Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 61 вопрос по дисциплине "Бюджет".
46.Понятие и технология бюджетирования.
Традиционно технологию бюджетирования принято рассматривать как организацию постатейного планирования доходов и расходов в разрезе Центров прибыли и Центров затрат. Очевидно, что основное внимание при таком подходе уделяется финансовому отражению деятельности кредитного учреждения. Следовательно, к традиционным понятиям бюджета относятся:
Центры учета (иначе - Центры отчетности). Они определяются как точки (места) возникновения доходов и расходов. В самом простом случае это - Центры прибыли и Центры затрат. Состав Центров учета определяет финансовую структуру банка, которая не всегда совпадает с его организационной структурой. Например, Центром прибыли может являться как кредитный отдел, так и Управление по работе с клиентами, имеющее иной состав доходных статей. При развитии финансовой структуры дополнительно появляются Центры финансовой ответственности, включающие в себя функции как Центров прибыли, так и Центров затрат. К ним, например, могут относиться достаточно самостоятельные филиалы банка или специализированные проекты. Часто отдельным образом выделяют еще и Центры финансирования или Центры финансового регулирования, имея в виду Казначейство банка.
План статей доходов и расходов (иначе - бюджетный план), который является составной частью управленческого плана счетов. Состав статей бюджетного плана отражает взгляд руководства банка на то, какие показатели деятельности банка должны быть подвержены планированию и контролю исполнения. Зачастую в качестве основы для разработки бюджетного плана используется Форма N102, содержащая широкий перечень статей доходов и расходов, а также статей распоряжения прибылью или компенсации убытков.
Финансовый план (иначе
- платежный календарь). Его разработка
является завершающей стадией бюджетного
планирования. При создании платежного
календаря выполняется
Традиционная технология бюджетирования ориентируется в первую очередь на финансовое описание деятельности банка. При этом различаются работы по постановке и исполнению технологии бюджетирования:
Постановка системы бюджетирования начинается с определения финансовой структуры банка (выделения Центров учета) и разработки плана статей доходов и расходов. Затем те или иные статьи доходов и расходов закрепляются за ответственными специалистами и руководителями, которые заполняют их при планировании и учете. В случае применения иерархической финансовой структуры банка обязательно требуется консолидация бюджетных планов. Таким образом определяется состав участников процесса бюджетирования и распределяются их роли в этом процессе.
Выделение прямых и косвенных затрат, постоянных и переменных доходов и расходов является важным элементом технологии бюджетирования. Результатом этой работы является группировка статей доходов и расходов, обусловленная не целями планирования и контроля, а формирующаяся по итогам применения сходных технологий планирования и учета. Скажем, затраты на аренду помещений, охрану и коммунальные услуги являются постоянными, и их планирование целесообразно выполнять на основании заключенных договоров. Доходы от кредитования или работы с векселями являются прямыми доходами соответствующих Центров прибыли. В этом случае при их планировании необходимо учитывать интегрируемую оценку риска, которая в бюджете может быть трансформирована в набор бюджетных планов, отражающих различные варианты развития событий (например, - оптимистичный, пессимистичный, оптимальный). Доходы от расчетного или кассового обслуживания, комиссии от обслуживания кредитных карт во многом подвержены поведению клиентуры банка и являются переменными или условно постоянными статьями. Для их планирования более применимы статистические методы, базирующиеся на обработке исторических данных обслуживания клиентов.
Полный цикл бюджетирования включает четыре этапа: планирование, учет, контроль исполнения, анализ. В простейшем случае руководители обходятся учетом фактического исполнения и анализом бюджета. Как было сказано выше, представленные понятия и технологии бюджетирования в первую очередь ориентированы на финансовое выражение бизнеса банка в целом. Однако, следует заметить, что при планировании и учете значений статей бюджета широко используются такие понятия, как договора, заявки на приобретение техники, учитывается сезонность востребованности банковских услуг, может выполняться нормирование труда сотрудников. То есть, задействованы понятия, которые не относятся напрямую к задаче финансового планирования.
47.Методы ценообразования.
Основные принципы ценообразования вытекают из "магического треугольника": цена должна покрывать затраты и приносить достаточную прибыль, должна быть принята массой покупателей, выдерживать стратегии конкурентов. В соответствии с этим различают методы, ориентированные на затраты, спрос, конкурентов, а также производные методы
1. Методы, ориентированные на затраты
Затратный метод определяет цену как сумму издержек и наценки на них (прогрессивная калькуляция).
