Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:12, дипломная работа
Тема данной работы является весьма актуальной вследствие того, что бизнес-планирование является фактически итогом всего процесса планирования и прогнозирования в коммерческой организации, и несмотря на это, отдельные белорусские коммерческие организации пытаются создать свой собственный уникальный механизм формирования бизнес-планов и, не имея фундаментальных знаний, четких алгоритмов действий, методом проб и ошибок, в конце концов, а в ряде случаев не всегда обоснованно вообще отказываются от разработки бизнес-планов.
Объектом исследования является бизнес-план коммерческой организации.
Предметом работы является разработка бизнес-плана с учетом необходимости наличия стратегической концепции развития предприятия (организации).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………………7
1.1 Бизнес-план как инструмент стратегического планирования……………….7
1.2 Отличие бизнес-плана от других плановых документов……………………12
1.3 Методические особенности разработки бизнес-плана коммерческими организациями……………………………………………………………………...14
1.4 Зарубежный опыт планирования, причины ограниченного применения бизнес-планирования в Республике Беларусь……………………………………25
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
ЧТПУП «РЕФОН»………………………………………………………………….34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТПУП «Рефон»………..34
2.2 Оценка действующей системы бизнес-планирования………………………59
3 БИЗНЕС-ПЛАН РАЗВИТИЯ НОВОЙ УСЛУГИ………………………………65
3.1 Предложения по развитию новой услуги……………………………………..65
3.2 Экономический эффект разработанных мероприятий……………………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………83
После этого осуществляется сбор информации о рынке спроса на товары в разрезе поставщиков данных товарных групп в единицах измерения и в денежном выражении за последние 5 лет. Далее необходим развернутый комментарий всего происходящего на рынке поставщиков: анализ текущей ситуации, выводы и прогноз дальнейшего развития данного рынка. Выбор существующего портфеля и планируемый ввод новых поставщиков должны быть аргументированы [16, с. 118].
Следующим шагом подготовки информации для составления бизнес-плана развития предприятия является анализ рынка продуктов, товаров. Необходимо обратить внимание на ассортимент товаров и их жизненный цикл.
Для данного анализа можно использовать таблицы 1.1,1.2,1.3.
Таблица 1.1 – Ценовые категории и наценки на рынке товарных групп
Сегмент |
Поставщики |
Цена продажи |
Наценка |
Дешевый |
+ |
||
Средний |
+ |
||
Договор |
+ |
Источник: [11, с. 166].
Ценовая сегментация на рынке определяет ассортиментный ряд и ценовую политику компании. Необходимо оценить обоснование соотношения присутствия продуктов в разных ценовых категориях. При анализе применяемой схемы ценообразования собственные ценовые предложения сравниваются с предложениями конкурентов, рассматривается действующая система скидок и бонусов.
Кроме того, должны быть указаны компании, которые в ближайшее время могут стать конкурентами предприятия.
Таблица 1.2 – Анализ основных конкурентов
Показатели для анализа |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Название предприятия |
||
Сайт компании и адрес |
||
Портфель поставщиков |
||
Региональная сеть (расположение магазинов, филиалов, дилерская сеть) |
||
Сервис |
||
Сильные стороны конкурента |
||
Слабые стороны конкурента |
Источник: [11, с. 166].
Таблица 1.3 – План долгосрочных продаж товарных групп по рынку спроса
Показатели |
2008 |
… |
2012 |
Выручка, млн руб. |
|||
Наценка, % |
|||
Валовой доход, млн руб. |
|||
Себестоимость, млн руб. |
|||
Средние складские запасы, млн руб. |
|||
Оборачиваемость складских запасов, мес. |
|||
Дебиторская задолженность, млн руб. |
|||
Объем рынка, млн руб. |
|||
Доля на рынке предприятия, млн руб., % |
Источник: [11, с. 166].
Исходя из полученной информации проводится SWOT-анализ существующей деятельности предприятия и деятельности конкурентов, методика которого изложена выше.
Затем следует изучить или разработать маркетинговую стратегию развития компании на ближайшие 3 – 5 лет.
Маркетинговая стратегия предприятия обязательно должна включать следующие пункты: миссия компании, территория, продуктовая стратегия, клиенты, конкуренты, стратегические партнеры, филиалы [17, с.17].
Следующим этапом сбора информации для разработки бизнес-плана развития предприятия будет оценка рынка по территории, которая покажет потенциал развития предприятия по географическому принципу.
Необходимо проанализировать динамику изменений долей регионов в продажах за предыдущие периоды. На основании оценки населения производится анализ потребления и перспективности территорий для открытия новых филиалов, представительств с целью проникновения на позиции конкурентов и захвата существующих рынков сбыта. Если точных данных по потреблению нет, прогноз делается на основании имеющихся данных по другим регионам.
Следующим этапом сбора информации для разработки бизнес-плана развития предприятия является анализ имеющихся производственных мощностей, технологий и соответствие их прогнозам выпуска товара.
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
Далее анализируется имеющиеся у предприятия основные средства (имущество) – помещение, машины, оборудование, транспортные средства. Следует изучить используемые и неиспользуемые в процессе предпринимательской деятельности основные средства, рассмотреть необходимость их модернизации, реконструкции. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований [18, с. 56].
Порядок организации разработки бизнес-плана в Республике Беларусь регламентируется «Рекомендациями по разработке бизнес-плана инвестиционных проектов» (далее – Рекомендации по бизнес-плану), разработанными в качестве исполнения Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1999 г. № 326 «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-плана субъектов хозяйствования». Подготовка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов должна осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке разработки, согласования, утверждения и составе обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (БНБ 1.02.03-97), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.08.98 г. № 358 [19].
Настоящий документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам Государственной программы импортозамещения), представляемых в соответствии с действующими в республике нормативно-правовыми актами на рассмотрение органам государственного управления всех уровней.
Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:
Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных.
Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть:
В состав бизнес-плана входят: титульный лист; содержание; текст основных разделов бизнес-плана; приложения.
На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта (далее - проекта) и предприятия – инициатора проекта, организации – разработчика бизнес-плана; утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенная печатью; требования конфиденциальности документа. В случае, если разработчиком бизнес-плана является предприятие – инициатор проекта при участии консалтинговых, аудиторских и других фирм, то в нижней части титульного листа указывается: «Бизнес-план разработан предприятием при участии», а также названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, даются ссылки на страницы.
В соответствии с «Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», разработанными в качестве исполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1999 г. № 326 «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-плана субъектов хозяйствования» бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:
Как было выяснено ранее, внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рынков и страхование. То есть целесообразно предложить следующую оптимальную, по нашему мнению, структуру бизнес-плана:
Титульный лист.
Аннотация.
Меморандум о конфиденциальности.
Оглавление.
Затем его основные разделы:
Приложения.
Более подробный состав бизнес-плана развития представлен на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Состав бизнес-плана развития
Источник: [8, с. 142].
Сразу же оговоримся, что данная структура бизнес-плана носит рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.
Ориентировочный объем бизнес-плана (без приложений) должен составлять: около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс. долларов США; до 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов США [19].
Общие требования к подготовке основных разделов, таблиц и приложений бизнес-плана:
При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:
Информация о работе Анализ текущего бизнес-планирования на примере организации