Проблемы государственного долга в переходных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;

Содержание работы

Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Гос долг.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [7].

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2.3).

 

 

 

 

Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25

1,3

2,6

Примечание – Источник: [7].

Для сравнения: в большинстве стран с развивающимися экономиками уровень государственногодолга ниже среднемирового — 56% ВВП (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Государственный долг развивающихся стран за 2009 год, в % ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].

Таким образом, можно отметить, что исходя из общемировых показателей Республика Беларусь выглядит достаточно презентабельно и выдерживает все нормативы. Однако не стоит забывать и о том, что наша страна – страна с переходной экономикой, и рост государственного долга может стать непосильным для нас, став причиной замедления экономического роста и структурной перестройки экономики, угрозой экономической безопасности страны.

Изучая историю государственного долга нашей страны стоит отметить, что за последние 4 года получено $7,138 млрд, в 2011 году согласовано кредитов на $4 млрд, в процессе обсуждения - транши на $4,5-9 млрд.

Анализируя размеры валового государственного долга Республики Беларусь в 2011 году, можно заметить рост долгосрочных заимствований и постепенное снижение краткосрочных (см. таблицу 2.4).

Таблица 2.4 –Валовой внешний долг Республики Беларусь, млн долл. США

Показатели

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

01.10.2011

Валовой внешний долг Республики Беларусь

28 401,1

31 622,3

33 101,1

32 515,7

Краткосрочный

12 700,8

14 147,3

14 282,5

13 259,5

Долгосрочный

15 700,3

17 475,0

18 818,6

19 256,2

Примечание – Источник: [3].

В разрезе секторов экономики ситуация выглядит следующим образом (таблица 2.5)

Таблица 2.5 –Структура валового внешнего долга Республики Беларусь, млн долл. США

Сектор и вид долга

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

01.10.2011

Органы государственного управления*

10 057,9

10 997,6

12 000,3

11 885,4

Краткосрочный

0,0

0,0

0,0

0,0

Долгосрочный*

10 057,9

10 997,6

12 000,3

11 885,4

Органы денежно–кредитного регулирования

1 855,3

1 713,5

1 400,8

1 328,1

Краткосрочный

1 267,1

1 107,9

786,0

721,7

Долгосрочный

588,2

605,6

614,8

606,4

Банки

5 752,1

6 832,6

6 980,6

6 749,8

Краткосрочный

2 692,9

3 165,5

3 096,2

2 758,3

Долгосрочный

3 059,2

3 667,1

3 884,4

3 991,5

Другие секторы

9 910,1

11 220,4

11 835,0

11 634,5

Краткосрочный

7 915,1

9 015,7

9 515,9

8 861,6

Долгосрочный

1 995,0

2 204,7

2 319,1

2 772,9

Задолженность прямым инвесторам

825,7

858,2

884,4

917,9

* Операции по привлечению Республикой Беларусь кредитов МВФ и распределению специальных прав заимствования (SDR) отнесены к сектору органов государственного управления.

Примечание – Источник: [3].

Привлеченныекредиты—долгосрочные, первыекредитные выплаты начнутся в2012—2013гг. В течение ближайших 2—3 лет необходимо создатьблагоприятные условия для выплаты долговых обязательств иразработать эффективную системууправления внешним государственным долгом.

В настоящее время уже разработан проект Концепции по управлению внешним долгом до 2015г., ведется работа надстратегией управления государственным долгом на кратко- и среднесрочный период.

Структура республиканского бюджета Республики Беларусь схематично представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Структура республиканского бюджета на 2012 год

Примечание – Источник: [13].

Статьей 13 Закона Республики Беларусь «Ореспубликанскомбюджетена2012 год»№ 331-Зот 30.12.2011г. утвержден лимитвнутреннегогосударственногодолгаРеспубликиБеларусь в размере 34 трлн. рублей, а лимитвнутреннегодолга,гарантированногоРеспубликойБеларусь, в размере 20 трлн. рублей. Что касается лимита внешнегогосударственногодолгаРеспубликиБеларусь, то он предусматривается в размере 14,3 млрд. долларов США, а лимитвнешнегодолга,гарантированногоРеспубликойБеларусь, в размере 5 млрд. долларов США.

Переченьвнешнихгосударственныхзаймов,обслуживаниеипогашениекоторыхосуществляютсяспривлечениемсредствреспубликанскогобюджета, отражен в приложении 12 закона о бюджете.

Очевидно, что управление и обслуживание государственного долга является одной из самых важныхстатей государственного бюджета, поэтому справедливо встает вопрос об эффективном и разумном регулировании этого показателя.

«Управление государственнымдолгом предполагает совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долговыхобязательств страны: выплатыкредиторам, погашение внешних и внутренних займов, предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов, определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.» [15, с. 37].

Эффективная политика управления государственным долгомдолжна включать в себя следующие направления:

-  поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономическойбезопасности страны;

-  осуществление постоянногомониторинга динамики долговыхвыплат с тем, чтобы в графике погашения долга отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы намоменты ожидаемого роста экономики;

-  создание такой структурыгосударственных займов, чтобывыполнение обязательств по нимбыло сопряжено с наименьшимизатратами и минимальным рискомдля экономики страны;

-  своевременное и полное выполнение обязательств с целью недопущения начисления штрафовза просрочки и обеспечения странерепутации первоклассного заемщика;

-  обеспечение эффективногоцелевого использования привлеченных средств;

-  создание единой системыуправления долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения болееэффективного контроля запривлечением и использованием средств;

-  согласование политики пообслуживанию внешнего долга сфинансовой и экономической политикой в целом.

Возможнымнаправлением совершенствованиясистемы управления долгом моглобы стать создание долгового агентства. Это самостоятельная структура, которая будет осуществлятьаналитический учет операций повнешнему и внутреннему долгувсех секторов экономики, т. е. будет формировать управленческуюотчетность для принятия Министерством финансов решений в области управления долгом.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что для Республики Беларусь проблемы дефицита госбюджета и государственного долга являются одними изнаиболееважныхиострых.Какследствиенегативныхявленийвэкономикетакая ситуациясоздаетсерьезную угрозудляразвитияобщества,посколькурасшатываетденежноеобращение,усугубляетинфляционныепроцессы,ограничивает возможностифинансирования материальной,непроизводственнойсферы,социальнойзащитынаселения.

Мировой финансовый кризиспривел к удорожанию стоимостизаемных ресурсов и уменьшениючисла потенциальных инвесторов,поэтому странам, живущим засчет внешних займов, приходитсяискать иные источники финансирования либо платить за кредиты по возросшим ценам.

В работе отмечалось, что кроме позитивных моментов, государственный долг имеют массу отрицательных сторон, в том числе снижение инвестиционной привлекательности страны. Для Республики Беларусь этот факт имеет огромное значение в связи со вступлением в Таможенный союз и созданием единого экономического пространства с Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Относительно проигрышное положение по отдельным показателям в сравнении с данными странами требует привлечения значительного объема иностранных инвестиций для развития промышленности и сельского хозяйства страны, а также дальнейшей модернизации налогового и кредитного законодательства.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами должны способствовать стабилизации финансового положения республики и эффективному управлению государственным долгом.

Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках