Проблемы государственного долга в переходных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цельюработыявляетсяизучениепроблемыгосударственногодолга в странах с переходной экономикой.
Длядостиженияпоставленнойцелипредусматриваетсярешитьследующиезадачи:
- раскрытьтеоретическиеосновыкатегории государственный долг;
- обосновать необходимость и изучить основные методы регулирования государственного долга;
- рассмотреть проблему государственного долга в переходных экономиках;
- изучитьсущность и структуру государственного долга страны;

Содержание работы

Введение
1 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
1.1 Сущность, виды и последствия государственного долга
1.2 Необходимость управления и методы регулирования государственного долга
2 Проблемы государственного долга в странах с переходной экономикой
2.1 Государственный долг в переходных экономиках
2.2 Проблема государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Гос долг.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира (рисунок 1.2), что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики[15].

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в странах мира. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов финансового рынка.

Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Рисунок 1.2 – Внешний государственный долг стран на конец 2011 года,
в % к ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].

Нарастаниевнутреннегодолгасчитаетсяменееопасным,чемвнешнего.Дляпогашениявнешнегодолганациявынужденарассчитыватьсячастьюнациональногопродукта,недвижимостью.Немаловажноезначениеимеетто,чтороствнешнегодолгаподрываетавторитетстраны;усиливаетнеуверенностьнаселениявзавтрашнемдне;происходитперекладываниедолговогобременинабудущеепоколение.

Экономические последствия государственного долга многообразны:

-  «необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

-  долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

-  увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

-  когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;

-  рост внешнего долга подрывает международный авторитет страны;

-  чисто психологический эффект – с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне» [16, с.437].

Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

1.2Необходимость управления и методы регулированиягосударственногодолга

Споявлениемдолгапоявляетсянеобходимостьегоуправления,подкоторымпонимаетсясовокупностьдействийгосударствапопогашениюирегулированиюсуммыгосударственногокредита,атакжепопривлечениюновыхзаемныхсредств.

Рольгосударственногодолгавжизнигосударствадовольнонеоднозначнаиобуславливаетсяегоотрицательнымииположительнымипоследствиямидляэкономики.

Вконечномсчете, государственныйдолгможетпринестиэкономическивесомыевыгодыистатьвопределеннойстепеникатализаторомэкономическогоразвития,нодляэтоготребуетсяответственноеипрофессиональноеуправлениеим.

Управление государственным долгом осуществляется в законодательном порядке. В данном случае речь идет об абсолютных размерах внутреннего и внешнего государственного долга и относительных показателях, которые отражают его соотношение с ВВП.

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.

Ежегодно планируется доля расходов на погашение и обслуживание госдолга в объеме бюджетных средств.

Процесс управления состоит из следующих этапов:

-  планирование объема государственных обязательств на текущий период и выбор инструментов привлечения ресурсов, при этом необходимо учесть его фактические размеры на начало периода;

-  привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, а также получение внешних кредитов;

-  обслуживание госдолга, что означает погашение основной суммы долговых обязательств и уплату процентов. Источниками погашения этих расходов могут являться (в порядке приоритетности):

        средства государственного бюджета;

        дополнительная эмиссия займов и внешние кредиты;

        ресурсы, получаемые от реализации государственной собственности;

        реализация золотовалютных резервов.

-  текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства по формированию и распределению госдолга, а также постоянный мониторинг за рациональным расходованием средств централизованного фонда. Непрерывный контроль осуществляется также за своевременным погашением обязательств и своевременной и полной уплатой установленных процентов.

Последующий контроль предполагает проведение анализа объема государственного долга страны, а также структуры и доли затрат на его погашение и обслуживание общей суммы расходов государственного бюджета.

На рисунке 1.3 представлены основные методы регулирования государственного долга.

Рисунок 1.3 – Основные методы регулирования государственного долга

Примечание – Источник: собственная разработка.

Конверсия – изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению госдолгом, государство снижает размеры выплачиваемых процентов по займу, но не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг.

В случае понижения доходности ценных бумаг, иностраннымкредиторампредлагаетсяприобрестинедвижимость,участвоватьвсовместномвложениикапитала,приватизациигосударственнойсобственности.

