в % к расходной части государственного бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, отчетливо прослеживается отрицательная динамика - абсолютные и относительные размеры бюджетного дефицита растут из года в год.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
Долговые проблемы европейских стран привели к нестабильности на мировом финансовомрынке, что оказало негативное влияние на привлечение заимствований Республикой Беларусь.
Наращивание внешнего государственного долга в РеспубликеБеларусь произошло по причинеухудшения платежного баланса(дефицит по счету текущих операций в 2009г. составил 13,1% ВВП) и сокращения международных резервных активов.
В 2009г.привлекались ресурсы МВФ, Российской Федерации, Всемирногобанка, а также синдицированныйкредит российских банков Министерству финансов Республики Беларусь. Кроме того, привлекалиськредиты под гарантию Правительства Республики Беларусь от банков Китая, Германии, Италии нафинансирование инвестиционныхпроектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.
Управлениевнешнимгосударственн
Всоответствиисостатьей2Бюджетн
Таблица2.2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
Показатели | 01.01.2010г. | 01.01.2011г. |
Кредиты, | 7778,8 | 9 486,2 |
Кредиты, | 112,6 | 201,0 |
Всего | 7891,4 | 9 686,2 |
Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках