Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:57, курсовая работа
Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний и внешний долг. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешний долг…………………………………………………………….4
1.1 Понятие внешнего долга………………………………………………...4
1.2 История развития внешнего долга……………………………………...9
1.3 Управление внешним долгом…………………………………………..12
Глава 2.Анализ и долговые коэффициенты внешнего долга.
Методологические основы оценки долговой устойчивости……………………19
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………….19
2.2 Долговые коэффициенты………………………………………………..27
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости………………………………………………………………………..32
Глава 3. Социально- экономическое значение государственного долга РФ…………………....................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41
Таблица 2
Внешний долг на 1 апреля 2012 года.
Задолженность по внешним облигационным займам | 28 546,9 | 21 373,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 497,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 595,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 620,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 871,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 080,6 | 12 788,7 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,1 | 18,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 1 017,0 | 761,5 |
Таблица 3
Динамика государственного внешнего долга России
Дата | Сумма млрд. долл. |
1991, 25 декабря | 67,9 |
1997,31 декабря | 123,5 |
2000, 1 января | 158,7 |
2001, 1 января | 143,7 |
2002, 1 января | 133,5 |
2003, 1 января | 125,7 |
2004, 1 января | 121,7 |
2005, 1 января | 114,1 |
2006, 1 января | 76,5 |
2007, 1 января | 52,0 |
2008, 1 января | 44,9 |
2009, 1 января | 40,6 |
2010, 1 января | 37,6 |
2011, 1 января | 36,0 |
2012, 1 января | 33,5 |
2.2 Долговые коэффициенты
Долговые показатели (коэффициенты) используются для оценки способности страны-дебитора (центрального правительства и хозяйствующих субъектов) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема внешнего долга. Так, международные финансовые организации (МБРР, МВФ) и страны-члены Парижского клуба применяют их для классификации государств-дебиторов и определения параметров предоставления им облегчения долгового бремени, международные рейтинговые агентства - при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов, Организация экономического сотрудничества и развития - при расчете "стоимости" предоставляемых государствам экспортных кредитов, суверенные заемщики - при оценке возможных последствий привлечения займов и кредитов.
Наиболее широко используемые в международной практике долговые показатели (коэффициенты) рассчитываются в целях определения следующих соотношений:
Коэффициент
"внешний долг/ВВП" - показатель
нормы накопленной
Чем выше этот показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если объем накопленного долга превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП.
Показатель "внешний долг/ВНП" - индикатор долгового положения, близкий по экономическому смыслу к показателю "внешний долг/ВВП". Макроэкономический показатель ВНП (отражающий совокупную стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами как внутри страны, так и за ее пределами) отличается от показателя ВВП (отражающего совокупную стоимость товаров и услуг, созданных резидентами и нерезидентами внутри страны) на величину сальдо расчетов с зарубежными странами. Для развитых индустриальных стран характерен незначительный размер (1-2%) указанного сальдо. В российской статистике показатель ВНП не используется.
Показатель "внешней долг/ВНП" используется Мировым банком в качестве одного из критериев для классификации стран-дебиторов по 3 группам: страны со значительным объемом задолженности - более 80%; страны с умеренным объемом задолженности - менее 80%, но выше 48%; страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 процентов
3. соотношение объема внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг.
Коэффициент
"внешний долг/экспорт" - второй
показатель нормы накопленной
Для стран-бенефициаров
расширенной инициативы HIPC достижение
дебитором уровня в 150% по показателю
"приведенная стоимость долга/
С точки зрения платежеспособности страны, опасным изменением данного показателя считается его рост на 25% и более в течение одного года.
4. соотношение объема государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета.
Показатель
"государственный долг/
Поддержание страной-дебитором уровня в 250% является подтверждением факта ее долговой устойчивости, что служит, в частности, основанием для завершения реализации в отношении этой страны инициативы HIPC.
5. соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и объема ВВП.
