Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики (на примере республиканского бюджета)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение на основе учебной литературы, а также периодических изданий состава, структуры, динамики расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Республике Беларусь и путей повышения их эффективности .
Объектом исследования выступают расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.
Анализ состава ,структуры и динамики расходов в данной работе проводится за 2005-2007 годы на основании законов «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета » за 2005, 2006 годы, а также закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………….………………………3
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ………………………………………….……………….………….5
Состав и содержание государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………………………………………………….………..5
Государственное регулирование промышленного производства………..………….8
Финансирование агропромышленного комплекса………………………..…………13
Финансирование строительного производства………………………….…………..18
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..21
Анализ состава, структуры и динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………….................……..21
Анализ выполнения плановых показателей государственных расходов на финансирование реального сектора экономики………………………………………...……29
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………….…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 8 файлов

1 ГЛАВА.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 ГЛАВА.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

 


 


  1. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

    1. Анализ состава, структуры и динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики

 

Расходы на поддержание реального сектора экономики по экономическому назначению должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики.

Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны.

Бюджетное финансирование предприятий и организаций различных форм собственности связано с низкорентабельным производством, имеющим важное народнохозяйственное  значение, а также инвестиционной деятельностью государства.

  Следует проанализировать состав и структуру расходов государственного бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Республике Беларусь. При этом сразу необходимо отметить, что в Законе о бюджете на 2006 и Пояснительной записке расходы (по функциональной классификации) представлены по новой классификации, в соответствии с которой расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики отражаются в четвертом разделе функциональной классификации. Данная классификация разработана с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. Аналогичный переход к международной классификации был осуществлен Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Украиной с 2005 года.

На финансирование отдельных отраслей экономики, в том числе на поддержку промышленности, строительства, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также на развитие рыночной инфраструктуры, геодезии и гидрометеорологии, охрану окружающей среды и природных ресурсов и др., в 2007 году планируется направить 7 118,5 млрд. рублей (22,2 % от общего объема расходов бюджета), что на 1 145,7 млрд. рублей больше чем в 2006 году (в 2006 г. удельный вес на финансирование национальной экономики составлял 21,6% от общего объема расходов бюджета), или на 3908,5 млрд. рублей больше чем в 2005 году (15,1 %). Таким образом, можно заметить, что с 2005 по 2007 год бюджетные ассигнования в отрасли народного хозяйства постепенно увеличились: с15,1% расходов бюджета в 2005 году до 22,2% в 2007 году.

Оценивая этот процесс, необходимо исходить из следующих положений. Снижение бюджетного финансирования отраслей экономики должно иметь допустимые  пределы и быть научно обоснованным. Не следует забывать о том, что, только стабилизировав экономику, можно увеличить доходы бюджета. Для  достижения этого необходимы определенные государственные инвестиции в отрасли экономики вне жесткой зависимости от дефицитности или сбалансированности государственного бюджета на текущий момент. Вопрос должен решаться с учетом приоритетов этих вложений, экономической обоснованности их размера, условий предоставления и поиска возможных источников их покрытия. Одновременно следует иметь в виду, что ориентация экономики республики лишь на возможности бюджета недопустима.

Тенденция к сокращению бюджетных расходов на отрасли  экономики не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат, так как и в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств. В настоящее время прямое финансирование из государственного бюджета получает ряд отраслей. Объем направляемых им бюджетных ресурсов увеличился с 2005 по 2007 г. более чем в 2 раза.

Рассмотрим статьи расходов государственного бюджета на национальную экономику в структуре за последние годы.

Как видно из таблицы 2.1, наибольший удельный вес в расходах на национальную экономику занимают расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность 38,45 % в 2007 году, что на 2,73 % меньше чем в предыдущем году. А вот расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру в 2007 году увеличились по сравнению с предыдущем годом на 5,23% и составили 27,04%. Также большой удельный вес в расходах на национальную экономику имеют расходы на дорожное хозяйство, удельный вес которых по плану составляет в 2007 году 26,46% от общих расходов на национальную экономику. Остальные статьи расходов в 2007 году имеют не такие значительные удельные веса: лесное хозяйство – 1,88%, транспорт – 1,11%, связь 2,23%, прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой- 1,33% и другие.