а) калькуляция на базе полных затрат - к полной сумме затрат добавляют сумму, соответствующую норме прибыли (Н). В надбавку включаются косвенные налоги и таможенные пошлины (1)
(1)
где Р - цена, С - постоянные затраты,V - переменные затраты.
б) калькуляция на базе переменных затрат - постоянные затраты делятся по возможности отнесения к продукту (цена покрывает затраты по производству продукта, а разница между ними является вкладом в покрытие остальных затрат):
цена=(переменные затраты + покрытие)/объём выпуска.
в) Ценообразование на основе обеспечения целевой прибыли определяет необходимый уровень цены при заданном размере прибыли с учётом возможного объёма производства, взаимосвязи издержек и выручки.
(2)
2. Методы, ориентированные на спрос:
а) Метод опроса потребителей
Условия применения: потребитель - массовый; товар - широкого потребления, новый по некоторым свойствам, имеющий значительное число заменителей.
Фирма - работает на незнакомом или насыщенном рынке, в условиях плотной конкуренции, имеет финансовые возможности и специалистов для дорогостоящих исследований.
Рассчитывается оптимальная цена (3):
, (3)
где - наценка на прямые издержки
Ропт максимальна при приближении |э| к 1. Это соответствует наличию сильного предпочтения марки.
б) Метод аукциона
Используется при назначении
цен на уникальные, престижные товары.
Позволяет концентрировать
в) Метод пробных продаж (эксперимента).
Цена устанавливается путём перебора разных вариантов цен на основе наблюдения за реакцией потребителей (например, на небольшие изменения установочных цен) и оптимизация сочетания "выручка - объём продаж". Применеию метода предшествует определение приемлемых границ цен.
г) Параметрический метод, или метод экспертных оценок.
Основан на сравнении экспертных бальных оценок основных параметров нового (а) и базового (в) товара. Вводится экспертная оценка важности (ранг) каждого i - го параметра (Wi):
(4),
где Wi - ранг важности, выставленный
i - му параметру j - м экспертом,
m - число экспертов.
Средняя экспертная оценка
i - го параметра приобретает
3. Методы, ориентированные на конкурентов
Эти методы применяются
в обостренной конкурентной среде
и в случае, ценообразование на
основе других методов потерпело
неудачу, то есть цена изменилась до цены
конкурентов или
Различают:
4. Методы - микс (синтетические)
Методы - микс характеризуются одновременным использованием различных, часто противоречащих друг другу методов ценообразования.
1. агрегатный метод (или метод стола заказа). Определяет цену товара, состоящего из деталей или комплексных изделий как сумму цен их составляющих. Если несколько товаров имеют общий агрегат (миксер - кофемолка), то цена может определяться как сумма цены этого блока и надбавок за наличие отдельных элементов;
2. обратная калькуляция:
продажная цена минус скидка (необходимая
фирме прибыль) равняется
3. калькуляционное выравнивание
применяется, когда
где
48.Стандартный состав бизнес-плана инвестиционного проекта и его задачи.
При разработке бизнес-плана необходимо решить следующие основные задачи.
1. Изложить в сжатом виде
основной замысел проекта производства
изделия, произвести предварительную оценку его конкурентоспособности,
емкости рынка, оценить затраты на реализацию
проекта и его эффективность.2.
В финансовом плане оцениваются прямые издержки (затраты на сырье, материалы и заработную плату), величина которых зависит от объема выпуска продукции. Обычно их величина соответствует издержкам, приходящимся на единицу продукции. В производственном плане определялись затраты сырья и материалов в пересчете на единицу продукции. Зная их цену и принимая определенный процент потерь, можно определить сами затраты. Цены на материал, приобретаемый на внутреннем рынке, указываются в основной валюте или в долларах США в случае его приобретения за рубежом.
Приложения к бизнес-плану включают документы, позволяющие подтвердить или дать более детальное представление об информации, приведенной в бизнес-плане.
49.Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия.
