Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа
Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;
Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Примечание – Источник: [7].
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2010 г | 01.01.2011 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220 | 31,8 | 32,5 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50 | 16,5 | 17,8 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25 | 1,3 | 2,6 |
Примечание – Источник: [7].
Для сравнения: в большинстве стран с развивающимися экономиками уровень государственногодолга ниже среднемирового — 56% ВВП (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Государственный долг развивающихся стран за 2009 год, в % ВВП
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].
Таким образом, можно отметить, что исходя из общемировых показателей Республика Беларусь выглядит достаточно презентабельно и выдерживает все нормативы. Однако не стоит забывать и о том, что наша страна – страна с переходной экономикой, и рост государственного долга может стать непосильным для нас, став причиной замедления экономического роста и структурной перестройки экономики, угрозой экономической безопасности страны.
Изучая историю государственного долга нашей страны стоит отметить, что за последние 4 года получено $7,138 млрд, в 2011 году согласовано кредитов на $4 млрд, в процессе обсуждения - транши на $4,5-9 млрд.
Анализируя размеры валового государственного долга Республики Беларусь в 2011 году, можно заметить рост долгосрочных заимствований и постепенное снижение краткосрочных (см. таблицу 2.4).
Таблица 2.4 –Валовой внешний долг Республики Беларусь, млн долл. США
Показатели | 01.01.2011 | 01.04.2011 | 01.07.2011 | 01.10.2011 |
Валовой внешний долг Республики Беларусь | 28 401,1 | 31 622,3 | 33 101,1 | 32 515,7 |
Краткосрочный | 12 700,8 | 14 147,3 | 14 282,5 | 13 259,5 |
Долгосрочный | 15 700,3 | 17 475,0 | 18 818,6 | 19 256,2 |
Примечание – Источник: [3].
В разрезе секторов экономики ситуация выглядит следующим образом (таблица 2.5)
Таблица 2.5 –Структура валового внешнего долга Республики Беларусь, млн долл. США
Сектор и вид долга | 01.01.2011 | 01.04.2011 | 01.07.2011 | 01.10.2011 |
Органы государственного управления* | 10 057,9 | 10 997,6 | 12 000,3 | 11 885,4 |
Краткосрочный | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Долгосрочный* | 10 057,9 | 10 997,6 | 12 000,3 | 11 885,4 |
Органы денежно–кредитного регулирования | 1 855,3 | 1 713,5 | 1 400,8 | 1 328,1 |
Краткосрочный | 1 267,1 | 1 107,9 | 786,0 | 721,7 |
Долгосрочный | 588,2 | 605,6 | 614,8 | 606,4 |
Банки | 5 752,1 | 6 832,6 | 6 980,6 | 6 749,8 |
Краткосрочный | 2 692,9 | 3 165,5 | 3 096,2 | 2 758,3 |
Долгосрочный | 3 059,2 | 3 667,1 | 3 884,4 | 3 991,5 |
Другие секторы | 9 910,1 | 11 220,4 | 11 835,0 | 11 634,5 |
Краткосрочный | 7 915,1 | 9 015,7 | 9 515,9 | 8 861,6 |
Долгосрочный | 1 995,0 | 2 204,7 | 2 319,1 | 2 772,9 |
Задолженность прямым инвесторам | 825,7 | 858,2 | 884,4 | 917,9 |
* Операции по привлечению Республикой Беларусь кредитов МВФ и распределению специальных прав заимствования (SDR) отнесены к сектору органов государственного управления.
Примечание – Источник: [3].
Привлеченныекредиты—
В настоящее время уже разработан проект Концепции по управлению внешним долгом до 2015г., ведется работа надстратегией управления государственным долгом на кратко- и среднесрочный период.
Структура республиканского бюджета Республики Беларусь схематично представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Структура республиканского бюджета на 2012 год
Примечание – Источник: [13].
Статьей 13 Закона Республики Беларусь «Ореспубликанскомбюджетена2012 год»№ 331-Зот 30.12.2011г. утвержден лимитвнутреннегогосударственно
Переченьвнешнихгосударственных
Очевидно, что управление и обслуживание государственного долга является одной из самых важныхстатей государственного бюджета, поэтому справедливо встает вопрос об эффективном и разумном регулировании этого показателя.
«Управление государственнымдолгом предполагает совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долговыхобязательств страны: выплатыкредиторам, погашение внешних и внутренних займов, предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов, определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.» [15, с. 37].
Эффективная политика управления государственным долгомдолжна включать в себя следующие направления:
- поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономическойбезопасности страны;
- осуществление постоянногомониторинга динамики долговыхвыплат с тем, чтобы в графике погашения долга отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы намоменты ожидаемого роста экономики;
- создание такой структурыгосударственных займов, чтобывыполнение обязательств по нимбыло сопряжено с наименьшимизатратами и минимальным рискомдля экономики страны;
- своевременное и полное выполнение обязательств с целью недопущения начисления штрафовза просрочки и обеспечения странерепутации первоклассного заемщика;
- обеспечение эффективногоцелевого использования привлеченных средств;
- создание единой системыуправления долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения болееэффективного контроля запривлечением и использованием средств;
- согласование политики пообслуживанию внешнего долга сфинансовой и экономической политикой в целом.
Возможнымнаправлением совершенствованиясистемы управления долгом моглобы стать создание долгового агентства. Это самостоятельная структура, которая будет осуществлятьаналитический учет операций повнешнему и внутреннему долгувсех секторов экономики, т. е. будет формировать управленческуюотчетность для принятия Министерством финансов решений в области управления долгом.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что для Республики Беларусь проблемы дефицита госбюджета и государственного долга являются одними изнаиболееважныхиострых.
Мировой финансовый кризиспривел к удорожанию стоимостизаемных ресурсов и уменьшениючисла потенциальных инвесторов,поэтому странам, живущим засчет внешних займов, приходитсяискать иные источники финансирования либо платить за кредиты по возросшим ценам.
В работе отмечалось, что кроме позитивных моментов, государственный долг имеют массу отрицательных сторон, в том числе снижение инвестиционной привлекательности страны. Для Республики Беларусь этот факт имеет огромное значение в связи со вступлением в Таможенный союз и созданием единого экономического пространства с Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Относительно проигрышное положение по отдельным показателям в сравнении с данными странами требует привлечения значительного объема иностранных инвестиций для развития промышленности и сельского хозяйства страны, а также дальнейшей модернизации налогового и кредитного законодательства.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами должны способствовать стабилизации финансового положения республики и эффективному управлению государственным долгом.
Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках