Управление государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
1. Определить понятие и сущность государственного долга;
2. Рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. Исследовать стратегию управления государственным долгом в период 2013-2015 годах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий…………………………………………………………………………....5
1.2. Система управления государственным долгом…………………………11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД С 2011 ПО 2012 ГОД………………………………………………....14
2.1. Анализ состояния и динамики государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2011-2012гг………………………………………….14
2.2. Анализ состояния и динамики государственного внешнего долга РФ в период с 2011 по 2012 года……………………………………………………...21
2.3. Прогнозирование объемов государственного долга в 2013-2015 гг…….23
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2013 ПО 2015 ГОДА………...25
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала……………………...25
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала……………….29
3.3. Государственная гарантийная поддержка………………………………31
Заключение…………………………………………………………………........36
Список используемой литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

управление гос долгом.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

В 2011 году Минфин России впервые разместил  на международном рынке капитала облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации выпуска № 49001RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.

В результате проводимой в 2011 году политики внутренних заимствований при одновременном  значительном погашении ранее выпущенных среднесрочных государственных  облигаций, сложилась следующая  временная структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах Российской Федерации (таблица 2).

Таблица 2. Государственные ценные бумаги.

Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные  при выпуске

на 01.01.2011

на 01.01.2012

до 1 года

0,0

0,0

от 1 года до 5 лет

1 129 429,3

1 412 462,5

от 5 лет до 30 лет

1 332 161,6

2 133 972,8




 

 

Фактически сложившийся график погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации свидетельствует  о равномерном распределении  погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации в  течение длительного периода  времени, что снижает кредитные  риски (риск неплатежа), обеспечивая  возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению  и обслуживанию государственного внутреннего  долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Результатом проводимой Минфином России в 2011 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось следующее  изменение характеристик рынка  ГКО-ОФЗ (таблица 3).

Таблица 3. Изменение рынка.

 

Показатель

на 31.12.2010

на 30.12.2011

Объем рыночного долга, млрд. рублей

2 054,1

2 803,3

Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней

1 337,1

1 390,4


 

 

Данные, представленные в таблице  3, свидетельствуют о следующем:

- за указанный период рыночный  долг, выраженный в государственных  ценных бумагах Российской Федерации,  увеличился на 749,2 млрд. рублей или  на 36,5%,  и составил 2 803,3 млрд. рублей (на конец 2011 года),

- за указанный период дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сохранилась на оптимальном уровне  и составила  3,8 года на начало 2012 года (справочно: на начало 2011 года – 3,7 года).

По государственным гарантиям  Российской Федерации изменение  государственного внутреннего долга  Российской Федерации составило  165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:

1) предоставления государственных  гарантий Российской Федерации  на общую сумму 202 354,7 млн. рублей, в том числе:

- по заимствованиям открытого  акционерного общества «Агентство  по ипотечному жилищному кредитованию»  на сумму 22 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

- по кредитам либо облигационным  займам, привлекаемым открытым акционерным  обществом «РОСНАНО» на сумму  39 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

- по кредитам либо облигационным  займам, привлекаемым юридическими  лицами,  отобранными в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, на осуществление инвестиционных  проектов на сумму 18 173,0 млн.  рублей (3 гарантии);

- по кредитам, привлекаемым организациями  оборонно-промышленного комплекса  для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа  на основе государственных контрактов  с Министерством обороны Российской Федерации, на сумму 123 181,7 млн. рублей (29 гарантий);

2) списания государственного внутреннего  долга Российской Федерации по  государственным гарантиям Российской  Федерации на общую сумму 37 270,5  млн. рублей (в связи с тем, что обязательства принципала, в обеспечение которых предоставлена государственная гарантия Российской Федерации, не возникли, с исполнением обязательств принципала перед бенефициаром, с отзывом государственной гарантии Российской Федерации гарантом).

Предоставление государственных  гарантий Российской Федерации, предусмотренных  в Программе государственных  гарантий Российской Федерации в  валюте Российской Федерации на 2011 год, не осуществлялось на общую сумму 218 095,3 млн. рублей, в том числе:

25 500,0 млн. рублей – по обязательствам  страхования военных рисков, рисков  угона и других подобных рисков  ответственности авиаперевозчиков  перед третьими лицами, поскольку   заявлений на получение указанных  государственных гарантий Российской  Федерации в Минфин России  не поступало;

15 000,0 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым  юридическими лицами, зарегистрированными  и осуществляющими свою основную  уставную деятельность на территории  Чеченской Республики, на реализацию  инвестиционных проектов на территории  Чеченской Республики, поскольку   Правительством Российской Федерации  не принято распоряжение о  предоставления указанных государственных  гарантий Российской Федерации;

56 827,0 млн. рублей - по кредитам  либо облигационным займам, привлекаемым  юридическими лицами, отобранными  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации, на осуществление  инвестиционных проектов;

