Роль казначейства в исполнении бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы органа Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Бюджет и его исполнение. 6
1.1.Бюджет и бюджетная система РФ. 6
1.2. Бюджетный процесс. Казначейское исполнение бюджета. 11
1.3. Роль казначейства в исполнении бюджетов. 22
Глава 2. Анализ исполнения бюджета Нижегородской области. 26
2.1. Анализ исполнения консолидированного бюджета за 26
январь – сентябрь 2010 года. 26
2.1.1. Доходы консолидированного бюджета. 29
2.1.2. Расходы консолидированного бюджета. 33
2.2. Анализ областного бюджета за январь-сентябрь 2010 года. 36
2.3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов. 41
Глава 3. Пути совершенствования казначейской системы. 49
3.1. Бюджетная политика в 2010-2013 годах. 49
3.2. Стратегия Казначейства России на 2010-2015 годы. 53
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Роль казначейства в исполнении бюджетов.docx

— 232.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. Лобачевского

 

 

Финансовый факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине "Бюджетная  система РФ"

на тему:

"Роль казначейства в исполнении бюджетов"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка 2 курса

Группы 13Ф49СФО

Вечернего отделения

Нянькина Н.В.

 

Проверила:

Преподаватель

Борисова С.П.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Нижний Новгород

2010 г.

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Бюджет и его исполнение. 6

1.1.Бюджет и бюджетная система РФ. 6

1.2. Бюджетный процесс. Казначейское исполнение бюджета. 11

1.3. Роль казначейства в исполнении бюджетов. 22

Глава 2. Анализ исполнения бюджета Нижегородской области. 26

2.1. Анализ исполнения консолидированного бюджета за 26

январь – сентябрь 2010 года. 26

2.1.1. Доходы консолидированного бюджета. 29

2.1.2. Расходы консолидированного бюджета. 33

2.2. Анализ областного бюджета за январь-сентябрь 2010 года. 36

2.3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов. 41

Глава 3. Пути совершенствования казначейской системы. 49

3.1. Бюджетная политика в 2010-2013 годах. 49

3.2. Стратегия Казначейства России на 2010-2015 годы. 53

Заключение 56

Список использованной литературы 58

 

Введение.

 

От достоверности и  оперативности получения информации о состоянии государственных  и материальных ресурсов, а также  возможности эффективного управления ими зависит насколько успешно будет развиваться экономика любого государства.

Система государственных  финансов – это единый комплекс структурных и функциональных органов  обеспечения их финансовых операций, посредством которых они осуществляют аккумуляцию денежных средств и  производят расходы. Данная сфера является одной из ключевых в экономике, что  и предопределяет необходимость  выработки мер по повышению результативности ее использования.

Таким образом, в системе  управления государственными финансовыми  ресурсами любой страны очень  важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике той или иной модели бюджетного регулирования. В круг ее основных задач входит: планирование и прогнозирование бюджетного процесса; формирование рациональной структуры межбюджетных отношений; осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием; финансирование социальных программ; консолидация и учет всех видов государственных финансов и др. В качестве такой организационной структуры выступает институт казначейства, который за многолетний период своего развития превратился в действенный инструмент проведения государственной финансовой политики в бюджетной сфере.

В России органы Федерального казначейства были образованы сравнительно недавно. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами; именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.

Это обусловлено тем, что  полномочия органов казначейства, установленные  в период их образования, практически  не видоизменились в связи с новыми задачами и условиями социально-экономического развития общества. Как показывает практика, правовое и нормативное  регулирование организации и  функционирования органов казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура. Проблемы дальнейшего развития казначейства в части организационных и  методологических вопросов могут быть решены только на основе внесения соответствующих изменений в законодательство и Бюджетный кодекс РФ.

Органам казначейства предстоит  реализовать важные направления  в проведении государственной бюджетной  реформы. В стратегии будущей  финансовой системы страны казначейству должна быть отведена приоритетная роль. На казначейство необходимо возложить  более широкий диапазон обязанностей в сфере управления государственными финансами, так как в настоящее время его органы участвуют лишь опосредованно в управлении национальным бюджетным потенциалом, не выполняют в полной мере назначение «централизованной бюджетной бухгалтерии» и только находятся на пути превращения в эффективный механизм реализации государственной финансовой политики. Поэтому казначейство должно стать важнейшим элементом интегрированной системы управления государственными финансами, существенно расширив свои функции.

