Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:22, курсовая работа
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
1. Определить понятие и сущность государственного долга;
2. Рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. Исследовать стратегию управления государственным долгом в период 2013-2015 годах.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий…………………………………………………………………………....5
1.2. Система управления государственным долгом…………………………11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД С 2011 ПО 2012 ГОД………………………………………………....14
2.1. Анализ состояния и динамики государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2011-2012гг………………………………………….14
2.2. Анализ состояния и динамики государственного внешнего долга РФ в период с 2011 по 2012 года……………………………………………………...21
2.3. Прогнозирование объемов государственного долга в 2013-2015 гг…….23
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2013 ПО 2015 ГОДА………...25
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала……………………...25
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала……………….29
3.3. Государственная гарантийная поддержка………………………………31
Заключение…………………………………………………………………........36
Список используемой литературы…………………………………………...37
4) В результате создания
В результате проведенных мероприятий за 2012 г. на рынке ОФЗ произошли следующие позитивные изменения:
– возросла ликвидность обращающихся выпусков (среднедневной оборот вторичных торгов ОФЗ вырос на 20%: с 12,5 до 15,0 млрд. руб.);
– средний объем выпуска в обращении удвоился: с 45 до 87 млрд. руб.;
– дюрация портфеля ОФЗ увеличилась на 5,6%: с 3,6 до 3,8 года;
– впервые в современной истории на рынке был размещен выпуск ОФЗ со сроком до погашения 15 лет.
Приоритетным направлением эмиссионной
политики в планируемом периоде
будет выпуск среднесрочных и
долгосрочных государственных ценных
бумаг. Эмиссия краткосрочных
Планируется выпускать ОФЗ с
постоянной ставкой купонного дохода.
На текущем этапе эмиссия ОФЗ
с переменной ставкой купонного
дохода, которая устанавливается
в зависимости от динамики индекса
потребительских цен или
Будет продолжен курс на обеспечение
концентрации эмиссии в «эталонных
выпусках» с большими объемами в
обращении и погашением в «стандартных»
точках кривой доходности облигаций, то
есть 3, 5, 7, 10, 15, 30 лет. Погашаемые в эти
сроки выпуски облигаций
В целях создания конструктивного
и взаимовыгодного диалога
1) Осуществление регулярного взаимодействия с ключевыми участниками рынка государственных ценных бумаг, включая проведение встреч с инвесторами, телефонных конференций;
2) Публикация на официальном сайте Минфина России основной актуальной информации о состоянии государственного долга и макроэкономики страны, планах государственных заимствований, Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации, квартальных графиков аукционов по размещению ОФЗ;
3) Разъяснение принимаемых решений в области управления государственным долгом.
Доходность размещаемых
Будет продолжена практика размещения государственных сберегательных облигаций (ГСО) для удовлетворения спроса со стороны российских институциональных инвесторов, прежде всего, осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.
Помимо завершения начатых преобразований в сфере развития рынка государственных ценных бумаг предстоит решить следующие задачи:
1) Объединение первичного размещения и вторичного обращения ОФЗ на единой торговой биржевой площадке.
Данная мера будет способствовать расширению числа инвесторов на аукционах Минфина, росту качества ценообразования на рынке госдолга, снижению транзакционных издержек его участников;
2) Создание предпосылок для заключения на биржевом рынке сделок в режиме «T+n»
Создание возможности
3) Унификация налоговых ставок по государственным ценным бумагам и корпоративным облигациям
Налогообложение доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам осуществляется по ставке 15%, а курсовая разница – по ставке 20%. Все виды доходов по корпоративным облигациям облагаются налогом по ставке 20%. В результате такой практики затрудняется сравнение доходности по корпоративным и государственным облигациям, а также усложняется бухгалтерский учет инвестиций в ценные бумаги, поскольку инвесторы не могут осуществлять взаимозачет финансового результата по операциям с государственными и корпоративными ценными бумагами без проведения дополнительных расчетов. Потенциальные инвесторы могут рассматривать сложившуюся ситуацию как дополнительное препятствие для вложения средств в государственные ценные бумаги. Целесообразно унифицировать режим налогообложения государственных и корпоративных облигаций. Это позволит упростить для инвесторов систему расчетов, включать все доходы в единую базу по прибыли, а также устранить различия в ценообразовании всех инструментов на внутреннем долговом рынке и сделать сопоставимой доходность обращающихся на нем инструментов.
