Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджета операционных затрат на предприятии.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть технологию формирования бюджета;
- обосновать бюджетные факторы;
- сформировать плановый бюджет на предприятии
Введение 3
1.Технология формирования бюджета 5
1.1. Концептуальная схема формирования бюджета 5
1.2. Методика расчета бюджета 10
1.3. Информационная база бюджетного планирования 16
2. Обоснование бюджетных факторов 20
2.1. Планирование производственных параметров 20
2.2.Определение ресурсоемкости выполнения производственного
плана 24
3. Формирование планового бюджета подразделения 27
3.1. Расчет операционного бюджета затрат 27
3.2. Оценка сбалансированности бюджета 33
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение 46
В данном отчете валовая прибыль получается путем расчета разницы между выручкой от продажи и себестоимостью реализованной продукции. В первом квартале она равна 4410705 (1503670-1062600) руб. Для получения прибыли от продаж необходимо вычесть из валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы. Она будет равна 121313,2 (4410705-1155991-2041581,7) руб. Ставка налога на прибыль равна 24%. Чистая прибыль находится вычитанием от налогооблагаемой прибыли ставки налога. Для первого квартала она будет составлять 921981 (1213132–(1213132*0,24)) руб. Таким же образом рассчитана прибыль в остальных кварталах бюджета. Бюджет движения денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собраны итоговые числовые показатели каждого частного бюджета. В таблице № 3.7 показан бюджет движения денежных средств.
Таблица № 3.7
Бюджет движения денежных средств ООО «Газпром переработка»
Наименование / период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего |
Поступления (приток денежных средств) | |||||
1. От основной (операционной) деятельности: | |||||
1.1.Выручка от реал. прод. (без НДС) |
15036700 |
17164900 |
18210100 |
16756200 |
67167900 |
1.2.Итого по разделу |
15036700 |
17164900 |
18210100 |
16756200 |
67167900 |
Продолжение таблицы № 3.7
Итого приток |
23121226 |
20700530 |
22260400 |
21771810 |
|
Расходы (отток денежных средств) | |||||
1.По основной (операционной) деятельности: | |||||
1.1.Оплата материалов |
7453935 |
8161103 |
8319260 |
7605690 |
31539980 |
1.2.Прямая з/п |
1115140 |
1215760 |
1244100 |
1127880 |
4702880 |
1.3.Общепроизвод. расходы |
2101201 |
2236651 |
2274800 |
2118350 |
8731000 |
1.4.Коммер. расходы |
1155991 |
1213450 |
1241670 |
1202420 |
4813530 |
1.5.Управ. расходы |
2036252,5 |
2044068,1 |
2045978,9 |
2041581,7 |
8167882 |
1.6.Уплата налога на прибыль |
291152 |
602727 |
681377 |
629251 |
2204507 |
1.7.Расчёты с учредителями |
106924,14 |
151475,4 |
162600,79 |
162283,56 |
583263,2 |
1.8.Итого по разделу |
14260596 |
15625230 |
15969790 |
14887460 |
60743040 |
2.По инвестиционной | |||||
2.1.Приобретение внеборотных активов |
4200000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4200000 |
2.2.Кап. строительство |
1125000 |
1025000 |
1275000 |
1225000 |
4650000 |
2.3.Итого по разделу |
5325000 |
1025000 |
1275000 |
1225000 |
8850000 |
Итого отток |
19585595,6 |
16650230 |
17244790 |
16112460 |
69593040 |
Остаток ден. сред. на конец периода |
3535630 |
4050300 |
5015610 |
5659350 |
18260890 |
Итогом данного бюджета является денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным.
3.2 Оценка сбалансированности бюджета
Составление сбалансированного
бюджета — это процесс поиска
оптимального соотношения между
различными финансовыми показателями.
Управлять этими финансовыми
показателями можно, изменяя характеристики
операционных бюджетов. При этом нельзя
ориентироваться только на показатель
рентабельности или только на величину
денежного потока: первое грозит предприятию
кассовыми разрывами и
Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей компании. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов компании (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень операционного и финансового левереджа и т.д. При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.
К сожалению, на практике очень
сложно составить бюджет, который
бы соответствовал перечисленным выше
требованиям. Как правило, первый вариант
финансового плана
При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании. В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств. Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:
- Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.
- Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена — скидка — предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.
- Утверждается сбалансированный бюджет.
- Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.
Основной критерий сбалансированности
бюджета — оптимальное
Анализ исполнения бюджета включает в себя контроль (мониторинг) его исполнения и сам процесс анализа. Контроль – процесс отслеживания фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану, то есть сопоставление фактических данных объектов финансового планирования с плановыми на предмет выявления отклонения. Система контроля выполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового состояния предприятия. В срок до 10-го числа после окончания каждого периода (квартала) Управление финансового контроля составляет отчет об исполнении сводного бюджета за предыдущий цикл.
Заключительной стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа иногда называют еще план-факт анализом. Анализ исполнения проводится отдельно по операционному и финансовому бюджетам.
Постоянные расходы предприятия остались на стабильном уровне, что означает, колебания объема продаж не вышли за «порог релевантности», за которым следует изменение постоянных расходов. При этом следует отметить, что вследствие увеличения выручки от реализации при стабильной величине периодических расходов, понизился уровень оперативного рычага, который рассчитывается как отношение маржинального дохода к валовой прибыли.
СВОР =
Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.
Операционный рычаг характеризует уровень предпринимательского риска организации, а именно как изменится финансовый результат (валовая прибыль) при изменении выручки от реализации на 1%.
В данном случае сила воздействия операционного рычага равна:
СВОР =
Это означает, что при увеличении физического объема продаж на 1% приводит к увеличению валовой прибыли на 3,5% . При увеличении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага убывает. Каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли.
В данном случае целесообразно отметить, что чувствительность финансовых результатов предприятия от изменений рыночной понизилась, а финансовая устойчивость организации соответственно улучшилась.
В целом же на предприятии за отчетный бюджетный период рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение маржинального дохода к выручке от реализации возросла с запланированных 29% фактических 32%, и маржинальный доход перекрывал постоянные (периодические) расходы.
Ключевым фактором увеличения конечных финансовых результатов предприятия следует признать рост валовой выручки от продаж (объема реализации). Таким образом, ценовую политику у всей продукции со всей определенностью можно назвать эффективной.
Далее будет рассмотрен перечень проводимых мероприятий в сфере оптимизации сбалансированности бюджета организации. Для успешного внедрения системы бюджетирования на основании процессного управления предприятием необходимо первоначально идентифицировать бизнес-процессы на предприятии.
Целесообразно выделить
производственные бизнес-
Например, предприятие ООО «Газпром переработка» имеет следующую организационную структуру. В подчинении аппарата управления находятся непроизводственные отделы:
- бухгалтерия, планово-
- ремонтная бригада (механики),
склад готовой продукции,
Согласно классической теории бюджетирования структура ЦФО [12] (центров финансовой ответственности) будет следующая:
- Центр прибыли – отдел продаж.
- Центр затрат - отдел
снабжения, клад запчастей и
ГСМ, ремонтная бригада (
- Центр управленческих
затрат - бухгалтерия, планово-
Однако, данное положение вещей не отражает место и процесс возникновения прибыли. То есть – отдел продаж занимается реализацией продукции, но не может оказывать влияния на объемы, себестоимость, качественные показатели вырабатываемой продукции. Поэтому целесообразней выполнить бюджетное планирование в разрезе бизнес-направлений, объединив в группы изготовляемую продукцию.
Итоговым продуктом
- геологоразведочные работы;
- хранение конденсата, и продуктов их переработки.
- производство дизельного топлива,
- добыча, переработка и обеспечение услуг по транспорту и поставкам природного газа.
Следует выделить бизнес-направления:
- геологразведка
- добыча нефтепродуктов,
- хранение нефтепродуктов,
- производство нефтепродуктов
И по каждому бизнес-направлению выполнять планирование бюджетов: бюджет движения денежных средств, бюджет продаж и бюджет расходов. Приведенный перечень – это минимально необходимый набор бюджетов, способных охватить всю сферу бюджетирования. Данный перечень является наиболее удобным и оптимальным для малых предприятий. Бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет расходов и консолидированный бюджет предназначены для управления финансами и финансовыми потоками организации, проведения оперативной оценки финансового состояния бизнеса, служат базой для принятия управленческих решений по оптимизации экономической деятельности организации.