Частныенациональныефирмыстраныкредиторавыкупаютусвоегогосударстваилибанкаобязательствастраны–должникаисобоюдногосогласияиспользуютихдляприобретениясобственности.Последствиемтакойконверсииявляетсяувеличениеиностранногокапиталавнациональнойэкономикебезпоступлениявстрануфинансовыхресурсов.

Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация займов предполагает объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных ценных бумаг обмениваются на облигации нового займа.

Отсрочка погашения займа используется в случае, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от их реализации направляется на погашение и выплату процентов по старым долговым обязательствам.

Отсрочка погашения займа схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций продолжается выплата доходов по ним.

Аннулирование государственного долга – это мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Обременительностьгосдолгаинавязываниеусловийприегоформированииприводитктому,чтовсовременныхусловияхстраныстараютсяперейтиотполитикидефицитногофинансированиякбездефицитнымбюджетам.Новаябюджетнаяполитиканаходитвыражениевизмененияхдоходнойчастигосударственныхбюджетов,стимулированииинвестиционнойдеятельностиирасширенииналоговойбазызасчетростадоходовирентабельностинациональнойэкономики.

Подводя итог первой главе, можно отметить, что государственный долг — это сумма долга правительства населению. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Под управлением государственным долгом понимаетсясовокупностьдействийгосударствапопогашениюирегулированиюсуммыгосударственногокредита,атакжепопривлечениюновыхзаемныхсредств.Управление государственным долгом осуществляется в законодательном порядке.

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых вопросов макроэкономической стабильности стран мира. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние валютных резервов, а следовательно стабильность национальных валют, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов мирового финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.

Мировой практикой разработан широкий набор инструментов регулирования госдолга. Выбор той или иной методики напрямую зависит от сложившейся ситуации в стране и глубины государственной задолженности.


2 Проблемыгосударственногодолгавстранах с переходной экономикой

2.1 Государственный долг в переходных экономиках

Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулированиепрограмм поддержки экономики,что способствовало образованиюдефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранеезначительно росли долги банков ичастных компаний, то в последниегоды наблюдается рост государственных долгов, что дает основаниеговорить о кризисе суверенныхдолговых обязательств.

Системастранспереходнойэкономикойдовольномногочисленна.Сюдаотносятся13государствВосточнойЕвропы,15государствбывшегоСССР,атакжеКитайиВьетнам.Впроцессепереходаотадминистративно-команднойкрыночнойэкономикесформировалисьпримернотригруппыстран,отличающиесядруготдругастартовымивозможностямиосуществленияреформ,темпомихарактеромихпроведенияидостигнутымирезультатами.

Встранахспереходнойэкономикойрольгосударственногодолгасложнонедооценить,таккакданныестраныособеннонуждаютсявдополнительныхсредствахнаподдержаниеновогокурса,направленногонарадикальноепреобразованиевсейсоциально-экономическойсистемы,трансформациюотношенийсобственности,институтовиинструментовуправления.

Популярностьиспользованияметодовдефицитногофинансированиясамымиразличнымиправительствамиобъясняетсятем,что:

-       с помощью государственной задолженности удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;

-       как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственный долг может являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;

-       финансирование дополнительных государственных расходов посредством государственного долга связано обычно с меньшими негативными последствиями как для функционирования экономики (например, по сравнению с практикой использования эмиссионных источников), так и для правящей политической элиты (позволяя избежать или отсрочить повышение налоговых ставок);

-       стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом.

Существуют различныеточки зрения на влияние государственного долга на экономику страны.

«Впервые государственный долг с точки зрения оценки его влияния на экономику страны упоминается у А. Смита в «Богатстве народов» и Д. Риккардо в «Принципах политэкономии и налогообложения» - основателях классической школы экономики: «если 20 млн. привлекается путем ссуд, то эти 20 млн. в действительности изымаются из производственного капитала нации. 1 млн., что поступает в бюджет по ссудам, является только трансфертом от налогоплательщиков до получателей платежей».

Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках