Шпаргалка по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 61 вопрос по дисциплине "Бюджет".

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)

 

56.Механизм функционирования рынка и его роль в современной экономике. Государственное вмешательство в экономику.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного обмена. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе" прежде всего через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут сверять свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой. Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике. К преимуществам рынка западные экономисты относят: 1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;  2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;  3. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. 4. оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами; 5. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.; 6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышения качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия. Но рынок имеет и негативные стороны: 1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств; 3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана; 4. в условиях рынка порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений. Примером тому служит длительное применение пестицида ДДТ; 5. не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т. д.);  6. не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство; 7. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; 8. рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; 9. подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

Решение перечисленных  выше задач берет на себя государство. Современная рыночная экономика  промышленно-развитых стран Запада характеризуется: 1. насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;  2. ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонтированных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т.д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций; 3. меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат; 4. происходит изменение форм предпринимательской деятельности. 5. в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции; 6. в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.

 

 

57.Теории мотивации и их практическое значение в менеджменте.

Мотивация –  это динамическая система, взаимодействующих  между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности. Определенные мотивационные побуждения человека – это результат воздействия культурной среды. Побуждения влияют на отношение индивидов и к работе, и к жизни в целом. Мотивационные побуждения подразделяются на четыре группы: мотивация к достижениям, мотивация принадлежности к группе, мотивация компетентности, мотивация власти. Мотивация бывает экономическая (зарплата, социальные выплаты, премии и т.д.) и неэкономическая (путевка в саноторий, повышение по службе, повышение квалификации за счет фирмы, право пользования служебным автомобилем и т.д. Обычно выделяют четыре основные теории человеческих потребностей (теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Дэвида Мак-Клелланда и К. Алдерфера). Абрахам Маслоу создал пятиступенчатую иерархическую модель. Маслоу выделяет пять основных типов мотивирующих потребностей (в порядке возрастания): физиологические, потребности в безопасности, отношения принадлежности, потребность в самоуважении, потребности в самовыражении. Согласно теории Мак-Клелланда, структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. Согласно теории Мак-Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою способность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Во второй половине 50-х годов (1959г.) Фредерик Герцберг со своими сотрудниками разработал модель мотивации, основанную на потребностях (Теория удовлетворенности трудом). Фредерик Герцберг считал, что люди думают о своей работе (что делает их счастливыми или несчастными, удовлетворенными или нет); в частности были опрошены инженеры и бухгалтеры. Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией». Гигиенические факторы были связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация – с самим характером и сущностью работы. ERG – теория Альдерфера: предлагаемая им иерархия включает три категории потребностей и названа ERG – по начальным буквам этих категорий:

  1. Существование (existence) – потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух, вода, зарплата и условия работы.
  2. Родственность (relatedness) – потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями.
  3. Рост (growth) – потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.

Потребности в существовании по Альдерферу соответствуют  физиологическим потребностям в  защите и безопасности по Маслоу; потребности  в родственности – потребностям в общественной и личностной принадлежности, потребности в росте – потребностям в уважении и самовыражении.

Теория  ожиданий В. Врума: в теории ожидания подчеркивается необходимость в  преобладании повышения качества труда  и уверенности в том, что это  будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. Работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

Теория  справедливости: согласно данной теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия в которых работают он и другие сотрудники.

Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера: эта теория построена на сочетании элементов  теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности, осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям.

 

 

 

 

58.Организационные структуры управления: сущность, виды и выбор.

Организационная структура  – соотношение (взаимоподчиненность) между исполнительными и управленческими  звеньями. Организационная структура  включает производственную структуру  и структуру управления. Первая характеризует  состав производственных подразделений, их специализацию и кооперирование. А вторая – состав управленческих звеньев и отдельных должностных лиц, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненности и взаимодействие. Организационная структура проявляется через разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархию должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.

Обычно под организационной  структурой понимается прежде всего  принцип, положенный в основу разделения труда. Многие организации построены  по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими за одно из направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал. Такая организация называется функциональной.