Таблица 2.1 –Анализ структуры расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики.

 

 

2005 год

2006 год

2007 год

млрд.руб.1

уд.вес,в %

млрд.руб.2

уд.вес,в %

изменение уд.веса за период 2005-2006

млрд.руб

уд.вес,в %

изменение уд.веса за период 2006-2007

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

3 210,0

100,0

5 972,8

100,0

-

7 118,5

100,0

-

Общие экономические вопросы

-

-

1,4

0,02

+0,02

0,9

0,01

-0,01

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

1 999,0

62,3

2 459,2

41,17

-21,10

2 736,9

38,45

-2,73

Лесное хозяйство

156,7

4,9

176,2

2,95

-1,93

133,5

1,88

-1,07

Промышленность, энергетика, строительство и архитектура

33,4

1,0

1 302,4

21,81

+20,77

1 924,7

27,04

+5,23

Транспорт

12,7

0,4

56,0

0,94

+0,54

78,9

1,11

+0,17

Дорожное хозяство

1 004,3

31,3

1 736,7

29,08

-2,21

1 883,9

26,46

-2,61

Связь

3,9

0,1

156,4

2,62

+2,50

158,6

2,23

-0,39

Другие отрасли национальной экономики

-

-

78,3

1,31

+1,31

96,3

1,35

+0,04

Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой

-

-

2,1

0,03

+0,03

94,6

1,33

+1,29

Другие расходы в области национальной экономики

-

-

4,2

0,07

+0,07

10,2

0,14

+0,07


 

Что касается динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики, то, как видно из таблицы 2.2, темпы роста расходов на отрасли экономики не были одинаковыми. За период 2005-2007 гг. расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру увеличились в 58 раз, а расходы на связь в 40 раз. В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличились следующие расходы: сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность на 277,7 млрд.руб. (+11,3%), промышленность, энергетика, строительство и архитектура на 622,3 млрд.руб. (+47,8%), транспорт на 22,9 млрд.руб. (+41,0%), дорожное хозяйство на 147,2 млрд.руб. (+8,5%), другие отрасли национальной экономики на 18,0 млрд.руб. (+23,0%).

 Однако, в  этом же периоде снизились  расходы на лесное хозяйство на 42,7 млрд.руб. (темп роста = 75,8%) и общие экономические вопросы на 0,5 млрд.руб. ( 66,6 %)

 

Таблица 2.2 –Анализ динамики расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики.

 

 

Абсолютное

 изменение,

за 2005-2006 гг.

(млрд.руб.)

Темп роста

за 2005-2006

гг.,в %

Абсолютное

 Изменение

 за 2006-2007 гг.

(млрд.руб.)

Темп роста за 2006-2007 гг.,в %

Абсолютное изменение за 2005-2007 гг.

(млрд.руб.)

Темп роста за 2005-2007 гг., в %

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

+2 762,8

186,1

+1 145,7

119,2

+3908,5

221,8

Общие экономические вопросы

+1,4

-

-0,5

66,6

+0,9

-

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

+460,2

123,0

+277,7

111,3

+737,9

136,9

Лесное хозяйство

+19,5

112,4

-42,7

75,8

-23,2

85,2

Промышленность, энергетика, строительство и архитектура

+1 269,0

3901,2

+622,3

147,8

+1891,3

5765,3

Транспорт

+43,3

441,1

+22,9

141,0

+66,2

621,9

Дорожное хозяство

+732,4

172,9

+147,2

108,5

+879,6

187,6

Связь

+152,5

4016,0

+2,2

101,4

+154,7

4072,1

Другие отрасли национальной экономики

+78,3

-

+18,0

123,0

+96,3

-

Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой

+2,1

-

+92,5

4548,1

+94,6

-

Другие расходы в области национальной экономики

+4,2

-

+6,0

241,2

+10,2

-


 

В течение анализируемого периода на развитие соответствующих отраслей экономики направлялись значительные суммы из целевых бюджетных фондов: в сельское хозяйство – из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, в дорожное хозяйство -  из дорожного фонда и с 2006 года в строительство – из фонда развития строительной науки, поэтому необходимо рассмотреть их структуру и динамику.

