Внешний долг РФ, структура, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
1.1 Понятие внешнего долга………………………………………………...4
1.2 История развития внешнего долга……………………………………...9
1.3 Управление внешним долгом…………………………………………..12
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32
Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курс 2012 с изменениями.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Внешний долг на 1 апреля 2012 года.

Задолженность по внешним облигационным займам 28 546,9 21 373,8
     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году 2 000,0 1 497,5
     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году 3 466,4 2 595,4
     внешний облигационный заем с  погашением в 2020 году 3 500,0 2 620,5
     внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 871,7
     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году 17 080,6 12 788,7
     
Задолженность по ОВГВЗ 24,1 18,1
     
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 1 017,0 761,5

Таблица 3

Динамика  государственного внешнего долга России

Дата Сумма млрд. долл.
1991, 25 декабря 67,9
1997,31 декабря 123,5
2000, 1 января 158,7
2001, 1 января 143,7
2002, 1 января 133,5
2003, 1 января 125,7
2004, 1 января 121,7
2005, 1 января 114,1
2006, 1 января 76,5
2007, 1 января 52,0
2008, 1 января 44,9
2009, 1 января 40,6
2010, 1 января 37,6
2011, 1 января 36,0
2012, 1 января 33,5

 
 
 

2.2 Долговые коэффициенты 

Долговые  показатели (коэффициенты) используются для оценки способности страны-дебитора (центрального правительства и хозяйствующих субъектов) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема внешнего долга. Так, международные финансовые организации (МБРР, МВФ) и страны-члены Парижского клуба применяют их для классификации государств-дебиторов и определения параметров предоставления им облегчения долгового бремени, международные рейтинговые агентства - при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов, Организация экономического сотрудничества и развития - при расчете "стоимости" предоставляемых государствам экспортных кредитов, суверенные заемщики - при оценке возможных последствий привлечения займов и кредитов.

Наиболее  широко используемые в международной  практике долговые показатели (коэффициенты) рассчитываются в целях определения следующих соотношений:

  1. соотношение объема внешнего долга страны и объема ВВП.

Коэффициент "внешний долг/ВВП" - показатель нормы накопленной задолженности, позволяющий оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражающий ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг.

Чем выше этот показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если объем накопленного долга превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП.

  1. соотношение объема внешнего долга страны и объема НВП

Показатель "внешний долг/ВНП" - индикатор  долгового положения, близкий по экономическому смыслу к показателю "внешний долг/ВВП". Макроэкономический показатель ВНП (отражающий совокупную стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами как внутри страны, так и за ее пределами) отличается от показателя ВВП (отражающего совокупную стоимость товаров и услуг, созданных резидентами и нерезидентами внутри страны) на величину сальдо расчетов с зарубежными странами. Для развитых индустриальных стран характерен незначительный размер (1-2%) указанного сальдо. В российской статистике показатель ВНП не используется.

Показатель "внешней долг/ВНП" используется Мировым банком в качестве одного из критериев для классификации стран-дебиторов по 3 группам: страны со значительным объемом задолженности - более 80%; страны с умеренным объемом задолженности - менее 80%, но выше 48%; страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 процентов

      3. соотношение объема внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг.

Коэффициент "внешний долг/экспорт" - второй показатель нормы накопленной задолженности (помимо соотношения "внешний долг/ВВП (ВНП)") - является индикатором состояния  долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Мировой банк использует этот показатель в качестве одного из критериев - для классификации стран-дебиторов по группам: критическим уровнем считается превышение суммой долга 220% экспорта, умеренным - менее 220%, но выше 132%, небольшим - менее 132 процентов.

Для стран-бенефициаров расширенной инициативы HIPC достижение дебитором уровня в 150% по показателю "приведенная стоимость долга/экспорт" является подтверждением факта его  долговой устойчивости.

С точки  зрения платежеспособности страны, опасным изменением данного показателя считается его рост на 25% и более в течение одного года.

    4. соотношение объема государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета.

