Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:22, курсовая работа
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
1. Определить понятие и сущность государственного долга;
2. Рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. Исследовать стратегию управления государственным долгом в период 2013-2015 годах.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий…………………………………………………………………………....5
1.2. Система управления государственным долгом…………………………11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД С 2011 ПО 2012 ГОД………………………………………………....14
2.1. Анализ состояния и динамики государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2011-2012гг………………………………………….14
2.2. Анализ состояния и динамики государственного внешнего долга РФ в период с 2011 по 2012 года……………………………………………………...21
2.3. Прогнозирование объемов государственного долга в 2013-2015 гг…….23
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2013 ПО 2015 ГОДА………...25
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала……………………...25
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала……………….29
3.3. Государственная гарантийная поддержка………………………………31
Заключение…………………………………………………………………........36
Список используемой литературы…………………………………………...37
При исполнении получателем государственной
гарантии Российской Федерации своих
обязательств перед третьим лицом
на соответствующую сумму
На основании данных этого учета
Государственной Думе представляется
подробный отчет о выданных гарантиях
по всем получателям указанных
Государственные гарантии Российской
Федерации предоставляются
В случае предоставления государственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации. [1]
Система управления государственным
долгом – это взаимосвязь бюджетных,
финансовых, учетных, организационных
и других процедур, направленных на
эффективное регулирование
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
Ключевой целью долгового
Управление внешним долгом является
одним из элементов макроэкономической
политики государства. С одной стороны,
эффективное использование
В последние годы наметились качественно
новые тенденции в сфере
Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований. [5]
Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;
в-третьих,
с созданием условий для
Госдолг представляет собой сложное
экономико-финансовое образование, особый
финансовый механизм, требующий использования
системы методов для его
Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]
Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.
Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и
«дешевые».
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД С 2011 ПО 2012 ГОД.
2.1. Анализ
состояния и динамики
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 4 190 553,0 млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.
Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год представлены в таблице 1.
Таблица 1. Внутренний долг РФ в 2011-2012 гг.
Виды долга |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации |
Изменение | |||
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
млн. рублей |
% | ||
Объем государственного внутреннего долга – всего: |
2 940 391,6 |
4 190 553,0 |
1 250 161,4 |
142,5 | |
Государственные ценные бумаги - всего, в том числе: |
2 461 591,1 |
3 546 435,5 |
1 084 844,4 |
144,1 | |
ОФЗ-ПД |
1 338 592,1 |
1 823 701,6 |
485 109,5 |
136,2 | |
ОФЗ-АД |
815 583,7 |
1 079 583,7 |
264 000,0 |
132,4 | |
ГСО |
307 415,1 |
553 150,0 |
245 734,9 |
179,9 | |
ОВОЗ |
- |
90 000,0 |
90 000,0 |
- | |
Прочие |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
100,0 | |
Государственные гарантии |
472 249,8 |
637 334,0 |
165 084,2 |
135,0 | |
Государственные долговые товарные обязательства |
6 550,7 |
6 783,5 |
232,8 |
103,6 |
Анализ данных, представленных в таблице 150, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 % (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).
В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.
В результате операций, проведенных
Минфином России в 2011 году, государственный
внутренний долг Российской Федерации,
выраженный в государственных ценных
бумагах Российской Федерации, по состоянию
на
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей
(по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461
591,1 млн. рублей).
Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.
Основная доля в объеме
Объем долга по ГСО-ППС
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил
по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0
млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил
размещение государственных сберегательных
облигаций. В течение года размещены пять
выпусков государственных сберегательных
облигаций с постоянной процентной ставкой
купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением
в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей,
ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году
и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС
№ 36003RMFS с погашением в 2018 году
и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС
№ 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом
эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS
с погашением в 2021 году и объемом эмиссии
70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось
по закрытой подписке.