Внешний долг РФ, структура, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
1.1 Понятие внешнего долга………………………………………………...4
1.2 История развития внешнего долга……………………………………...9
1.3 Управление внешним долгом…………………………………………..12
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32
Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курс 2012 с изменениями.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное учреждение

Институт  непрерывного профессионального образования

Ижевский  Государственный Технический Университет  им. М.Т.Калашникова

Факультет «Менеджмент и Маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине : «Государственный и муниципальный долг»

по теме «Внешний долг РФ, структура, управление» 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил:                                           студент группы 4-22-1 шоо Петрова Дарья 

  Проверил:                                     преподаватель Беспалова Татьяна Николаевна 
 
 
 

Ижевск

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Внешний  долг…………………………………………………………….4

    1. Понятие внешнего долга………………………………………………...4
    2. История развития внешнего долга……………………………………...9
    3. Управление внешним долгом…………………………………………..12

Глава 2.Анализ и  долговые коэффициенты внешнего долга.

Методологические  основы оценки долговой устойчивости……………………19

          2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19

          2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27

          2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32

Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36

Заключение………………………………………………………………………….40

Список литературы…………………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.

  Государственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг не является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием. Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется. 

Глава 1. Внешний долг

1.1. Понятие внешнего долга

 Внешний долг России  — это задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

 Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный  внешний долг состоит из внешних  обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд., а у Бразилии — даже 200 млрд. долл. Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся  стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются  на негативных аспектах — тяжести  обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

  Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

   Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Внешний долг оказывает огромное влияние на всю экономику страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны.

 Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации состоит из группы 100 - государственный внешний долг Российской Федерации, которая в свою очередь состоит из подгрупп:

 111 - кредиты, полученные от правительств  иностранных государств;

 112 - кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;

 113 - кредиты, полученные от международных  финансовых организаций.

Источники финансирования внешнего долга. Правительство Российской Федерации вправе направлять на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации:

 1) сальдо  поступлений от операций на  рынке с государственными ценными  бумагами; 
2) поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности (за исключением земельных участков); 
3) поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю; 
4) сумму превышения поступлений от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней над затратами на их приобретение; 
5) кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм; 
6) средства Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Наличие весомого положительного торгового баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг. В реальности экспорт осуществляется различными секторами экономики, а оплата внешнего государственного долга осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.

Внешний долг  это так же суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.  

Внешний долг может взиматься:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей                 и городов);
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);
  • напрямую крупными предприятиями страны;
  • у кредитно-финансовых организаций других стран.

   Не редко внешние долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно. Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.

   Валовой внешний долг включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

· задолженности  странам – участницам Парижского клуба;

· задолженности  странам, не вошедшим в Парижский  клуб;

· задолженности  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

· задолженности  перед международными финансовыми

Организациями;

· задолженности бывшим странам СЭВ;

· еврооблигационных  займов;

· ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

· кредитов Центрального Банка России.

Источники погашения внешнего долга:

1.Бюджет; 
2.Золотовалютныерезервы; 
3.Средства, полученные от приватизации государственного имущества; 
4. Новые займы и кредиты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 История  развития внешнего долга  

  История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

Информация о работе Внешний долг РФ, структура, управление