Выбор источников финансирования инвестиционной деятельности предприятия должен осуществляться с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала, эффективности отдачи от него, соотношения собственного и заемного капитала, определяющего уровень финансовой независимости фирмы, риска, возникающего при использовании того или иного источника финансирования, а также экономических интересов инвесторов. Существуют различные классификации возможных источников финансирования инвестиций на предприятиях в РФ. По одной из таких классификаций инвестиции финансируются в основном за счет сбережений, источники которых в свою очередь делятся на следующие основные группы: 1.Сбережения государства (часть собственных средств бюджетов различных уровней, идущих на рынок капитала). 2.Сбережения предприятий (амортизационные фонды, часть прибыли и оборотных средств). 3.Сбережения населения, вложенные в финансовые активы. 4.Внешние сбережения (приток иностранного капитала). Государственные инвестиции в настоящее время составляют незначительную долю в общем объеме инвестиций, более того за последнее десятилетие наметилась тенденция к постепенному сокращению доли инвестиций со стороны государства за счет средств федерального и региональных бюджетов. Федеральные адресные инвестиционные программы часто не выполняются.
Доля средств населения, направляемая в инвестиционную сферу, также крайне незначительна. Причиной тому являются следующие факторы: 1. Сбережения населения в РФ не являются массовыми, из-за недоверия населения к коммерческим банкам и низкого уровня жизни. 2. Сбережения населения являются весьма неустойчивым денежным ресурсом, который подвергается сильным колебаниям в зависимости от изменения экономической коньюктуры и различного рода спекулятивных факторов. 3.Для населения инвестирование в ценные бумаги предприятий являются непривлекательным, так как последние не могут обеспечить даже минимальный уровень доходности для мелких частных инвесторов. 4.В условиях довольно высокой инфляции и общей социально-экономической нестабильности резко снизились возможности привлечения средств населения на длительные сроки. Объем иностранных инвестиций в РФ все еще остается сравнительно малым. Причем в настоящее время иностранные инвесторы в основном сосредотачивают свои капиталы в топливно - энергетическом секторе, в сфере финансовых и консалтинговых услуг. Доля инвестиций, обеспечиваемых за счет кредитов коммерческих банков, составляет всего несколько процентов. Одним из главных факторов, сдерживающих рост кредитования капитальных вложений, являются высокие ставки процентов за кредит. Кроме того, многие банки не имеют работников, которые могли бы помочь предприятиям выбрать эффективный проект, применять выгодные схемы финансирования, включая лизинг, ипотеку, страхование инвестиций. Мало специализированных инвестиционных (речь идёт о кредитовании капитальных вложений, а не операциях с ценными бумагами) банков. Но в последние годы наметились тенденции к увеличению инвестиций за счет банковских кредитов. В основном со стороны крупных банков, таких как Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-банк, Никойл. Основными источниками финансирования инвестиций в виде капитальных вложений на предприятии является прибыль, направляемая предприятием на накопление, и амортизационные отчисления. Амортизация во всех странах рассматривается как основной источник внутренних инвестиционных средств. Так, на долю амортизационных отчислений приходится порядка 40 % общего объёма текущих и капитальных затрат иностранных предприятий, осуществляемых из внебюджетных источников; за счёт прибыли финансируется примерно 30 % всех текущих и капитальных затрат. В России эти показатели существенно ниже. Необходимо отметить, что в 1994 году был введен механизм ускоренной амортизации в отраслях с высокими технологиями. Он позволял предприятиям удваивать суммы амортизационных отчислений и направлять их на обновление основных фондов. Однако в условиях высокой инфляции, неплатежей предприятий-потребителей на инвестиции в виде капитальных вложений использовалось не более 50-60% от общей суммы амортизационных отчислений. По данным Минэкономики РФ, только незначительное число предприятий в различных секторах приняло ускоренную амортизацию. Подавляющее большинство предприятий, напротив занижало отчисления по сравнению со стоимостью основных фондов, которые прошли переоценку. Такая ситуация объясняется тем, что ускоренная амортизация увеличивает себестоимость и, как правило, цену изделий, что тормозит реализацию готовой продукции. Подобное положение на предприятиях РФ в конце 90-х годов 20 века, привело к серьезным последствиям в настоящее время. Основные фонды большинства предприятий машиностроительной отрасли имеет высокую степень физического износа, порядка 50 – 65%, и давно морально устарели. Вторым по значимости источником финансирования инвестиций на предприятиях является прибыль. В настоящее время роль прибыли и амортизационных отчислений, как основных источников финансирования инвестиций существенно возрастает. Во многом это обусловлено улучшением социально-экономической обстановки РФ. Чтобы восстановить роль амортизационных отчислений как наиболее значимого источника финансирования инвестиций, необходимо стараться не допускать использование амортизационных отчислений на текущие расходы, повышение заработной платы, восполнение нехватки оборотных средств. Также необходимо использовать по мере возможности предприятий и другие источники финансирования инвестиции, особенно такие, как банковские и иностранные инвестиции.