В последние годы опубликовано немало научных работ о казначейской системе, посвященных в основном путям совершенствования бюджетного процесса органами федерального казначейства. При этом большинство ученых придерживаются традиционных, устаревших к настоящему времени воззрений по поводу их роли в управлении государственными финансами. Но современные наука и зарубежная практика расширяют представление  о сущности казначейской системы  исполнения бюджетов и наделяют ее более разноплановыми функциями, определяющими социально-экономическую сущность государственного регулирования бюджета.

Именно вышеназванная  тенденция является наиболее перспективной  применительно к формированию и  реализации бюджетной политики на новом  этапе развития финансовой системы  РФ.

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы органа Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.

Объектом исследования работы являются органы Федерального казначейства.

Предмет исследования – это казначейское исполнение  бюджетов бюджетной системы РФ.

Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • изучить бюджетный процесс, в частности, исполнение бюджетов бюджетной системы РФ;
  • выявить, какова роль Федерального казначейства в исполнении бюджетов;
  • проанализировать существующее положение дел по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ за 9 месяцев 2010 года.

Данная курсовая работа состоит  из трех глав:

  1. Бюджет и его исполнение;
  2. Анализ исполнения бюджета Нижегородской области;
  3. Пути совершенствования казначейской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджет и его исполнение.

1.1.Бюджет и бюджетная система РФ.

 

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства  основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный  бюджет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.05.2010) в статье 6 дает определение бюджета:

Бюджет – форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие  на формирование и использование  денежных ресурсов. С помощью бюджетных  средств государственные и местные  органы власти получают финансовые ресурсы  на содержание аппарата власти, органов  обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение  экономических задач, т.е. на выполнение государством своих функций перед  обществом через органы власти.

Бюджет – категория  экономическая. Бюджет по своей природе  является экономическим базисом  государства.  Любые  колебания  или изменения этого базиса приводят  к нарушению экономической, хозяйственной  и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие  между государством и обществом  по поводу перераспределения части  национального дохода (частично национального  богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

По своей структуре, с  одной стороны, бюджет – это форма  образования и расходования ресурса  денежных средств, а с другой –  это смета (роспись) доходов и  расходов денежных средств в целях  финансового обеспечения задач  и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов, бюджет есть необходимая экономическая  составляющая финансовой политики государства.

Таким образом, бюджет состоит  из трех элементов:

  • доходы;
  • расходы;
  • источники финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная классификация  представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы. Бюджетная классификация в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.

Современная бюджетная классификация  РФ изложена в Бюджетном кодексе  РФ и включает в себя классификации, изображенные на схеме 1:

 

Бюджетная классификация  РФ:



 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Схема 1. Бюджетная классификация РФ.

 

Наряду с бюджетной  классификацией бюджета РФ представительными  органами субъектов РФ и местного самоуправления утверждаются ведомственные  классификации бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, которые являются группировками доходов и расходов региональных и местных бюджетов. Ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления отражают доходы и распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливает понятие Бюджетная система:

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Закон устанавливает, что  бюджетное устройство РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему РФ.

Бюджетная система РФ (рис. 1) включает в себя три уровня:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным кодексом, толкуются  расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Совокупность бюджета  соответствующей территории с бюджетами  государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который  мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые  для последующего их перераспределения  и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или  региональным бюджетом) в Бюджетном  кодексе РФ называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

 



          1-й уровень                                                           2 и 3-й уровни                                                                                                                                       


          


          

 

 


                                               2-й уровень                           3-й уровень


 

                                            





 

 



 

 

 


 

 

 

Рис.1. Структура бюджетной системы  РФ.

 

 

Второй уровень бюджетной  системы, помимо бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди  которых 21 республиканских, 55 краевых  и областных бюджетов, 2 бюджета  городов федерального значения, 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (статья 14).

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджетов