Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 17:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение на основе учебной литературы, а также периодических изданий состава, структуры, динамики расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Республике Беларусь и путей повышения их эффективности .
Объектом исследования выступают расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.
Анализ состава ,структуры и динамики расходов в данной работе проводится за 2005-2007 годы на основании законов «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета » за 2005, 2006 годы, а также закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………….………………………3
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ………………………………………….……………….………….5
Состав и содержание государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………………………………………………….………..5
Государственное регулирование промышленного производства………..………….8
Финансирование агропромышленного комплекса………………………..…………13
Финансирование строительного производства………………………….…………..18
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..21
Анализ состава, структуры и динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………….................……..21
Анализ выполнения плановых показателей государственных расходов на финансирование реального сектора экономики………………………………………...……29
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………….…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции. Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь.
В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей.
Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование, которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит БРУСП «Белгосстрах». [10,с 541]
Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность. Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности для чего необходимо:
• повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%,
• усилить роль амортизационных отчислении в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств,
• сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК,
• развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления
• создать ипотечную систему и механизм ее регулирования,
• расширить систему лизинговых операций и т.д.
Меры государственного регулирования и поддержки АПК широко используются за рубежом, я в том числе в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в США - стране с либеральной моделью экономики, т.е. минимальным вмешательством государства в экономические процессы, Конгресс США формирует аграрную политику и вырабатывает меры по ее реализации. Важнейшая цель государственного регулирования АПК в США - обеспечение продовольственной безопасности страны, защита интересов производителей сельскохозяйственной продукции и поддержка малоимущих и бедных граждан.
В системе регулирования широко используются программирование цены субсидии, стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка товаропроизводителей АПК и, в первую очередь, производителей сельскохозяйственной продукции осуществляется по разным направлениям. [10,с 542]
В 2006-2010 гг. основными задачами развития агропромышленного комплекса будут: формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукций "и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения. В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций.
Строительное производство являясь важнейшей отраслью народного хозяйства существенно отличается от других отраслей.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г главной целью строительной политики республики на долгосрочную перспективу является полное обеспечение потребности населения и народного хозяйства в эффективной строительной продукции на основе снижения стоимости материалоемкости строительства, расширенного потенциала. [10,с 556]
Важнейшей составляющей государственного регулирования строительного производства в части нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий, предпроектных и проектных работ, а также приобретения оборудования, производственного инвентаря и т. д. является финансирование.
Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и нескольких источников. [10,с 566]
Инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство фондов в форме капитальных вложений, могут быть:
органы, уполномоченные управлять государственным имуществом или имущественными правами;
организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
международные организации, иностранные юридические лица;
физические лица (граждане Республики Беларусь и иностранные граждане);
жилищно-инвестиционные фонды (в законах о бюджете РБ с 2006 года не предусматриваются).
Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения.
Средства республиканского бюджета, выделяемые на возвратной основе, выдаются в установленном законодательством Республики Беларусь порядке через банковскую систему. [10,с 567]
Финансирование жилищного строительства как приоритетного направления социально-экномического развития Республики Беларусь должно осуществляться по следующим направлениям:
• создание системы ипотечных банков, выпуск жилищных сертификатов, предоставление субсидий;
• долевое строительство жилья с использованием системы целевого накопления средств граждан и кредитования, специальных ценных бумаг (жилищные облигации, сертификаты);
• использование долгосрочных накоплений граждан в финансировании жилищного строительства.
Большие возможности внебюджетного финансирования в республике связаны с развитием института ипотеки. Ипотечное кредитование жилищного строительства позволит привлечь в жилищную сферу средства не только граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и временно свободные финансовые ресурсы физических и юридических лиц. Однако развитие этого направления возможно лишь при условии устойчивого экономического роста и низкой инфляции. Ипотечное кредитование в нашей республике находится на стадии становления. В настоящее время подготовлен проект Закона Республики Беларусь «Об ипотеке», принятие которого будет способствовать развитию этого направления. [10,с 568]
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определены следующие задачи строительного комплекса:
Для их решения предусматриваются создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, расширение экспортного потенциала строительной продукции, активизация привлечения в сферу строительства инвестиций, повышающих загрузку производственных мощностей, и эффективное их использование.
В жилищном строительстве основное внимание будет уделено возведению жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления, обеспечению жилищного фонда надежными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Предусматривается установление заданий по строительству жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах.
Будут созданы благоприятные условия для внебюджетного финансирования жилищного строительства, внедрения и развития системы стройсбережении и ипотечного кредитования. Предусматриваются новые подходы к формированию источников финансирования объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в районах жилой застройки путем развития экономических методов управления земельными ресурсами, включая организацию и проведение аукционов на право заключения юридическими и физическими лицами договоров аренды земельных участков в городских поселениях (прежде всего в г.Минске, областных центрах, других городах областного подчинения, а также в зонах перспективного развития указанных городов) с учетом кадастровой стоимости и функционального использования земель.[6 ]
Таким образом, в рыночной экономике не снижается роль бюджета в развитии отраслей народного хозяйства, а лишь изменяются направление ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство. Состав расходов на финансирование народного хозяйства, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом – долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов.