Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:12, дипломная работа
Тема данной работы является весьма актуальной вследствие того, что бизнес-планирование является фактически итогом всего процесса планирования и прогнозирования в коммерческой организации, и несмотря на это, отдельные белорусские коммерческие организации пытаются создать свой собственный уникальный механизм формирования бизнес-планов и, не имея фундаментальных знаний, четких алгоритмов действий, методом проб и ошибок, в конце концов, а в ряде случаев не всегда обоснованно вообще отказываются от разработки бизнес-планов.
Объектом исследования является бизнес-план коммерческой организации.
Предметом работы является разработка бизнес-плана с учетом необходимости наличия стратегической концепции развития предприятия (организации).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………………7
1.1 Бизнес-план как инструмент стратегического планирования……………….7
1.2 Отличие бизнес-плана от других плановых документов……………………12
1.3 Методические особенности разработки бизнес-плана коммерческими организациями……………………………………………………………………...14
1.4 Зарубежный опыт планирования, причины ограниченного применения бизнес-планирования в Республике Беларусь……………………………………25
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
ЧТПУП «РЕФОН»………………………………………………………………….34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТПУП «Рефон»………..34
2.2 Оценка действующей системы бизнес-планирования………………………59
3 БИЗНЕС-ПЛАН РАЗВИТИЯ НОВОЙ УСЛУГИ………………………………65
3.1 Предложения по развитию новой услуги……………………………………..65
3.2 Экономический эффект разработанных мероприятий……………………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………83
Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях – филиалах (бизнес-единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.
Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут представляться [7, с. 74]. На первом месте здесь – освещение условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т.д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций.
1.2 Отличие бизнес-плана от других плановых документов
Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально [9, с. 14].
Более близок к бизнес-плану такой привычный, известный ранее предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (Далее – ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана – это то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом [5, с. 3]. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд отличий:
В условиях рыночной экономики функции ТЭО все чаще вытесняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях: «инвестиционная деятельность» – реализация системы инвестиционных мероприятий, как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.
Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового проектирования. Может также существовать бизнес-план организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использования свободный средств предприятия и заемных финансовый ресурсов в рамках инвестиционного проекта.
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла [10, с. 7].
1.3 Методические особенности разработки бизнес-плана коммерческими организациями
В условиях жесткой конкуренции и развития рыночной экономики в Республике Беларусь добиться успеха можно только планируя эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для этого необходимо точно представлять перспективу развития предприятия и учитывать влияние внешней среды, динамику развития экономики страны – использовать открывающиеся возможности, предоставляемые внешней средой, либо наоборот, смягчать ее неблагоприятное воздействие.
Бизнес-планирование предприятия обеспечивает объективную оценку его предпринимательской деятельности и представляет собой необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с конкурентной средой на рынке и потенциалом развития организации.
Отметим, что в настоящее время в Республике Беларусь понятие «бизнес-план развития организации» свелось в основном к понятию «составление бизнес-плана». Бизнес-план развития предприятия составляется зачастую только тогда, когда его требуют внешние учреждения в соответствии с регламентирующими документами – головные ведомственные организации (министерства, ведомства), банки, исполнительные комитеты. Такой бизнес-план развития предприятия, как правило, носит формальный характер и служит лишь инструментом, например, для получения государственной поддержки или составляется в случае необходимости представления прогнозных показателей деятельности предприятия на перспективу и не учитывает реальных изменений рынков сбыта, конкуренции, изменений стоимости ресурсов и цен во времени.
Однако любое предприятие имеет гораздо больше шансов на успех в том случае, если его деятельность строится исходя из четко продуманного и постоянно обновляемого бизнес-плана на основании стратегического и текущего планирования деятельности.
Бизнес-план развития предприятия должен содержать квинтэссенцию всей информации о его деятельности, необходимую менеджерам высшего звена для принятия конкретных управленческих решений, касающихся развития предприятия. Любой бизнес-план должен отвечать на три вопроса: где мы сейчас находимся, куда пойдем, как мы это будем делать.
Для выявления наиболее эффективных направлений развития предприятия проводится детальный анализ SWOT-анализ. Данная аббревиатура происходит от английских слов strength, weakness, opportunities, threat, т.е. сила, слабость, возможность, угроза [11, с. 164].
Под силой предприятия понимают совокупность навыков сотрудников, их опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей т.д. Все перечисленное представляет собой активы организации в конкурентной борьбе.
Слабость – отсутствие определенных факторов в работе предприятия или присутствие факторов, которые ставят предприятие в неблагоприятное положение. Все это – пассивы предприятия.
Возможности предприятия заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации.
Угроза проявляется как:
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить, с одной стороны, связь между потенциалом и проблемами организации с другой стороны, между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить варианты успешного существования и перспективы развития предприятия.
Слабыми сторонами предприятия могут быть:
В целом SWOT-анализ позволяет понять текущее положение компании на рассматриваемом рынке, ее сильные и слабые стороны, а также негативные и позитивные внешние факторы, которые могут повлиять на деятельность компании.
При этом проводится анализ рынка, на котором работает компания, динамики спроса со стороны основных потребителей, объема продаж и цен у конкурирующих компаний, что позволяет определить наиболее эффективные пути достижения стратегических целей компании. Также для создания плана реализации стратегии необходим подробный анализ внутренней ситуации в компании, выявление недостатков системы управления и мотивации, оценка потребности в производственных мощностях.
В рамках бизнес-плана развития может быть проведен анализ целесообразности открытия региональных филиалов и представительств компании. При этом обосновывается выбор конкретных регионов для расширения бизнеса и проводится анализ региональных особенностей рассматриваемого рынка [12, с. 136].
Бизнес-план развития может содержать сравнительный анализ эффективности нескольких программ по достижению стратегических целей. При этом для каждого плана мероприятий выявляются преимущества и риски, а также оцениваются ожидаемые финансовые результаты деятельности, которые могут быть достигнуты в случае выбора данного варианта. Подобный сравнительный анализ позволяет менеджменту компании вовремя выявить потенциальные проблемы и наиболее полно реализовать преимущества предприятия.
Для составления оптимального плана мероприятий проводится детальная экономическая и финансовая оценка, которая включает расчет всех основных показателей эффективности. В ходе проведения финансовой оценки формируется понимание потребностей во внешнем финансировании, а также приемлемых условий получения кредитов [13, с. 208].
Значительное внимание при подготовке плана развития компании уделяется внешним и внутренним рискам, которые могут помешать реализовать поставленные стратегические цели. При этом проводится анализ планируемых законодательных изменений, оценивается вероятность резкого падения цен на рынках, на которых работает компания, а также роста цен на используемые ресурсы, в том числе трудовые.
Исследования рисков предполагает проведение анализа чувствительности и сценарного анализа, которые помогают понять, в каких условиях компания сможет достичь намеченных показателей деятельности. Анализ рисков также включает рекомендации по предотвращению кризисных ситуаций в случае возникновения неблагоприятных изменений [14, с. 26].
Содержание плана развития во многом определяется сферой бизнеса, в которой работает предприятия. В зависимости от специфики деятельности и от стратегии компании план развития может включать детальный анализ предпочтений потребителе производимой продукции, реализованных товаров, юридических аспектов деятельности предприятия и планируемых изменений законодательства, сравнение эффективности различных маркетинговых мероприятий.
Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию, оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагает производить на период планирования.
Нужно понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать как в краткосрочном, так и в долгосрочном (3 – 5 лет) периоде.
Следует оценить рынок спроса глобально.
На данном этапе необходимо разработать таблицу с данными по всему рынку, а не только по тем товарным группам, которые есть в ассортименте предприятия. При этом должно быть отражено его положение на рынке как в прошлые периоды (в идеале – за предыдущие 5 лет), так и на период, охватываемый бизнес-планом, который является долгосрочным документом (разрабатывается на год, три года, пять лет вперед). Делается это для того, чтобы была понятна динамика рынка, а также возможный потенциал для введения новых товарных групп [15, с. 89].
В отдельную таблицу для анализа рынка должны быть вынесены товарные группы, уже имеющиеся в ассортименте предприятия, с фактическими цифрами осуществленных за прошедшие периоды продаж. Следует оценить рынок товарных групп прошлых и прогнозируемых периодов. Если ожидается, что рынок выйдет из тренда и начнет расти медленнее или быстрее, то должны быть указаны предпосылки. Необходимо проанализировать, какие тенденции имеются на рынке и что это может дать предприятию.
Информация о работе Анализ текущего бизнес-планирования на примере организации