Бизнес-план предприятия и методика его разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – рассмотреть методику разработки бизнес-плана. Для этого необходимо выполнить следующие задачи – рассмотреть основы планирования предприятия, место бизнес-плана в развитии предприятия и его содержание, выполнить анализ бизнес-плана предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Методологические основы планирования на предприятии. Место
бизнес-плана в развитии предприятия…………………………………....6
2. Технико-экономическая характеристика предприятия. Содержание предпринимательского бизнес-плана…………………………………………..11
3. Анализ бизнес-плана предприятия……………………………………22
Выводы и предложения…………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………....42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Методологические основы  планирования на предприятии.  Место 

бизнес-плана в развитии предприятия…………………………………....6

2. Технико-экономическая  характеристика предприятия. Содержание предпринимательского бизнес-плана…………………………………………..11

3. Анализ бизнес-плана  предприятия……………………………………22

Выводы и предложения…………………………………………………..39

Заключение………………………………………………………………..40

Список использованной литературы…………………………………....42

 

Введение

В условиях рынка нереально  добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его  развитие, не аккумулировать постоянно  информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых  рынков, положении на них конкурентов  и т. д. Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу  не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно  в рыночной экономике. Важно предусмотреть  и источники их получения, уметь  выявлять эффективность использования  ресурсов в процессе работы предприятия. Отсюда обеспечение его хозяйственной  деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей  для любого менеджера.

Главная цель, которую преследует любое современное предприятие –

достижение максимума  прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение  предприятия на рынке. Отдельные  предприятия способны добиться некоторого успеха, не затрачивая большого труда  на планирование. Планирование само по себе не гарантирует успеха. Но планирование может обеспечить немало важных и  благоприятных факторов для предприятия. Современные темпы изменения  и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация  хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или  недостоверной информацией о  возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.1

Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения.2

Актуальностью темы является то, что бизнес-планирование занимает все более существенную долю в современном менеджменте. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.

Цель  моей курсовой работы – рассмотреть методику разработки бизнес-плана. Для этого необходимо выполнить следующие задачи – рассмотреть основы планирования предприятия, место бизнес-плана в развитии предприятия и его содержание, выполнить анализ бизнес-плана предприятия.

Объектом  исследования моей курсовой работы является магазин парфюмерии и косметики «Рив Гош». Предметом исследования – бизнес-план данного предприятия.

 

 

1. Методологические  основы планирования на предприятии.  Место бизнес-плана в развитии предприятия

В современных условиях при  разработке планов развития предприятий  важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии  планирования, т.е. совокупности приемов  и способов разработки планов.

Основные направления  совершенствования методологии  планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования  планов; широкое применение системы  прогрессивных технико-экономических  нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей  в целях повышения эффективности  производства — снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности  и тщательной сбалансированности планов.

Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических  нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного  расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы  продукции (или выполнение определенного  объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла  на изготовление изделия, детали). Норматив — величина относительная. Она характеризует  степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 рубль основных фондов).3

Применяемые технико-экономические  нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный  уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда, наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный  метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы  технически обосновываются путем всестороннего  критического анализа состояния  производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы  и нормативы разрабатываются  по следующим основным группам:

• нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего време­ни на единицу продукции, нормы выработки  продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

• нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изде­лий);

• нормативы использования  орудий труда (нормативы использования  машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

• нормативы организации  производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

• нормы продолжительности  освоения проектных мощностей, вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

Назначение отдельных  групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования  рабочего време­ни, установления размера  заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных  видов марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень  использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.4

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения  эффективности производства предопределили систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами.

К ним относятся: объем  товарной, валовой продукции, объем  реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.

Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность  производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции  и др. К качественным показателям  относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

В системе показателей  плана промышленности различают  объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных  процессов и факторов, в нем  участвующих. Например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или  нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу  продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Для исчисления показателей  плана промышленности применяются  натуральные, трудовые и стоимостные  измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность  получения количественно­го выражения  и качественной характеристики тех  или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных  по характеру натуральных показателей.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют  условно-натуральный измеритель. В  этом случае за условную единицу принимают  одно из однородных изделий, а все  остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные  измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.

Широкое применение получил  трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании  с натуральными используются для  исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения  норм выработки и др.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет  стоимостный (денежный) измеритель. С  помощью целостных показателей  определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают  все разделы плана. В стоимостных  измерителях планируются объем  реализации продукта, товарная и валовая  продукция.

Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, его  игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и в  конечном счете к банкротству. Планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Планирование ориентируется на имеющиеся источники как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал. В рамках этого предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, обеспечения необходимых условий работы, удовлетворения социальных запросов.

Бизнес планирование является одним из самых главных механизмов и инструментов управления предприятия, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем. Создание бизнес плана позволит управляющей  команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления.5

 

2. Технико-экономическая  характеристика предприятия. Содержание  предпринимательского бизнес-плана

Структура бизнес-плана.

Структура и содержание бизнес-плана строго не  регламентированы. Он может иметь 6, 7, 12, 18 и другое число разделов. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. Хотя бизнес-план не имеет строго регламентированных содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия.

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план.  Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.

2. Бизнес-план должен  быть  разделен  на  главы (разделы).  Первый раздел (глава) - цели и задачи предпринимательского дела. Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать  в  плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.

Информация о работе Бизнес-план предприятия и методика его разработки