Внешний долг РФ, структура, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
1.1 Понятие внешнего долга………………………………………………...4
1.2 История развития внешнего долга……………………………………...9
1.3 Управление внешним долгом…………………………………………..12
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32
Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курс 2012 с изменениями.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

    Это связано с тем, что номинальное  значение объема накопленного долга, не отражающее стоимостных условий  его обслуживания, не показательно для целей оценки реального долгового  бремени должника. Исходя только из этого значения, можно получить дезориентирующие выводы о состоянии долговой устойчивости страны-дебитора.

Вместе  с тем, если подавляющая часть  долга подлежит обслуживанию на рыночных (нельготных) условиях, то использование  в расчетах его номинальной суммы  оправданно, поскольку в этом случае приведенная стоимость долга будет близка к его номинальному значению. В то же время в силу высоких требований к исходным данным проведение расчетов приведенной стоимости долга не всегда возможно;

- использование при проведении анализа состояния долговой устойчивости суверенного заемщика, подготовке заключений о вероятности возникновения финансового кризиса, определении размера необходимого дебитору долгового облегчения, формировании государственной заемной/долговой политики общепринятых в мировой практике значений долговых показателей, превышение которых может представлять собой опасность для страны-заемщика. При этом "критические" или "пороговые" значения долговых коэффициентов не являются жестко установленными уровнями, превышение которых неизбежно означает возникновение долговых проблем у страны-дебитора. В зависимости от сложившихся макроэкономических условий конкретного заемщика, различных целей анализа состояния долговой устойчивости, а также того, кем проводится данный анализ (дебитором, кредитором, МФО), значения долговых коэффициентов, признаваемых как опасно высокие, могут варьироваться в достаточно широком диапазоне.

Таким образом, широко используемые в мировой  практике "пороговые" значения долговых коэффициентов (например, устанавливаемые  МФО) являются достаточно условными индикаторами опасного состояния внешнего долга и позволяют лишь сориентироваться в отношении того, что является приемлемым (безопасным) уровнем долга для конкретной страны: чем дальше фактические уровни показателей от этих значений, тем меньше риск возникновения в стране долгового кризиса, тем больше у страны потенциальных возможностей успешно (без ущерба социально-экономическому развитию) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема долга перед внешними кредиторами. Кроме того, "далекие" от зон долговой неустойчивости фактические значения коэффициентов - дополнительный аргумент в пользу повышения международными агентствами уровней установленных для страны кредитных рейтингов;

-комплексный анализ: использование для целей формирования долговой стратегии широкого спектра данных о дебиторе, в частности, анализ совокупности долговых коэффициентов, учет их фактической и будущей (прогнозной) динамики, оценка различных сценариев развития макроэкономической и долговой ситуации.

Ни один из применяемых долговых коэффициентов  не охватывает всех аспектов долгового  положения страны-дебитора и, следовательно, не может рассматриваться в качестве критерия, дающего всестороннюю (исчерпывающую) характеристику состояния ее долговой устойчивости. По причинам, связанным со спецификой макроэкономической ситуации и условий обслуживания долга конкретного заемщика, опасные значения по одним из индикаторов его долгового бремени могут "сочетаться" с вполне удовлетворительными значениями по другим долговым коэффициентам. В этой связи, при использовании перечисленных выше показателей в качестве базы для формирования долгосрочных прогнозов о состоянии долговой устойчивости, эксперты МВФ рекомендуют обязательно оперировать совокупностью долговых коэффициентов, с "осторожностью" интерпретируя их конкретные значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Социально-экономическое значение государственного долга РФ.

  Финансовые  отношения по формированию и обслуживанию государственного долга затрагивают интересы органов публичной власти, всего многообразия физических и юридических лиц, иностранных правительств и международных финансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления, развитие международного сотрудничества, и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государства в жизни страны.

  Как любое сложное общественное явление  государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном не инфляционным источником финансирования дефицита бюджета, органов власти различного уровня. Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличение совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти. Через бюджетные расходы спрос в том же объеме может быть предъявлен в другом месте и другими хозяйствующими субъектами и гражданами.

  Правительственные структуры посредством предоставления государством гарантий по займам и  кредитам (в том числе и зарубежным), привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению  социально-экономического развития страны. Например, гарантированные царским правительством займы явились мощным катализатором мощного дорожного промышленного строительства в России во второй половине девятнадцатого столетия. Как эффективный финансовый инструмент гарантированные займы проявили себя в годы НЭПа. Сейчас заново нарабатывается опыт использования государственных гарантий в интересах хозяйственного строительства.

  Государственные внешние (экспортные) гарантии и кредиты  способствуют внешней экономической экспансии субъектов национальной экономики. Расширение экспорта товаров и услуг стимулирует подъем национального производства, увеличение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.

  Выпуская  долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирование хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными долговыми инструментами, поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидный актив, приносящий доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

  Развитый  рынок государственного долга –  непременное условие невосприимчивости национального финансового рынка к неблагоприятным воздействием внешних валютных финансовых факторов, условие прочности национальной валюты, денежного обращения и финансово-кредитной системы страны. Возможность для юридических и физических лиц вкладывать средства не только в иностранную валюту, но и в государственные долговые обязательства (наряду с корпоративными ценными бумагами), нивелирует вероятные негативные последствия международных финансовых и валютных кризисов.

  При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а нескольких поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

  Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и международных финансовых рынков, внешние государственные гарантии и кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

  Негативные  аспекты влияния государственного долга на социально-экономические  процессы, прежде всего, проявляются  в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство отнимает у рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных ценных бумаг (наряду с другими факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателей.

  Чрезмерное увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.

  Если  государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних  займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но потеря политической независимости.  

  Активное  использование государственных  экспортных гарантий и кредитов может  сопровождаться нежелательными последствиями для страны-гаранта или кредитора в развитии внешних экономических отношений, если процедура предоставления гарантий и кредитов не продумана до мельчайших деталей и не имеет прочной правовой основы. Любая техническая погрешность может обернуться в последствии серьезной проблемой в работе по возврату государственных внешних долговых активов.

  Наконец, мобилизуемые с помощью государственных  заимствований средства являются антиципированными  взятыми наперед налогами. Рано или  поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения, если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов. 
 
 

Заключение   
 

  Отношения, связанные с формированием внутреннего  и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической  деятельности государства. Участие  в формировании политики государственных  заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с.;

2. Закон  Российской Федерации №3877-1 «О государственном внешнем долге Российской Федерации» //«Российская газета»;

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

4. «Бюджетная система РФ» // Дашков. 2007;

5. «Основы экономики» // Сторчева М.А.;

6. «Бюджетная система РФ» // Романовский М.В.;

7. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» //Собрание законодательства Российской Федерации;

Информация о работе Внешний долг РФ, структура, управление