Если в основу разделения труда положена производимая продукция  или оказываемые услуги, то такой  тип организационной структуры  называется продуктовым. Например, отделение по производству холодильников, отделение по производству стиральных машин и т.д.

За последний период, особенно в связи с развитием  многонациональных корпораций, широкое  распространение приобрел так называемый дивизионный тип организационной структуры). Основу такой организации составляют дивизионы, организованные по географическому или продуктовому принципу, имеющими достаточную степень юридической и хозяйственной самостоятельности, и представляющие собой в значительной степени автономные центры прибыли внутри компании. Корпоративное руководство принимает решения об общей стратегии развития организации, распределяет капиталовложения и контролирует их использование с помощью аппарата функциональных специалистов. Дивизионы разрабатывают собственную бизнес-стратегию использования выделенных им ресурсов и осуществляют деятельность по ее реализации. Классическим примером дивизионной структуры, созданной еще в предвоенные годы, является американская «Дженерал Моторс», в которую входят «Олдсмобил», «Понтиак».

Матричная организационная  структура, которая призвана преодолеть характерные для традиционных организационных  форм недостатки, представляет собой  их «гибрид». Матричная организация  объединяет работу функциональных специалистов с существованием продуктовых подразделений - эксперты из функциональных отделов закрепляются за одним или несколькими продуктовыми подразделениями и оказывают поддержку их сотрудникам.

Ускорение научно-технического прогресса и ужесточение конкуренции  в последние годы вызвали необходимость быстрой реакции компаний на изменения в конкурентной среде. В таких условиях многие специалисты заговорили о проектной организации. В такой организации не существует жестко закрепленного разделения труда между подразделениями по функциональному или продуктовому принципу, сотрудники объединяются во временные группы, работающие над реализацией конкретного проекта. Группы существуют ровно столько, сколько живет проект. Сотрудники могут одновременно являться членами нескольких групп, работающих над разными проектами. Проектная организация не существует в чистом виде, однако этот метод организации широко используется современными консультационными, информационными и другими компаниями, работающими на динамичных рынках.

С точки зрения выполняемых функций сотрудники организации традиционно подразделялись на три основные категории - руководителей, специалистов и исполнителей. Руководители распоряжаются ресурсами организации и принимают решения об их использовании. Руководители -это генеральный директор завода, заведующий кафедрой, бригадир. Специалисты не обладают административной властью, но являются экспертами в определенной области и оказывают помощь руководителям в процессе принятия решений. Специалистами являются главный конструктор, врач-консультант, научный сотрудник учебной кафедры. Исполнители претворяют в жизнь решения руководителей, непосредственно реализуют планы организации. К их числу можно отнести официанта ресторана, токаря на заводе, лечащего врача, профессора университета. Разделение на три приведенные выше категории условно, поскольку очень редко можно найти «чистого» руководителя, специалиста или исполнителя, большинство сотрудников соединяет все три роли (правда, в различной степени), однако оно имеет смысл для характеристики различных функций, выполняемых сотрудниками организации.

Достаточно важной характеристикой  организационной структуры является иерархичность или величина расстояния между высшим и низшим звеном организации. Чем больше расстояние (число уровней) между руководителем и рядовым исполнителем, тем выше степень иерархичности в организации .

 

59.Формирование товарной политики предприятия.

Товарная политика - это  разработка частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции  и движения ее до потребителей соответствующих рынков.

Товарная политика - составная  часть перспективного плана развития производства, включающая предварительный  выбор номенклатуры продукции, некоторые  из которых в дальнейшем будут  включены в производственный портфель.

Разработка товарной политики предусматривает:

- комплексный анализ  возможностей действующих рынков  с позиции обеспечения успешной  реализации планируемой номенклатуры  продукции, т.е. оценка рынков  сбыта;

- оценку уровня конкурентоспособности  собственного товара и аналогичного товара, производимого конкурентами;

- выбор наиболее благоприятных  рынков и установление для  каждого из них соответствующей  номенклатуры продукции, объема  реализации и цены;

- анализ выручки и  разработка плана перспективной  номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности;

- изучение возможности  неценовой конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"