Показатель "платежи по внешнему долгу/ВВП" характеризует уровень текущей долговой нагрузки на национальную экономику дебитора и отражает долю произведенной в стране стоимости, направляемую на выполнение обязательств по внешнему долгу.
По имеющейся информации, у Венгрии, не прибегавшей к реструктуризации внешнего долга, платежи по его погашению и обслуживанию в течение 5 лет составляли около 20% ВВП.
6. соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг.
Показатель "платежи по внешнему долгу/экспорт" - "коэффициент (норма) обслуживания долга" - является одним из индикаторов потенциальных проблем страны в области выполнения долговых обязательств перед иностранными кредиторами. Имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Позволяет оценить способность страны погашать и обслуживать внешний долг с точки зрения способности правительства и резидентов приобрести необходимую им для этих целей иностранную валюту. Служит удобным индикатором текущего бремени погашения и обслуживания долга. Измеряет либо текущий денежный поток, фактически направляемый на погашение и обслуживание долга ("фактические платежи по внешнему долгу/экспорт"), либо - при прогнозных расчетах - поток средств, требуемый для погашения и обслуживания долга ("предстоящие (графиковые) платежи по внешнему долгу/экспорт").
Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 25% экспорта. Для стран-бенефициаров расширенной инициативы HIPC "пороговым" значением показателя "платежи по внешнему долгу/экспорт" считается уровень в 15-20 процентов.
7. соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета.
Показатель "платежи по государственному долгу/государственные доходы" является своеобразным критерием "ликвидности" правительства страны. Имеет существенное значение при оценке платежеспособности заемщика, доля государственных обязательств в объеме внешнего долга которого является подавляющей.
Уровень данного соотношения, равный 10%, считается предельным для стран - бенефициаров инициативы ШРС.
8. соотношение объема накопленных золотовалютных резервов и годовой суммы платежей по обслуживанию внешнего долга страны.
Показатель "резервы/платежи по внешнему долгу" является важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью, т. е. способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу и, соответственно, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки.
Критическим
значением является уровень в 100%,
отражающий равенство официальных
резервов и объема срочного в течение
года внешнего долга. Меньшие значения
показателя указывают на вероятность
того, что либо правительство, либо резиденты
страны прекратят обслуживать и/или погашать
срочный в текущем (отчетном) году долг
из-за нехватки доступной иностранной
валюты.
2.3 Методологические основы оценки долговой устойчивости.
Эксперты Мирового банка выделяют 3 основных фактора, определяющих долговую устойчивость страны-дебитора: накопленный объем внешнего долга и условия его погашения; динамика экономического развития страны (т. е. изменение объемов производимого продукта, экспорта и налоговых поступлений); динамика, структура (т. е. соотношение льготных и нельготных кредитов, а также грантов) и условия привлечения "нового" внешнего финансирования. Кроме того, в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на долговое положение дебитора, выделяется степень "чувствительности" платежеспособности страны к негативному внешнему воздействию (так называемым "факторам уязвимости"), например, валютному и процентному рискам, изменению конъюнктуры товарных рынков и др.
Обобщение накопленного мирового опыта позволяет выделить следующие важнейшие методологические принципы, применяемые при проведении анализа долговой устойчивости суверенного государства:
- "Страновой" подход: соотнесение долговых параметров страны (объема внешнего долга, суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга) с макроэкономическими показателями страны (объемом ВВП, объемом ВНП, объемом экспорта, объемом золотовалютных резервов);
- "Суверенный" ("бюджетный") подход: соотнесение долговых параметров государства (объема государственного внешнего долга, суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга) с показателем, характеризующим состояние государственного бюджета (объемом доходов федерального бюджета);
- приоритетное использование при расчете долговых коэффициентов не номинальной суммы долга, а его приведенной (чистой текущей) стоимости , учитывающей график погашения и стоимость обслуживания долговых обязательств и, таким образом, более точно отражающей уровень реальной долговой нагрузки на дебитора.