Шпаргалка по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 61 вопрос по дисциплине "Бюджет".

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)

 

 

50.Сущность, задачи и виды экономического анализа.

Содержанием экономического анализа является подробное изучение экономической информации о деятельности анализируемого субъекта, для того, чтобы управленческий персонал мог  безошибочно принимать различные  решения. Анализ должен быть комплексным, то есть охватывать все факторы, прямо или косвенно влияющие на хозяйственную деятельность предприятия. В экономическом анализе должны быть освещены возможные перспективы развития производства предприятия в различных сферах его деятельности и увеличение прибыли. Целью проведения анализа является повышение эффективности деятельности предприятия и выявление резервов для осуществления данного повышения. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо последовательно решить следующие задачи: 1.изучение экономических законов, выявление закономерностей и тенденций развития предприятия; 2.улучшение качества бизнес-планов и нормативов, которые составляются с помощью ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Большое значение имеет анализ хозяйственной деятельности за текущий период, являющийся предплановым; 3.объективное изучение реальности составленного плана и оценка выполнения каждой его составляющей; 4.поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта, достижений науки и практики; 5.измерение эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов; 6.перспектива развития хозяйственной деятельности предприятия; 7.изучение степени влияния на деятельность предприятия коммерческого риска; 8.проведение анализа маркетинговых мероприятий и т.д. Одним из общих груп-пировочных признаков анализа является время анализируемого периода. По этому признаку можно выделить следующие виды анализа: оперативный, текущий и перспективный. К оперативному относится анализ за следующие промежутки времени в течение месяца: смену, сутки, неделю, декаду и периоды времени с начала месяца. Такое определение вполне соотносится с видами планирования, где под оперативным понимается планирование в пределах месяца. Кроме того, к оперативному анализу следует отнести анализ по производственным операциям и законченным технологическим циклам. Текущий анализ проводится за квартал, полугодие и год и за минимальную временную единицу — месяц. Перспективный анализ, являющийся базой для разработки соответствующих планов на пять, десять и более лет, имеет минимальную временную единицу — год. Перспективный анализ еще называют предварительным анализом. Вторым общим группировочным признаком является объем анализа. По объему анализ бывает частичным, по участкам и комплексным. Объект анализа, как правило, регулирует и его объем. Поэтому целесообразно группировать анализ по его объектам: анализ работы агрегатов, производственных участков, цехов и предприятия в целом. Третьим группировочным признаком видов анализа является его назначение. Этот признак находит отражение в формулировках цели, задач и содержания анализа. Назначение анализа может быть сформулировано как выявление резервов увеличения объемов производства, повышения качества продукции, а также снижения издержек производства и экономии капитальных затрат. Виды анализа "по назначению" могут быть по рассматриваемому периоду времени оперативными, текущими и перспективными. При этом анализом могут быть охвачены по объектам и объему либо основные агрегаты и производственные участки, либо цеха и предприятие в целом. Одновременное проведение анализа по всем указанным направлениям позволяет обеспечить его комплексность. По способам сравнения данных выделяются такие виды анализа, при которых ведется сравнение с плановыми показателями, с результатами работы передовых отечественных и зарубежных предприятий, с показателями работы анализируемого объекта за соответствующий предшествующий период. По широте сравнений экономический анализ делится на внутризаводской и межзаводской (внутриотраслевой, межотраслевой). По периодичности или повторяемости экономический анализ подразделяют на периодический и разовый. Периодами анализа могут быть несколько лет (пятилетка), год, квартал, месяц, декада, день, смена.  По времени проведения относительно планового периода экономический анализ можно подразделить на ретроспективный, оперативный, предварительный. Ретроспективный анализ экономической деятельности предприятия, осуществляемый на основе месячной, квартальной и годовой отчетности, вскрывает недостатки производства и служит для определения тенденций развития анализируемого объекта. Сменный, ежесуточный, недельный, подекадный оперативный анализ состоит в том, чтобы на основе первичных документов, а также оперативных данных, экономически правильно отражающих действительное положение дел, систематически сигнализировать об отклонениях от плановых заданий и нормативных показателей, вскрывать неиспользованные резервы. Оперативный экономический анализ имеет и такие отличительные черты, как срочность, действенность, достоверность, массовость, целенаправленность. Содержание предварительного анализа заключается в том, чтобы изучить тенденции, оценить варианты, найти лучшее решение, выявить или предупредить недостатки, потери и непроизводительные расходы. Зарубежная практика (Польша, Германия, Болгария, Чехия, Словакия, США, Англия, Франция, Япония) предварительного анализа показывает, что он является эффективным средством предупреждения и уменьшения нерациональных затрат, способствующим достижению значительных результатов. В настоящее время предварительный анализ в развитых зарубежных странах модифицируется в систему разработки и реализации программ комплексной рационализации. По содержанию экономический анализ подразделяется на полный (комплексный) и тематический (локальный). Полный (комплексный) анализ предполагает улучшение всех сторон деятельности предприятия или подразделения в их взаимосвязи. Он охватывает все стадии подготовки производства — конструирование изделий, разработку технологии их производства, а также все последовательные этапы процесса производства и обращения продукции: материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, финансово-распределительные и кредитно-расчетные отношения. Тематический анализ ограничивается изучением какой-либо темы, отдельного вопроса. В полном (комплексном) анализе все показатели изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, рассчитывается влияние отдельных показателей на другие, более общие. Тематический анализ в ряде случаев можно рассматривать как часть комплексного, его дальнейшее углубление. По степени охвата анализируемого объекта экономический анализ подразделяется на сплошной и выборочный. Для выявления сверхнормативных и ненужных запасов товарно-материальных ценностей на складах предприятий обычно проводится их сплошная инвентаризация. Для анализа использования времени работы оборудования проводятся, как правило, выборочные наблюдения. Экономический анализ бывает автоматизированным, механизированным и немеханизированным (производимым вручную). В зависимости от формы изучаемых производственных отношений и объектов, содержания, функций, целей, конкретной методики и других признаков различают технико-экономический и общеэкономический анализ. Общеэкономический анализ отличается от технико-экономического формой изучаемых производственных отношений, степенью детализации и кругом исследуемых вопросов, глубиной и аспектом их рассмотрения, аналитическим аппаратом, местом проведения, содержанием и источниками.

