Бизнес-план предприятия и методика его разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – рассмотреть методику разработки бизнес-плана. Для этого необходимо выполнить следующие задачи – рассмотреть основы планирования предприятия, место бизнес-плана в развитии предприятия и его содержание, выполнить анализ бизнес-плана предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Методологические основы планирования на предприятии. Место
бизнес-плана в развитии предприятия…………………………………....6
2. Технико-экономическая характеристика предприятия. Содержание предпринимательского бизнес-плана…………………………………………..11
3. Анализ бизнес-плана предприятия……………………………………22
Выводы и предложения…………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………....42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

3. Следует заручиться  объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.

Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой- либо ошибки в бизнес-плане.

4. Необходимо контролировать  распространение бизнес-плана,  так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.

5. Оптимальным по структуре  и содержанию считается  бизнес-план, включающий семь разделов.

Последовательность работы над составлением бизнес-плана  выглядит следующим образом:

1.Резюме

2.Проектируемый продукт  или вид услуг

3.Конкуренция

4.Стратегия маркетинга

5.План производства

6.Финансовый план

7.Стратегия финансирования6

Резюме.

Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен  быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно  дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом. В сводном разделе бизнес-плана представлены:

- генеральная цель проекта (сделки);

- краткая характеристика  предпринимательского продукта, конечного  результата намечаемого плана и их отличительные особенности;

- пути и способы достижения поставленных целей;

- сроки осуществления проекта (сделки);

- затраты,  связанные  с  его  реализацией;  ожидаемая   эффективность и результативность;

- область использования результатов;

- общие сводные показатели: объемы производства и  реализации продукции  и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;

- специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

Проектируемый продукт или вид услуг.

В этом разделе бизнес-плана  должны быть зафиксированы:

- наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели и фотографии);

- сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять: прогноз платежеспособного спроса  на товар;

- данные о регионе,  группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара;

- данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре.

Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включаются в бизнес-план; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской  деятельности  (продукция, товар, работы, услуги). С учетом высокого уровня инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.7

Конкуренция.

В данном разделе бизнес-плана  необходимо охарактеризовать внешнюю маркетинговую среду предприятия.

Прежде всего, следует  объективно ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.

2. Как обстоят их дела:

- с объектами продаж;

- с доходами;

- с внедрением новых моделей;

- с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);

- много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.

3. Что собой представляет  продукция конкурентов:

- основные характеристики;

- уровень качества;

- дизайн;

- мнение покупателей.

4. Каков уровень цен  на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен.

Однако следует оценивать  конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться, с репутацией плохого предпринимателя.

Стратегия маркетинга.

Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы  своего плана маркетинга  (этот  документ  используется  и для своего  внутреннего пользования).

К основным элементам плана  маркетинга относятся:

1. Схема распространения  товаров через собственные фирменные  магазины; через оптовые организации.

2. Ценообразование методика  определения цен на товары; ожидаемый  уровень рентабельности на вложенные  средства.

3. Реклама, методы организации  рекламы; величина средств, необходимых  для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования  продаж: за счет расширения сбыта;  за счет новых форм привлечения  покупателей.

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):

- методы организации службы сервиса;

- величина необходимых для этого финансовых ресурсов.

6. Формирование общественного  мнения о фирме и товарах: разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.

7. В случае реализации  товара за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.8

План  производства.

Главная задача данного раздела  бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства  нужного объема товаров и в заданные сроки.

Необходимо ответить на следующие  вопросы:

1.Место производства товаров  на действующем или на вновь создаваемом предприятии.

2.Необходимые для этого  производственные мощности и  их рост из года в год.

3.Где и у кого, на  каких условиях будет закупаться сырье, материалы  и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.

4.Предполагается ли производственная  кооперация и с кем.

5.Возможно ли какое  либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.

6.Какое оборудование потребуется  и где намечается его приобрести.

Возможны ли при этом проблемы и какого рода.

Данные этого раздела  приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет.

При том рекомендуется  составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:

- откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;

- в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

- как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);

- трудовые ресурсы;

- финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения, кредиты, ценные бумаги);

- информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.

 

Финансовый  план.

Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае  необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1.Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление  о той доле рынка, которую  предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется  составлять такой  прогноз  на  три года вперед с разбивкой по годам:

первый год - данные приводятся помесячно 

второй год - данные приводятся

поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2.Баланс денежных расходов  и поступлений.

Главная задача - проверить  синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки  его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления  от реализации продукции отражаются:

- первый год - помесячно

- второй год - поквартально

- третий год - в целом за 12 месяцев

3.Таблицу доходов и  затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

- первый год - помесячно

- второй год - поквартально

-третий год - в целом за 12 месяцев

Среди анализируемых показателей  выделяются:

- доходы от продаж товаров;

- издержки производства товаров;

- суммарная прибыль от продаж;

- общепроизводственные расходы (по видам);

- чистая прибыль.

4.Сводный баланс активов  и пассивов предприятия.

Назначение - главным образом  для специалистов коммерческих банков в  оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало  и конец первого года реализации продукции.

5.График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние  на прибыль объемов  производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и  условно-временные издержки).

С помощью этого графика  можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая  изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Прогноз  финансовых  результатов  только  тогда  будет  достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Выручка от реализации продукции определяется  исходя  из  прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Естественно, что из-за большого ассортимента выпускаемой продукции  выручка от реализации может быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции, как это предусмотренометодикой  Федерального управления по делам о несостоятельности.

Прогнозирование объемов  продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций, а также платежей в бюджет  из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные  возможности могут появиться у предприятия уже на стадии реализации  программы работ по разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом  отраслевых особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.

Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно эту оценку производить в нескольких вариантах.

Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования  к инвестициям.  Финансовый  план разрабатывается, как правило, на 3—5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго — поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной  группе показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий — пятый  годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему продаж. Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая модель  цен. Годовая продажа —100%. В  том  числе: стоимость проданной продукции — 50%, прибыль и накладные расходы  —  50%. Из них: расходы на маркетинг, торговлю — 15%,  расходы на  внедрение  — 10%, расходы на содержание аппарата управления — 8%, прибыль до уплаты налогов — 17%. В финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая  прибыль; процентное отношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств, их источники  и сроки погашения задолженности;  срок окупаемости вложений; сроки начала выплаты дивидендов; издержки производства и обращения. Структура финансового плана  состоит из плана доходов, плана расходов  (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и  третьего  (в целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о  доходах  и расходах в соответствующем плане.

Информация о работе Бизнес-план предприятия и методика его разработки