50 000,0 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым  юридическими лицами, зарегистрированными  и осуществляющими свою основную  уставную деятельность на территории  Северо-Кавказского федерального  округа, на реализацию инвестиционных  проектов на территории Северо-Кавказского  федерального округа.  Принято  распоряжение Правительства Российской  Федерации о предоставлении указанных  государственных гарантий Российской  Федерации от 6 октября 2011 г. №  1751-р                       (в редакции распоряжения Правительства  Российской Федерации                                           от 18 ноября 2011 г. № 2071) на общую  сумму до 48 854 458,3 тыс. рублей. Указанные государственные гарантии не были выданы в связи с непредставлением принципалами полного пакета документов;

45 768,3 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым  организациями оборонно-промышленного  комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного  заказа на основе государственных  контрактов с Министерством обороны  Российской Федерации;

25 000,0 – по кредитам, привлекаемым открытым акционерным обществом «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на строительство новых заводов. Правила предоставления указанных государственных гарантий Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1224. По состоянию на 1 января 2012 года  указанные государственные гарантии Российской Федерации не предоставлены.

На погашение государственных  долговых товарных обязательств в 2011 году направлено 10,2  млн. рублей, однако, за счет роста цен на товары народного  потребления государственный внутренний долг Российской Федерации по данному  виду обязательств на 1 января 2012 года  увеличился по сравнению с 1 января 2011 года на 232,8 млн. рублей.

 

 

 

2.2. Анализ  состояния и динамики государственного  внешнего долга РФ в период  с 2011 по 2012 года.

 

Объем государственного внешнего долга  Российской Федерации на  
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей (35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн. рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше, чем на 1 января 2011 года. Структура и объем государственного внешнего долга Российской Федерации представлены в таблице 4.

Таблица 4. Внешний долг РФ.

 

Виды долга

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Изменение

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации –  всего, в том числе:

39 956,9

1 217 762,4

35 801,4

1 152 664,4

- 4 155,5

- 65 098,0

- по кредитам правительств  иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм, международных  финансовых организаций

6 812,2

207 614,3

5 584,6

179 803,2

- 1 227,6

- 27 811,1

- по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  выраженным в

иностранной валюте

32 231,5

982 314,9

29 207,8

940 377,8

- 3 023,7

- 41 937,1

- по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте

913,2

27 833,2

1 009,0

32 483,4

+ 95,8

+ 4 650,2


 

Государственный внешний долг Российской Федерации по кредитам  правительств иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм, международных  финансовых организаций уменьшился на 1 227,6 млн. долларов США. В 2011 году полностью погашена задолженность Российской Федерации перед Таиландом, Хорватией и Уругваем.

Государственный внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной  валюте,  уменьшился на 3 023,7 млн. долларов США, в том числе в результате погашения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в сумме 1 750,0 млн. долларов США.

В 2011 году государственный внешний  долг Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, увеличился на 227,2 млн. долларов США, в том числе  за счет предоставления следующих гарантий:

- по обязательствам HIDROTOAPI EP Республика  Эквадор в размере 180,0 млн. долларов  США (1 гарантия);

- по обязательствам ЗАО «Осташковский кожевенный завод» в размере 40,0 млн. долларов США (1 гарантия);

- по обязательствам ОАО «Нововятский лыжный комбинат» в размере  
7,2 млн. долларов США (1 гарантия).

Вместе с тем, с учетом списания государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям  Российской Федерации в связи  со своевременным исполнением принципалами обязательств в сумме 131,9 млн. долларов США, изменения по государственному внешнему долгу Российской Федерации  в части государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в  иностранной валюте, составили 95,8 млн. долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2013 ПО 2015 ГОДА.

 

3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала.

 

Решение задачи поддержания высокой  ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем  широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует  дальнейшей реализации комплекса мер  по повышению привлекательности  рынка государственных ценных бумаг. В период 2011-2012 гг. на данном рынке  был осуществлен ряд ранее  планируемых принципиальных преобразований:

1) Обеспечен прямой доступ нерезидентов на российский рынок государственных ценных бумаг, в том числе через счета в международных депозитарно-клиринговых системах (приняты закон «О центральном депозитарии» и необходимые изменения в закон «О рынке ценных бумаг», утвержден перечень иностранных организаций, которым центральный депозитарий может открывать счета номинального держателя);

2) Обеспечен допуск ОФЗ к обращению  на фондовой бирже: вторичное  обращение ОФЗ перенесено из  отдельной секции государственных  ценных бумаг биржи на секцию  фондового рынка, что способствует  расширению числа участников  вторичных торгов, снижению их  транзакционных издержек, росту  оборотов биржевых торгов государственными  ценными бумагами;

3) Обеспечена возможность внебиржевого  обращения ОФЗ, т.е. минуя посредников  в лице торговой системы и  брокера, что упростило доступ  инвесторов на рынок ОФЗ и  сократило их издержки;

Информация о работе Управление государственным долгом РФ