Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 17:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение на основе учебной литературы, а также периодических изданий состава, структуры, динамики расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Республике Беларусь и путей повышения их эффективности .
Объектом исследования выступают расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.
Анализ состава ,структуры и динамики расходов в данной работе проводится за 2005-2007 годы на основании законов «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета » за 2005, 2006 годы, а также закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………….………………………3
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ………………………………………….……………….………….5
Состав и содержание государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………………………………………………….………..5
Государственное регулирование промышленного производства………..………….8
Финансирование агропромышленного комплекса………………………..…………13
Финансирование строительного производства………………………….…………..18
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..21
Анализ состава, структуры и динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………….................……..21
Анализ выполнения плановых показателей государственных расходов на финансирование реального сектора экономики………………………………………...……29
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………….…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. направляет бюджетное финансирование промышленности на формирование конкурентоспособной структуры отрасли, развитие ее приоритетных отраслей и производств.
Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции стимулирующую, распределительную, фискальную. С помощью налогов государство стимулирует развитие и переоснащение производства, осуществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, активизирует деятельность предприятий по закупке ценных бумаг, участию в совместных предприятиях, содействует развитию малого бизнеса я т.д. Для этого государство может частично или полностью освобождать от уплаты налогов, устанавливать льготные их ставки.[10,с 505]
Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновации, обеспечивающие изменения в технологической сфере отрасли. Здесь государственная поддержка оказывается прежде всего предприятиям, производящим конкуренто- и экспортоспособную продукцию, обладающим передовой технологией и квалифицированными кадрами, обеспечивающим многие другие предприятия сырьем, комплектующими и оборудованием для структурной перестройки экономики республики.
Важной сферой государственного регулирования становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошлинам, тарифам, валютным отчислениям и другие. Стимулирование инвестиционной деятельности рассматривается в тесной связи с деловой, в том числе и производственной деятельностью, так как важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих в нем потребность. Необходимо иметь надежный механизм регулирования инвестиционной деятельности, способствующий повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов. [10,с 507]
В 2006-2010 гг. инвестиционная деятельность в республике будет направлена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности, максимальное использование конкурентных преимуществ, совершенствование структуры, а также на реализацию социальных программ и общегосударственных приоритетов, повышение экономической безопасности государства. Особое внимание предусматривается уделить привлечению инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сосредоточив их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности, в сферу услуг, а также для развития сельского хозяйства и предпринимательства. Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный объект размещения ресурсов. Инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличатся в 1,65 - 1,75 раза. [6]
В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ. В последние годы изменились условия формирования госзаказа, его объема и структуры. Произошла трансформация госзаказа в систему контрактации. Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» определяет возможности использования в целях стимулирования государственных закупок кредитных, налоговых и других льгот, целевых дотаций и субсидий; приоритетное обеспечение материальными ресурсами. В Законе заложены и соответствующие санкции при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по контрактам. Порядок формирования и размещения заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд осуществляется в соответствии с «Положением о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд», утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. [10,с 509]
Для организации работы по поставкам продукции Правительство утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть органы исполнительной власти, государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работы по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции. Размещаются государственные заказы на поставку продукции через торги, конкурсы, аукционы, для предприятий-монополистов и государственных предприятий может быть предусмотрено обязательное заключение контрактов на поставку продукции для государственных нужд. В случае необоснованного отказа от заключения государственного контракта поставщик уплачивает покупателю штраф.
В условиях перехода Республики Беларусь к социально ориентированному рыночному хозяйству важнейшей сферой приложения усилий государства становятся реформирование отношений собственности, демонополизация экономики и развитие конкурентной среды. Большое значение здесь отводится приватизации и разгосударствлению.
Приватизация представляет собой процесс передачи функций государственных органов в частный сектор, а разгосударствление - коммерционализацию и корпоратизацию предприятий. Развитие этих процессов в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О разгосударствлении и приватизации». Механизм приватизации находит отражение в соответствующих республиканских и региональных программах. [10,с 510]
Демонополизация и развитие конкуренции в промышленности следует рассматривать как длительный процесс, связанный с реализацией общих принципов формирования рыночной среды. Роль государства в регулировании монополий в переходный период состоит не только и не столько в ограничительных мерах, сколько в стимулировании конкуренции, которая уже сама по себе выступает элементом противодействия монополизму. Организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и создания условий для развития конкурентной среды отражены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В настоящий момент функционирует Положение о декларировании цен на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, согласно которому субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, обязаны декларировать повышение цен (тарифов) на свою продукцию (товары, услуги).
Демонополизация является не одноразовым, а последовательным процессом создания необходимых условий для развития конкуренции, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение экономических и административных барьеров для свободного их перемещения, выхода на рынок новых конкурирующих структур, в т. ч. иностранных, контроль за ходом приватизации. [10,с 511]
Система государственного регулирования промышленности обеспечивает реализацию государственной промышленной политики и может рассматриваться как главный фактор развития промышленного производства в республике.
Агропромышленный комплекс (АПК) - это важнейший межотраслевой комплекс сферы материального производства сформированный на базе агропромышленной интеграции.
Все сферы и составляющие АПК последовательно и тесно взаимосвязаны между собой, выполняют собственные функции в едином процессе агропромышленного воспроизводства. Единство их функционирования направлено на достижение главной цели АПК - удовлетворение потребностей населения сельскохозяйственном сырьем и обеспечение продовольственной безопасности страны. [10,с 515]
Направления развития АПК Республики Беларусь зависят от государственной аграрной политики, вырабатываемой на долгосрочный, среднесрочный и текущий периоды.
Стратегия развития АПК на долгосрочную перспективу определена Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Главная стратегическая цель развития АПК - обеспечение поэтапного наращивания производства и увеличение уровня потребления продукции АПК при росте ее экспорта путем системного реформирования отношений собственности, комплексного проведения преобразований во всех его отраслях, совершенствования системы управления и укрепления на этой основе продовольственной безопасности страны создания интенсивной модели функционирования АПК, обеспечивающей повышение эффективности производства, и в первую очередь сельского хозяйства.
Концепцией предусматривается реформирование отношений собственности путем создания конкурентоспособных хозяйств рыночного типа, кооперативных объединений, долевых и арендных предприятий акционерных обществ и корпораций, фермерских и других структур.[10,с 516]
Основные направления развития АПК на среднесрочный период определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг , выделившей развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей в числе пяти приоритетов на очередное пятилетие и обозначившей главные задачи развитии агропромышленного комплекса:
Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидии, дотаций. Основными направлениями централизованного финансирования АПК являются государственные целевые программы развития АПК, семеноводство, племенное животноводство, мероприятия по воспроизводству и повышению плодородия почв, ведению земельного кадастра, защите сельскохозяйственных растений, поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств создание запасов материально-технических ресурсов необходимых для производства сельскохозяйственной продукции, поддержка аграрного рынка и другие. [10,с 538]
Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.
Кроме собственных ресурсов, финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций.
Источники финансирования АПК - республиканский бюджет, местные бюджеты, целевые бюджетные фонды, внебюджетные фонды, местные фонды стабилизации.
Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений из выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятия и организациями республики несельскохозяйственной сферы
Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Рeпублики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15% .[10,с 538]
На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.
Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен. Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:
• расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;
• определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных. [10,с 539]
При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством осуществляются закупочные интервенции или компенсируется товаропроизводителям разница между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков, компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, предоставляется на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных ссуд для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом. [10,с 540]