Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:57, курсовая работа
Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
1.1 Понятие внешнего долга………………………………………………...4
1.2 История развития внешнего долга……………………………………...9
1.3 Управление внешним долгом…………………………………………..12
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32
Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
Институт непрерывного профессионального образования
Ижевский
Государственный Технический
Факультет «Менеджмент и Маркетинг»
Кафедра
«Финансы и кредит»
Курсовая работа по дисциплине : «Государственный и муниципальный долг»
по теме
«Внешний долг РФ, структура, управление»
Выполнил:
Проверил:
преподаватель Беспалова Татьяна Николаевна
Ижевск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………
2.3 Методологические основы оценки долговой
устойчивости………………………………………………
Глава 3. Социально-
экономическое значение государственного
долга РФ………………….....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.
Государственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг не является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием. Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
В случае
конвертируемой валюты, все кредиторы
(держатели облигаций), как внутренние,
так и внешние, имеют равные права,
и государственный долг на внутренний и внешний не
разделяется.
Глава 1. Внешний долг
1.1. Понятие внешнего долга
Внешний долг России — это задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд., а у Бразилии — даже 200 млрд. долл. Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу.
Внешний
долг страны имеет как негативные,
так и позитивные аспекты. Обычно
современные экономисты под влиянием
долгового кризиса
Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Внешний долг оказывает огромное влияние на всю экономику страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны.
Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации состоит из группы 100 - государственный внешний долг Российской Федерации, которая в свою очередь состоит из подгрупп:
111 -
кредиты, полученные от
112 - кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
113 -
кредиты, полученные от
Источники финансирования внешнего долга. Правительство Российской Федерации вправе направлять на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации:
1) сальдо
поступлений от операций на
рынке с государственными
2) поступления от продажи имущества, находящегося
в федеральной собственности (за исключением
земельных участков);
3) поступления от продажи земельных участков,
находящихся в федеральной собственности,
земельных участков, находящихся в государственной
собственности до разграничения государственной
собственности на землю;
4) сумму превышения поступлений от реализации
государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней над затратами
на их приобретение;
5) кредиты международных финансовых организаций,
правительств иностранных государств,
банков и фирм;
6) средства Стабилизационного фонда Российской
Федерации.
Наличие весомого положительного торгового баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг. В реальности экспорт осуществляется различными секторами экономики, а оплата внешнего государственного долга осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.
Внешний
долг это так же суммарные денежные обязательства
страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей
возврату внешним кредиторам на определенную
дату, то есть общая задолженность страны
по внешним займам и невыплаченным по
ним процентам.
Внешний долг может взиматься:
Не редко внешние долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно. Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.
Валовой внешний долг включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства
· задолженности странам – участницам Парижского клуба;
· задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
· задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
· задолженности перед международными финансовыми
Организациями;
· задолженности бывшим странам СЭВ;
· еврооблигационных займов;
· ОВГВЗ
(облигации внутреннего
· кредитов Центрального Банка России.
Источники погашения внешнего долга:
1.Бюджет;
2.Золотовалютныерезервы;
3.Средства, полученные от приватизации
государственного имущества;
4. Новые займы и кредиты.
1.2 История
развития внешнего долга
История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.