Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 16:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Интересы преодоления экономического кризиса в нашей стране и вывода отечественной экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного роста диктуют необходимость выдвижения бюджетно-налогового регулирования на центральное место в системе инструментов экономической политики российского государства. Известно, что, если монетарная политика отчетливо проявляет свой потенциал в условиях инфляционного перегрева экономики, то нерешенность задач антикризисного регулирования объективно выдвигает на авансцену ее фискальные регуляторы и делает финансовый блок правительства ведущим субъектом управления страной.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования российской модели бюджетно-налоговой политики…………………………………………………….6
1.1. Место современной России в спектре вариантов бюджетно-налогового регулирования…………………………………………………………..6
1.2. Формирование либеральной модели бюджетно-налоговой политики РФ……………………………………………………………………………………10
1.3. Перспективы развития бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации…………………………………………………………….16
Глава 2. Российская модель бюджетного федерализма: конкуренция или кооперация?..............................................................................................................22
2.1. Общая характеристика признаков и основных принципов построения моделей бюджетного федерализма………………………………………………..22
2.2. Анализ российской модели бюджетного федерализма……………....26
2.3. Модернизация бюджетно-налоговых взаимоотношений региона и федерального центра……………………………………………………………….32
Глава 3. Анализ бюджетно-налоговой политики как инструмента государственного регулирования рыночной экономики России в современных условиях……………………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….….46
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач [3]:
1. Совершенствование нормативно-
2. Повышение качества
государственных программ и
3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ от трансфертов из федерального бюджета.
Так, с 1 января 2015 года предусматривается:
- постепенное повышение базы для начисления страховых взносов с 160% номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230%;
- стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии;
- уточнение требований к минимальному страховому стажу (с 5 до 15 лет).
4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг.
6. Оптимизация расходов на оплату труда.
7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры.
8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
9. Повышение эффективности
управления государственным
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при уровне дефицита более 1,0% ВВП.
Таким образом, бюджетно-налогавая политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Заключение
Формирование модели бюджетно-налоговой политики, адекватной общемировым закономерностям хозяйственной эволюции и специфическим особенностям их проявления в тех или иных странах, становится необходимой предпосылкой выведения национальной экономики на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного экономического роста.
Специфике нынешнего этапа развития российской экономики более всего соответствует кейнсианская модель фискальной политики, апробированная опытом антикризисного регулирования экономики, начиная с 1930-х гг. В то же время поиск конкретной модели бюджетно-налогового регулирования опирается на детальное выявление (в пределах возможного) места России в «коридоре свободы» между англосаксонской и североевропейской моделями финансовых систем - с учетом достигнутого уровня развития производительных сил, сформировавшихся в недрах планово-регулируемой экономики советского типа традиций и фазы воспроизводственного цикла, через который проходит страна.
Глубина кризисных потрясений в нашей стране в период перехода к рыночной экономике в решающей степени определяется включением в механизм ее фискального регулирования многих неоклассических подходов. Настойчивое стремление финансовых властей избавиться от состояния бюджетной несбалансированности выразилось в недофинансировании многих компонентов инвестиционных и, особенно, социальных расходов государства, а также в попытке возложить основную налоговую нагрузку не на состоятельных россиян, а на тех из них, уровень жизни которых недалек от прожиточного минимума. В попытках механической реализации известного эффекта Лаффера законодательные власти заложили в Налоговый кодекс такой фундаментальный принцип, как стимулирование сберегательной активности населения - в то время как решающим фактором торможения экономического роста в нашей стране, бесспорно, является дефицит его потребительской активности. Парадокс бережливости, еще более усиливающийся сегодня в результате нарастающей неуверенности граждан в своем будущем, нуждается в многоаспектной нейтрализации для нейтрализации угрозы резкого сокращения совокупного спроса и превращения открывающейся сегодня возможности возобновления спада промышленного производства в нашей стране в реальную действительность. Решение этой задачи немыслимо сегодня без укрепления социальных гарантий граждан средствами результативного бюджетно-налогового регулирования, использования инструментов реализации принципа справедливости налогообложения — ведущего в сложившихся ныне условиях.
Cформировавшийся к середине девяностых годов странный гибрид централизованной системы выделения средств и значительной политической децентрализации, когда стиль взаимоотношений между федеральными и региональными властями определялся в процессе неформального торга, в дальнейшем сменился центростремительными тенденциями бюджетного процесса, отсутствием субнациональной автономии как в финансовом, так и в политическом аспектах.
Стремление построить в начале девяностых годов в нашей стране модель бюджетного федерализма, основанную на принципах конкуренции, не увенчалось успехом в силу чуждости объявлявшихся принципов характеристикам сложившейся в стране системе межбюджетных отношений.
Дальнейшие нововведения и перемены привели к переходу бюджетной модели в рамки кооперативной концепции с уклоном к построению взаимоотношений федерального центра и регионов, основанных преимущественно на принципах централизации. Но это не отменяет необходимость совершенствования межбюджетных отношений в стране, что является предметом расширяющихся научных исследований и рациональной практики.
Список литературы
Информация о работе Российская модель бюджетно-налоговой политики