Проблемы государственного долга в переходных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;

Содержание работы

Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Гос долг.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании последнего в качестве заменителя налогов» [5, с. 15].

В начале процесса перехода от плановой экономики к рыночной наблюдается очевидный экономический кризис и спад деловой активности, что в свою очередь ведет к снижению поступлений в бюджет.

Правительство в этот период заинтересовано в сокращении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом налоговых поступлений.

Постепенно набирая обороты, переходной экономика страны обеспечивает увеличение и стабилизацию поступлений в бюджет, а, следовательно, сокращается и объем займов,или вовсе становится отрицательным (т.е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня.

Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов. Но практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливается риск долгового кризиса.

В том случае, когда имеется неинфляционное финансирование дефицита, государство для привлечения дополнительных средств вынуждено устанавливать более высокую ставку реального процента. Поэтому расходы из обслуживания государственного долга могут стать в какой-то момент неприемлемо высокими.

«Как показывает практика, в течение среднесрочного и долгосрочного периода рост ВНП не позволяет переломить тенденцию процентного увеличения процента, поскольку в долгосрочном периоде (исходя из усредненных данных) уровень процентов по кредитам всегда выше относительно роста темпов ВНП. Поэтому в динамике он отстает от уровня самовозрастания государственного долга.

Исходя из того, что уровень государственных расходов планируется без учета фактора заимствований, новая задолженность - явление постоянное для самофинансирования долга и считается основой формирования долговой ловушки по принципу circulusvitiosus (порочный круг)» [5, с. 17].

Существует также альтернативный подход к проблеме государственного долга в переходной экономике.

В рамках данногоподхода государственный долг играет роль финансовогомеханизма, ускоряющего экономическоеразвитие. В фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов, тем самым получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечивает рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства.

Поскольку экономисты-практики при реализации государственнойэкономической политики, как правило, уверены в ее успешности, т.е.в том, что темпы экономического роста будут превышать реальную процентную ставку по государственным заимствованиям, то негативные в долгосрочном плане последствия долгового бремени во внимание не принимаются. Поэтому экономику большинства развитых демократических странхарактеризуетзначительный размер государственного долга.

Попринятойнаосновеэкспертныхоценокмеждународнойклассификациисчитается,чтостранаимеетбольшуюзадолженность,еслиотношениеприведеннойстоимостисуммарногообслуживаниядолгакВНПиликэкспортунепревышаетсоответственно80или220%.Задолженностьсчитаетсяумеренной,еслипервыйпоказательнаходитсявпределахот48до80%,авторойколеблетсямежду132и220%.Беларусьпоэтойклассификацииотноситсякстранамснизкойзадолженностью.ВэтужегруппувошлиКитай,Корея,Иран,Монголия,Малайзия,Таиланд,ЮжнаяАфрика,всереспубликибывшегоСоветскогоСоюзазаисключениемРоссии,Словакия,Румыния,республикибывшейЮгославии.ВгруппестрансумереннойзадолженностьюнаходятсяИндия,Египет,Греция,Филиппины, Индонезия, Турция, Чили, из бывших соцстран – Россия, Венгрия, Албания [10,с. 58].

Проблемевнешнегодолгауделяетсябольшоевниманиепоследниенесколькодесятилетий.Большинствоработпоэтойпроблемепосвященонаименееразвитымиразвивающимсястранамсчрезмернымуровнемвнешнейзадолженности.ОднакомировойфинансовыйкризисактуализировалпроблемувнешнегодолгаидлястранЦентральнойиВосточнойЕвропыиСНГ.

Например,МВФ,ЕБРРидругиемеждународныеорганизациивыражаютбеспокойствоотносительновнешнегодолгаЛатвии.Еебыстрыйэкономическийростбылвомногомобеспеченвнешнимиисточникамифинансирования,втомчислезаймами.Ониподдерживаливысокиетемпыростадоходовнаселенияикредитованияэкономики.Началомировогоэкономическогокризисаобнажилопроблемуперегреваэкономикиирезкосократилопритоксредстввстрану.ПравительствоЛатвиибыловынужденообратитьсякмеждународнымфинансовыморганизациямзафинансовойпомощьюдляпроведенияструктурныхреформ,включающих,втомчислесокращениевнешнейзадолженностиреальногоибанковскогосектора.

ЕщеоднимпримеромможетвыступитьКазахстан.Еговнешнийдолготносительноневелик,однакопоследниегодывстранупривлекалиськраткосрочныезаймыподгарантиидоходовотэкспортанефти.Резкоепадениемировыхценнанефтьсделалозатруднительнымвыплатуданныхкредитов.

МировойкризисзатронулиУкраину,доходыотэкспортакоторойрезкосократилисьввидусниженияценнаметаллы.Возникшийдефицитторговогобалансапривелкрезкомуснижениюобменногокурсагривныиневыплатампообязательствампередпоставщикамиэнергоресурсовинеобходимостинаращиваниявнешнегогосударственногодолгадлястабилизацииситуациивэкономике.

2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной изнаиболееважныхиострых.Какследствиенегативныхявленийвэкономикедефицитсоздаетсерьезную угрозудляразвитияобщества,посколькурасшатываетденежноеобращение,усугубляетинфляционныепроцессы,ограничивает возможностифинансирования материальной,непроизводственнойсферы,социальнойзащитынаселения.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» № 176-З от 15.10.2010г.утвержден республиканский бюджет на 2011 год по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей.Исходя из прогнозируемых доходов и расходов, консолидированный республиканский бюджет определен с предельным дефицитом 6 000 000 000 тыс. рублей (15.15% расходов бюджета в 2011 г.)

Покрытие дефицита в 2011 году предполагалось полностьюосуществить за счет источников в размерах, приведенных в следующей таблице.

Наибольший удельный вес занимает внутреннее финансирование, однако почти 44% бюджетного дефицита предполагалось покрыть за счет внешних источников, в большинстве своем за счет государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих внешний государственный долг.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица2.1 - Финансированиедефицитареспубликанскогобюджета в 2011 году
(тыс.рублей)

Общеефинансирование

6000000000,0

Внутреннеефинансирование

3380559260,0

источники,получаемыеотНациональногобанкаРеспубликиБеларусь

–100000000,0

источники,получаемыеотбанков,иныхюридическихифизическихлиц

100062715,0

источникиотоперацийспринадлежащимгосударствуимуществом

–14827860,0

изменениеостатковсредствбюджета

4228847027,0

операциипогарантиямПравительстваРеспубликиБеларусь,органовместногоуправленияисамоуправленияпокредитамбанковРеспубликиБеларусь

–833522622,0

Внешнеефинансирование

2619440740,0

кредитымеждународныхфинансовыхорганизаций

–12496140,0

кредитыиностранныхгосударствииныхиностранныхкредиторов

–519024100,0

государственныеценныебумагиРеспубликиБеларусь,формирующиевнешнийгосударственныйдолг

3170000000,0

операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам

–19 039 020,0

Примечание – Источник: [12].

Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного дефицита. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, но явился лишь выражением общего состояния экономики и Государственного бюджета СССР, в состав которого включался и бюджет БССР.

Отсутствие глубоких научных разработок в отечественной экономической науке о возникновении, развитии и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита явилось причиной того, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлением бюджетным дефицитом.

При этом следует учитывать, что принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. Динамика роста объемов этого показателя приведенана рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Объем бюджетного дефицита Республики Беларусь за 2001-2011 гг.,
млнруб.

Примечание – Источник: собственная разработка.

В процентах к расходной части республиканского бюджета динамика данного показателя выглядит следующим образом:

Рисунок 2.2 – Объем бюджетного дефицита Республики Беларусь

в % к расходной части государственного бюджета

Примечание – Источник: собственная разработка.

Таким образом, отчетливо прослеживается отрицательная динамика - абсолютные и относительные размеры бюджетного дефицита растут из года в год.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

Долговые проблемы европейских стран привели к нестабильности на мировом финансовомрынке, что оказало негативное влияние на привлечение заимствований Республикой Беларусь.

Наращивание внешнего государственного долга в РеспубликеБеларусь произошло по причинеухудшения платежного баланса(дефицит по счету текущих операций в 2009г. составил 13,1% ВВП) и сокращения международных резервных активов.

В 2009г.привлекались ресурсы МВФ, Российской Федерации, Всемирногобанка, а также синдицированныйкредит российских банков Министерству финансов Республики Беларусь. Кроме того, привлекалиськредиты под гарантию Правительства Республики Беларусь от банков Китая, Германии, Италии нафинансирование инвестиционныхпроектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.

УправлениевнешнимгосударственнымдолгомРеспубликиБеларусьосуществляетсявсоответствиисБюджетнымкодексомРеспубликиБеларусьот16июля2008г.№412-3,УказомПрезидентаРеспубликиБеларусьот18апреля2006года№252«ОбутвержденииПоложенияовнешнихгосударственныхзаймах(кредитах)»изакономореспубликанскомбюджетенаочереднойфинансовыйгод.

Всоответствиисостатьей2БюджетногокодексаРеспубликиБеларусь,внешнимгосударственнымдолгомявляетсяобщаясуммаосновногодолгаРеспубликиБеларусьповнешнимгосударственнымзаймамнаопределенныймоментвремени (таблица2.2).

Таблица2.2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

Показатели

01.01.2010г.

01.01.2011г.

Кредиты,привлеченныеРеспубликойБеларусь(ПравительствомРеспубликиБеларусь).

7778,8

9 486,2

Кредиты,привлеченныерезидентамиподгарантииПравительстваРеспубликиБеларусь.

112,6

201,0

Всего

7891,4

9 686,2

Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках