Внешний долг РФ, структура, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
1.1 Понятие внешнего долга………………………………………………...4
1.2 История развития внешнего долга……………………………………...9
1.3 Управление внешним долгом…………………………………………..12
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32
Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курс 2012 с изменениями.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Отдел контроля в целях оценки платежеспособности страны должен осуществлять средне- и  долгосрочное прогнозирование. В структуре  правительства имеются три ведомства, занимающихся экономическим прогнозированием: долгосрочное планирование — министерство экономики, бюджетное планирование — министерство финансов, прогнозирование состояния платежного баланса — центральный банк. Поскольку при рассмотрении вопросов внешнего заимствования аспекты управления бюджетом и платежным балансом занимают ключевое место, отдел контроля обычно создается в министерстве финансов или центральном банке.

Привлечение внешних финансовых ресурсов — основной этап процесса управления внешним долгом. Правительство обычно возлагает  ответственность за проведение переговоров о получении иностранных займов на министерство финансов, осуществляющее общее финансовое управление страны. Министерство финансов более эффективно представляет национальные финансовые интересы в противовес секторальным. Обычно проведение правительством переговоров по займам координируется сектором внешнего финансирования. Возглавлять систему управления внешним долгом должна группа, которая получает всю необходимую информацию и определяет правительственную политику управления внешним долгом. Местонахождением такого координационного комитета на высшем уровне является министерство финансов. Координационный комитет на высшем уровне возглавляется министром финансов или его заместителем.

В процессе управления внешним долгом центральный банк представляет информацию о последних и ожидаемых изменениях в платежном балансе, министерство экономики — о приоритетных инвестиционных потребностях государственного сектора для целей развития, основные пользователи иностранных экспортных кредитов — анализ состояния рынков и возможностей финансирования, коммерческие банки — информацию о состоянии рынка ссудных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга. Методологические основы оценки долговой устойчивости.  

2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга

  Около  45% внешних обязательств приходится  на долговые обязательства бывшего  СССР перед странами-членами Парижского  клуба и другими странами - официальными  кредиторами. Данные обязательства  не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

  Основные  направления долговой политики  на 2010 - 2012 годы представлены в  составе Основных направлений  бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:

-  на  обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

-  на  развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

- на  активное использование инструмента  выдачи государственных гарантий  Российской Федерации.

С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию  государственного вмешательства в экономику.

В настоящее  время проблема внешней задолженности  в России не стоит так остро, как  даже пять лет назад. В последние  годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ.

  Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредитора-ми. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. – 14,19%.

 Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и «новых» внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного дол-га, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

 Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент «внешний долг/экспорт» является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности – менее 48 и 132% соответственно.

В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в  то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).

Пик российского  государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Дополнительные  расходы федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов  заимствований в виде еврооблигаций составили в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США), в 2011 году - 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году - 126,3 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).

Расчет  процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя из прогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году - 20,7 млрд. долларов США и в 2012 году - 20,0 млрд. долларов США, 10-летнего срока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % - в 2011 году и 6 % - в 2012 году, а также роста курса доллара США по отношению к рублю.

По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях  повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения  обоснованного и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.

Консолидированный внешний долг Российской Федерации, по данным Банка России, за 2008 год  увеличился на 12,5 млрд. долларов США, или  на 2,3 %, и на 1 января 2009 года составил 483,5 млрд. долларов США, или 34,2 % ВВП, за I квартал 2009 года сократился на 32,7 млрд. долларов США, или на 6,8 %, и составил на 1 апреля 2009 года 450,8 млрд. долларов США, или 37,8 % ВВП, за II квартал 2009 года увеличился на 24,3 млрд. долларов США и составил на 1 июля 2009 года 475,1 млрд. долларов США, или 37,85 % ВВП. Необходимо отметить, что объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года превысил объем международных резервов Российской Федерации на 56,4 млрд. долларов США, или 11,7 %, на 1 апреля 2009 года - на 66,9 млрд. долларов США, или на 14,8 %, на 1 июля 2009 года - на 62,5 млрд. долларов США, или на 13,2 %.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования  снижался на протяжении 2008 года и I квартала 2009 года, однако за II квартал 2009 года увеличился на 8,3 млрд. долларов США и составил 10,8 млрд. долларов США.

Внешняя задолженность банков за I - III кварталы 2008 года увеличилась на 34,2 млрд. долларов США и на 1 октября 2008 года составила 197,9 млрд. долларов США, впоследствии сократилась и на 1 июля 2009 года составила 142,4 млрд. долларов США.

Нефинансовый  сектор экономики (прочие сектора) за I - III кварталы 2008 года увеличил внешний  долг на 46,6 млрд. долларов США до 307,6 млрд. долларов США (56 % общего объема консолидированного внешнего долга), затем указанный долг сокращался и на начало 2009 года составил 284,4 млрд. долларов США, на 1 апреля 2009 года - 274,3 млрд. долларов США, за II квартал 2009 года увеличился на 20,1 млрд. долларов США, или на 7,3 %, и на 1 июля 2009 года составил 294,4 млрд. долларов США. Рост внешней задолженности нефинансового сектора обусловлен крупными займами на внешнем рынке нефинансовых корпораций (Газпром, Роснефть и другие).

В общем  объеме консолидированного внешнего долга  велика доля задолженности государственного сектора в расширенном определении или задолженности компаний и банков, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Однако с начала 2008 года по апрель 2009 года эта доля сократилась с 40,5 % до 32,7 %.

Относительно  ВВП объем консолидированного внешнего долга страны на 1 января 2009 года составил 34,2 %, на 1 июля 2009 года - 37,85 %, или увеличился на 3,65 процентного пункта, что свидетельствует о возрастании долговой нагрузки на экономику, однако указанный показатель не превышает допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).

Отношение объема консолидированного внешнего долга по состоянию на 1 января 2008 года к объему экспорта товаров и услуг за 2007 год составляет 117,5 %, на 1 октября 2008 года - 133 %, на конец 2008 года - 92,5 % и не превышает критического порога, определяемого международными экспертами в пределах 190 - 220 %. 
 
 

Место России в списках стран мира, ранжированных  по важнейшим индикаторам внешней  задолженности, традиционно рассчитываемым Всемирным банком.

Таблица 1

Показатели Место России
Гос. Внешний долг в % к экспорту 62
Гос. Внешний долг в % к ВВП 80
Полные  платежи по внешнему долгу в % к  экспорту 72
Процентные  платежи в % к экспорту 58
Процентные  платежи в % к ВВП 81

Информация о работе Внешний долг РФ, структура, управление