 

51.Структура экономического анализа. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа.

Экономический анализ является основной частью общего, полного анализа  хозяйственной деятельности, который  состоит из двух тесно взаимосвязанных  разделов: финансового анализа и  производственного управленческого анализа.  Разделение анализа на экономический и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха или неудач в деятельности предприятия.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

- множественность субъектов  анализа, пользователей информации  о деятельности предприятия;

- разнообразие целей  и интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик  анализа, стандартов учета и  отчетности;

- ориентация анализа  только на публичную, внешнюю  отчетность предприятия;

- ограниченность задач  анализа как следствие предыдущего фактора;

- максимальная открытость  результатов анализа для пользователей  информации о деятельности предприятия. 

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого  партнерами предприятия по данным публичной  финансовой отчетности, составляют:

- анализ абсолютных  показателей прибыли;

- анализ относительных  показателей рентабельности;

- анализ финансового  состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности  предприятия;

- анализ эффективности  использования заемного капитала;

- экономическая диагностика  финансового состояния предприятия  и рейтинговая оценка эмитентов. 

Существует многообразная  экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского учета.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового  анализа может быть дополнено  и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности  авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность  углубления финансового анализа  за счет привлечения данных управленческого  производственного учета, иными  словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Особенностями управленческого  анализа являются:

- ориентация результатов  анализа на свое руководство;

- использование всех  источников информации для анализа;

- отсутствие регламентации анализа со стороны;

- комплексность анализа,  изучение всех сторон деятельности  предприятия;

- интеграция учета,  анализа, планирования и принятия  решения; 

максимальная закрытость результатов анализа в целях  сохранения коммерческой тайны.

 

 

 

52.Факторный анализ в оценке финансово-экономического состояния предприятия.

