Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 17:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение на основе учебной литературы, а также периодических изданий состава, структуры, динамики расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Республике Беларусь и путей повышения их эффективности .
Объектом исследования выступают расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.
Анализ состава ,структуры и динамики расходов в данной работе проводится за 2005-2007 годы на основании законов «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета » за 2005, 2006 годы, а также закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………….………………………3
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ………………………………………….……………….………….5
Состав и содержание государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………………………………………………….………..5
Государственное регулирование промышленного производства………..………….8
Финансирование агропромышленного комплекса………………………..…………13
Финансирование строительного производства………………………….…………..18
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..21
Анализ состава, структуры и динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………….................……..21
Анализ выполнения плановых показателей государственных расходов на финансирование реального сектора экономики………………………………………...……29
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………….…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Существуют различные классификации бюджетных расходов.
По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы: экономические; на социальные нужды; управление; военные; на внешнеэкономическую деятельность; создание государственных запасов и резервов.
Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и социального развития.
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признакам и осуществляются практически во всех отраслях и сферах материального производства. Почти во всех бюджетах предусматриваются государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость, производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, традиционные виды национальных промыслов и др. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и другое. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы. [11,с.90]
По действующей в Республике Беларусь бюджетной классификации к народному хозяйству относятся:
Расходы на народное хозяйство включают :
Текущие затраты составляют себестоимость продукции (работ, услуг) и должны возмещаться в каждом цикле за счет получения выручки от их реализации.
Перечень текущих затрат весьма широкий, их состав, структура имеют свои особенности, вызванные спецификой производства, организацией управления, сбыта и другими факторами. В укрупненном виде текущие затраты включают:
Как правило, текущие расходы возмещаются за счет собственных средств организаций, ведомств. В некоторых случаях для покрытия сезонных затрат при изменении условий производства и реализации продукции, при финансовых затруднениях могут быть привлечены кредитные ресурсы.
В современных условиях бюджетное финансирование текущих затрат имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных целях.
Расходы на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала – долгосрочные затраты, осуществляемые в основном через финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств.
Объектами долгосрочных вложений становятся вновь создаваемые или модернизируемые основные производственные фонды, научно-техническая продукция и оборотные средства всех отраслей хозяйства, интеллектуальные ценности, финансовые операции через ценные бумаги и др.
Источники финансирования расходов на расширенное воспроизводство основных и оборотных фондов в отраслях народного хозяйства можно разделить на четыре укрупненные группы:
В условиях действия командной системы управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. [9,с.159]
В современных условиях уменьшается роль бюджетного финансирования народного хозяйства. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства и др.), а также производственных объектов с быстрой окупаемостью и приносящих дополнительные доходы бюджету.
Предприятия и организации пытаются за счет собственных доходов улучшить социальные и бытовые условия жизни своих работников. Соответственно они прогнозируют определенные расходы, осуществляя в последствии расходы на содержание детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, культуры, спорта, подготовку и переподготовку и т.п.
Эти расходы
на социальные нужды
Для строительства новых учреждений привлекаются собственные и заемные средства, а также бюджетные ассигнования.
Таким образом, в рыночной экономике не снижается роль бюджета в развитии отраслей народного хозяйства, а лишь изменяются направления ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство. Состав расходов на финансирование народного хозяйства, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. [7,с.106]
Промышленность - это важнейшая отрасль материального производства, оказывающая решающее воздействие на развитие производительных сил в обществе и удовлетворение потребностей населения. От уровня развития промышленного комплекса и эффективности его функционирования зависят общая эффективность экономики страны, ее социально экономический потенциал уровень жизни населения и роль страны в международном разделении труда. Можно сказать, что промышленность является основой экономики любой страны.[10,с 483]
Государственная промышленная политика Республики Беларусь ориентирована на:
Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.
Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов Республики Беларусь определена Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г , Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства .[10,с 491]
Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства
В соответствии с Концепцией социально экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. стратегическими направлениями в условиях перехода к новой экономической системе являются:
К числу приоритетных производств в промышленности отнесены:
• разработка и организация производства диагностических и контрольно измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов;
• развитие средств связи, телекоммуникации, производство видео- , аудио- , вычислительной техники, телевизоров;
• создание промышленных лазеров;
• разработка, и изготовление новых материалов (сверх твердых, порошковых, керамических и др. ) для использования в различных областях техники;
• производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства;
• выпуск новых видов тракторов, автомобилей, в том числе не малой грузоподъемности, производство автобусов, дорожно-строительной техники;
• промышленное освоение производств малотоннажной химии;
• организация производств по выпуску комплексных удобрений.[10,с 493]
Исходя из долгосрочной стратегии выработана среднесрочная стратегия развития промышленности республики, которая нашла свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
Устойчивые высокие темпы роста промышленного производства в 2006-2010 годах будут обеспечиваться на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства, повышения качества выпускаемой продукции. Особое внимание будет уделено развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, промышленности строительных материалов.[6]
В условиях сегодняшнего дня энергосбережение выступает важнейшим условием стабилизации экономики, социального развития и национальной безопасности страны.
Обеспечение энергетической безопасности является важным для стран, энергоснабжение которых полностью или в значительной степени зависит от внешних поставщиков. К таким странам относится Республика Беларусь, в которой импорт топливно-энергетических ресурсов составляет 85% от общего объема их потребления. Столь высокая зависимость от импорта энергоносителей ставит в центр внимания энергетической политики Беларуси вопросы обеспечения безопасности энергоснабжения.
Кроме того серьезной проблемой является рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой промышленной продукции, вызванный ростом цен на энергоносители, что ведет к снижению ее конкурентоспособности. [10,с 495]
Безусловно, радикальным способом достижения энергетической независимости республики может стать создание собственной ядерной энергетики. Однако, из за ряда нерешенных проблем, связанных с обеспечением безопасности эксплуатации АЭС, обращения с радиоактивными отходами, стоимостью и сроками строительства атомных энергоблоков и другими развитие атомной энергетики в республике в настоящий момент не может рассматриваться как альтернатива традиционному энергообеспечению. Поэтому в сегодняшней ситуации важнейшим, если не ключевым, направлением обеспечения энергетической безопасности страны является энергосбережение.