Из таблицы 2.3 очевидно, что в 2007 году расходы на финансирование реального сектора экономики из целевых бюджетных фондов в структуре всех расходов на национальную экономику составили 58,7%. При этом их удельный вес  по сравнению с предыдущем периодом сократился на 3,9%, т.к. в 2006 году данные расходы составляли 62,6%. Из всех фондов наибольший удельный вес в 2007 году имеют расходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 31,8 %, расходы дорожных фондов – 26,5%.

В динамике за период 2005-2007 гг. расходы на финансирование реального сектора экономики за счет республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки увеличились на

Таблица 2.3 –Анализ структуры расходов целевых бюджетных фондов на финансирование реального сектора экономики.

 

Целевой фонд

2005 год

2006 год

2007 год

млрд.руб3.

уд.вес,в %

млрд.руб.4

уд.вес,в %

изменение уд.веса за период 2005-2006

млрд.руб.

уд.вес,в %

изменение уд.веса за период 2006-2007

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

1 524,5

47,5

1 982,3

33,2

-14,3

2 263,8

31,8

-1,4

Фонд развития строительной науки

-

19,0

0,3

0,3

29,7

0,4

+0,1

Дорожные фонды

1 004,3

31,3

1 736,7

29,1

-2,2

1 883,9

26,5

-2,6

Итого расходы из целевых бюджетных фондов:

2 528,8

78,8

3 738,1

62,6

-16,2

4 177,4

58,7

-3,9

Итого расходы на национальную экономику:

3 210,0

100,0

5 972,8

100,0

-

7 118,5

100,0


 

  739,3 млрд.руб. ( темп роста  – 148,5%), расходы за счет фонда  развития строительной науки за период 2006-2007 гг. увеличились на 10,7 млрд.руб. (темп роста -156,1% ). Однако, наибольший темп роста имеют расходы за счет дорожных фондов, который за  период с 2005 по 2007 гг. составил 187,6%.

 

Таблица 2.4 –Анализ динамики расходов целевых бюджетных фондов на финансирование реального сектора экономики.

 

Целевой фонд

Абсолютное изменение за 2005-2006 гг.

(млрд.руб.)

Темп роста за 2005-2006 гг.,в %

Абсолютное изменение за 2006-2007 гг.

(млрд.руб.)

Темп роста за 2006-2007 гг.,в %

Абсолютное изменение за 2005-2007 гг.

(млрд.руб.)

 Темп роста за 2005-2007 гг.,в %

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

457,8

130,0

281,5

114,2

739,3

148,5

Фонд развития строительной науки

19,0

-

10,7

156,1

29,7

-

Дорожные фонды

732,4

172,9

147,2

108,5

879,6

187,6

Итого:

1 209,2

147,8

439,3

111,8

1648,6

165,2


 

 

Таким образом, в рамках целевых фондов обеспечивалось приоритетное финансирование сельского хозяйства. Это подтверждается при анализе структуры расходов целевых бюджетных фондов

Исходя из необходимости сохранения продовольственной безопасности страны и учитывая экономическую ситуацию  в агропромышленном комплексе, в ближайшее время будет сохранена  государственная поддержка такого приоритетного сектора национальной  экономики как сельское хозяйство.

Из таблицы 2.5 можно увидеть, что объем ассигнований на финансирование агропромышленного комплекса за счет средств бюджета в 2007 году предусмотрен в размере 7118,5 млрд.руб., что на 19,2 % больше чем в 2006 году.

3 ГЛАВА.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЯ.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики (на примере республиканского бюджета)