В рамках факторного анализа  выявляются факторы и причины  динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа  является особенно важным, так как  выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений. В рамках анализа финансовых результатов необходимо проведение анализа показателей, позволяющих определить пути влияния на прибылеобразующие факторы. Например, анализ себестоимости позволит определить пути снижения себестоимости. Для определения путей повышения рентабельности проводится факторный анализ рентабельности. Прежде чем проводить анализ по данным направлениям, проводится анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли. Для этого составляется таблица, в которой общий финансовый результат анализируемого периода отражается в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от следующих видов деятельности: реализация продукции (работ, услуг); реализация основных средств, нематериальных активов и иного имущества предприятия (прочая реализация); внереализационная деятельность.

Для составления таблицы  используются данные бухгалтерской  отчетности из формы № 2. В таблицу заносятся показатели за отчетный  и базисный периоды и их процентные отклонения. Кроме того, проводится анализ структуры прибыли и изменения структуры ("вертикальный анализ").

Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом предприятия. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма №2)  по статьям "Прочие операционные доходы" и "Прочие операционные расходы". Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС.

Внереализационные финансовые результаты образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций  либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы, причитающиеся (подлежащие) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам, отражаются в бухгалтерском отчете (форма №2) по статьям "Проценты к получению" и "Проценты к уплате". Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются в форме №2 по статье "Доходы от участия в других организациях".

Далее проводится  расчет факторных влияний на прибыль  от реализации продукции. Влияние факторов рассчитывается в последовательности, приведенной ниже:

1.Расчет общего изменения  прибыли от реализации продукции  (D Р):

D Р = Р1 – Р0,      (1.)

где   Р1 – прибыль отчетного года;

Р0 – прибыль базисного года;

2.Расчет влияния на  прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию  (D Р1):

D Р1 = N1.0 = Sp1 * q1 - Sp0 * q1,      (2.)

где: Np1 = Sp1*q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена  изделия; q – количество изделий);

Np0 = Sp0*q1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3.Расчет влияния на  прибыль изменений в объеме продукции  (D Р2):

D Р2 = Ро*К1- Ро,     (3.)

где  Ро – прибыль базисного года;

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.

К1 = S1.0 / S0,     (4.)

где  S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный     период в ценах и тарифах базисного периода;

S0 –себестоимость базисного периода.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (D Р3):

D Р=  Ро * (К21),     (5.)

где   К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

К2 = N1.0 / N0,     (6.)

где  N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 – реализация в базисном периоде.

5.Расчет влияния на  прибыль увеличения себестоимости  продукции (D Р4):

D Р4 = S1.0- S1,     (7.)

где   S1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в    ценах и условиях базисного периода;

S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6.Расчет влияния на  прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов в составе продукции (D Р5):

D Р5 = S0 * К2 - S1.0.     (8.)

7.Влияние на прибыль  нарушений хозяйственной дисциплины (DP6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли  от реализации за отчетный период, что  выражается следующей формулой:

D Р = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 + Р6.   (9.)

На следующем этапе  проводится факторный анализ рентабельности производства. Это необходимо, так  как анализируемое предприятие  действует в условиях инфляции и  данный показатель является объектом постоянного контроля. Факторный анализ производится способом цепной подстановки. Для этого проводится последовательная подстановка значений исследуемых факторов за анализируемый период в формулу рентабельности с данными  базисного периода.  В результате анализа будут выявлены факторы  и степень их влияния на изменение рентабельности производства в анализируемом периоде.

В основе используемой для  анализа модели лежит следующее  соотношение:

N/S = 1 / (U/N + M/N + A/N),     (10.)

где   U/N – зарплатоемкость продукции;

M/N – материалоемкость продукции;

A/N – амортизационная емкость  продукции.

В рамках анализа себестоимости  продукции прежде всего определяется фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее  проводится факторный анализ динамики затрат на один рубль продукции. 

Факторный анализ изменения  затрат на рубль товарной продукции  проводится способом цепной подстановки. Для этого проводится  последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу базисного  периода.

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле:

Зр = S/N = q * Cед / [q * p],     (11.)

где Сед – себестоимость  единицы продукции.

 

 

53.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"