4) Переход к активным операциям по управлению государственным долгом
В результате привлечения Российского
финансового агентства к
Как представляется, последовательное
проведение вышеуказанных мероприятий
по развитию рынка ОФЗ позволит улучшить
условия государственных
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала.
Несмотря на повышенную волатильность мировых финансовых рынков, период 2011-2012 гг. отличался регулярным появлением «окон возможностей», позволяющих заемщикам наращивать объемы размещения облигаций. Объемы эмиссии этих инструментов как развитых государств, так и стран формирующихся рынков продолжает расти. При этом неопределенность ситуации в Европейском союзе и макроэкономические проблемы некоторых развитых стран способствуют повышению спроса на финансовые инструменты стран формирующихся рынков, включая Россию.
В 2012 г. Российская Федерация успешно разместила три выпуска облигаций внешних облигационных займов общим объемом 7 млрд. долл. США, за один выход на рынок полностью выполнив Программу государственных внешних заимствований на год. Спрос со стороны инвесторов составил более 24 млрд. долл. США, то есть более чем в три раза превысил фактический объем размещения.
Данная сделка стала самым крупным по объему размещением еврооблигаций суверенными государствами из числа стран формирующихся рынков после размещения Катаром в 2009 г. аналогичного объема суверенных еврооблигаций. При этом займ со сроком до погашения 30 лет и объемом 3 млрд. долл. США стал первым в истории столь длинным российским выпуском, подтвердившим уверенность зарубежных инвесторов в состоянии и долгосрочных перспективах российской экономики.
По сравнению с предыдущим выходом России на внешние рынки в 2010 г. размещение 2012 г. характеризуется существенно более низкой доходностью выпущенных инструментов и качественно лучшей структурой инвесторов за счет появления существенной доли новых институциональных (консерватиных) держателей.
Размещение еврооблигаций
- решена стратегическая задача
по расширению и кардинальному
улучшению инвесторской базы
в государственные ценные
- установлены новые, более
- обеспечено снижение средней
доходности по портфелю
В целях сохранения присутствия
России как суверенного заемщика
на международных рынках капитала и
поддержания постоянного
– продолжать осуществлять размещение еврооблигаций Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса;
– формировать репрезентативную кривую доходности по заимствованиям Российской Федерации в различных валютах, прежде всего, в долларах США и евро;
– создавать дальнейшие предпосылки для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку;
– поддерживать постоянный диалог с широким кругом глобальных инвесторов.
3.3. Государственная гарантийная поддержка.
Накопленная за последние годы практика
активного использования
По состоянию на 1 октября 2012 г. по обязательствам российских предприятий было предоставлено 200 госгарантии на сумму 619,6 млрд. рублей, состоящих на учете во Внешэкономбанке. Данная форма господдержки была оказана 128 принципалам (заемщикам), получившим коммерческие кредиты в 10 банках Российской Федерации. В 2011 и за 9 мес. 2012 г. прекратило действие 74 гарантии на сумму 145,3 млрд. рублей или 37% от числа гарантийных обязательств Российской Федерации. Таким образом, остались действующими 126 госгарантии на сумму 474,3 млрд. рублей.
Однозначно можно говорить о
положительном эффекте
Последнее означает, что такие принципалы нуждаются, скорее, в мерах общего оздоровления, включая замену собственников и управленцев, чем в государственной гарантийной поддержке.
Что касается рисков наступления гарантийных случаев по предприятиям, пока не расплатившимся со своими кредиторами, то ни у одного из 67 «действующих» на момент проведения анализа принципалов не признана «низкой» вероятность таких случаев. Более того, для 31 предприятия, получившего гарантии на 61,2 млрд. руб., вероятность расходов федерального бюджета является «высокой», а для 36 компаний (101,1 млрд. руб.) - средней.
У 35 проверенных принципалов
За период 2011-2012 года – впервые с момента принятия в 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентировавшего, в том числе, порядок и принципы оказания государственной гарантийной поддержки, Минфину России предъявлены требования об исполнении 15 государственных гарантий, предел ответственности федерального бюджета по которым составляет 5,3 млрд. руб.
Анализ финансовых условий, на которых
были предоставлены кредиты, получившие
государственную гарантийную