Показатель "государственный долг/государственные доходы" отражает уровень долговой нагрузки на государственный бюджет страны. Используется МФО для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Поддержание страной-дебитором уровня в 250% является подтверждением факта ее долговой устойчивости, что служит, в частности, основанием для завершения реализации в отношении этой страны инициативы HIPC.

     5. соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и объема ВВП.

Показатель "платежи по внешнему долгу/ВВП" характеризует уровень текущей долговой нагрузки на национальную экономику дебитора и отражает долю произведенной в стране стоимости, направляемую на выполнение обязательств по внешнему долгу.

По имеющейся  информации, у Венгрии, не прибегавшей  к реструктуризации внешнего долга, платежи по его погашению и обслуживанию в течение 5 лет составляли около 20% ВВП.

     6. соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг.

Показатель "платежи по внешнему долгу/экспорт" - "коэффициент (норма) обслуживания долга" - является одним из индикаторов  потенциальных проблем страны в  области выполнения долговых обязательств перед иностранными кредиторами. Имеет  ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Позволяет оценить способность страны погашать и обслуживать внешний долг с точки зрения способности правительства и резидентов приобрести необходимую им для этих целей иностранную валюту. Служит удобным индикатором текущего бремени погашения и обслуживания долга. Измеряет либо текущий денежный поток, фактически направляемый на погашение и обслуживание долга ("фактические платежи по внешнему долгу/экспорт"), либо - при прогнозных расчетах - поток средств, требуемый для погашения и обслуживания долга ("предстоящие (графиковые) платежи по внешнему долгу/экспорт").

Критическим считается коэффициент, если расчетная  сумма годовых платежей превышает 25% экспорта. Для стран-бенефициаров расширенной инициативы HIPC "пороговым" значением показателя "платежи по внешнему долгу/экспорт" считается уровень в 15-20 процентов.

      7. соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета.

Показатель "платежи по государственному долгу/государственные доходы" является своеобразным критерием "ликвидности" правительства страны. Имеет существенное значение при оценке платежеспособности заемщика, доля государственных обязательств в объеме внешнего долга которого является подавляющей.

Уровень данного соотношения, равный 10%, считается  предельным для стран - бенефициаров инициативы ШРС.

      8. соотношение объема накопленных золотовалютных резервов и годовой суммы платежей по обслуживанию внешнего долга страны.

Показатель "резервы/платежи по внешнему долгу" является важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью, т. е. способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу и, соответственно, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки.

Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных  резервов и объема срочного в течение  года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать и/или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. 
 
 
 
 
 

2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости.

Эксперты Мирового банка выделяют 3 основных фактора, определяющих долговую устойчивость страны-дебитора: накопленный объем внешнего долга и условия его погашения; динамика экономического развития страны (т. е. изменение объемов производимого продукта, экспорта и налоговых поступлений); динамика, структура (т. е. соотношение льготных и нельготных кредитов, а также грантов) и условия привлечения "нового" внешнего финансирования. Кроме того, в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на долговое положение дебитора, выделяется степень "чувствительности" платежеспособности страны к негативному внешнему воздействию (так называемым "факторам уязвимости"), например, валютному и процентному рискам, изменению конъюнктуры товарных рынков и др.

Обобщение накопленного мирового опыта позволяет выделить следующие важнейшие методологические принципы, применяемые при проведении анализа долговой устойчивости суверенного государства:

    - "Страновой" подход: соотнесение долговых параметров страны (объема внешнего долга, суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга) с макроэкономическими показателями страны (объемом ВВП, объемом ВНП, объемом экспорта, объемом золотовалютных резервов);

    - "Суверенный" ("бюджетный") подход: соотнесение долговых параметров государства (объема государственного внешнего долга, суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга) с показателем, характеризующим состояние государственного бюджета (объемом доходов федерального бюджета);

    - приоритетное использование при расчете долговых коэффициентов не номинальной суммы долга, а его приведенной (чистой текущей) стоимости , учитывающей график погашения и стоимость обслуживания долговых обязательств и, таким образом, более точно отражающей уровень реальной долговой нагрузки на дебитора.

Информация о работе Внешний долг РФ, структура, управление