Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 05:24, дипломная работа
Цель исследования – исследование, анализ и разработка бизнес-плана на предприятии.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические основы бизнес-планирования на предприятии;
дать экономическую характеристику предприятия;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности;
проанализировать систему планирования на предприятии;
разработать проект бизнес-плана предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бизнес-планирование и его роль в развитии предприятия ..………....6
1.1 Сущность бизнес-планирования в деятельности предприятий……………6
1.2 Структура бизнес-плана…………………………………...………….…….15
1.3 Роль бизнес-планирования в повышении эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...20
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ИП Будаева В.Э...…………………………………………………..……………..……..........35
2.1 Экономическая характеристика предприятия …..………………………...35
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности …………….....………...40
2.3 Анализ системы планирования на предприятии ...………………………..47
Глава 3. Разработка проекта бизнес-плана предприятия……………………...51
3.1 Разработка концепции бизнеса и исследования рынка .…………………..51
3.2 Разработка плана маркетинговых действий ……………………………….55
3.3 Финансовый план.……………………………………………………….......61
Глава 4. Правовое обоснование…………………………………………………69
Выводы и предложения………………………………………………………...80
Список литературы……………………………..………………………………..82
Приложение............................................................................................................86
Идею бизнес-плана не назовёшь новой. Крупные предприятия издавна составляют подобные планы, например маркетинга новых видов продукции, приобретения существующих предприятий, проникновения на рынки других стран и т.п. Новым стало всё более частое использование планирования мелкими предпринимателями. Сегодня внешние факторы вынуждают их сначала «расписывать» предприятие на бумаге и только потом вкладывать в него деньги и время, чтобы не попасть впросак. К внешним факторам следует в первую очередь отнести кредиторов и инвесторов, к которым предпринимателю приходится обращаться за деньгами. Прежде чем рассматривать просьбу о финансировании, почти все заимодавцы требуют представления бизнес-плана. Внешние факторы играют положительную роль:
В бизнес-плане заинтересованы не только лица сторонние относительно предприятия, но и те, кто на нём непосредственно работает. В первую очередь бизнес-план использует руководящая группа предприятия, состоящая из консультантов или ведущих менеджеров; для них бизнес-план это эскиз будущего, в создание которого они готовы вложить свою энергию.
Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.
Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:
Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами по освоению новых видов продукции (услуг) по переходу на новые поколения изделий и т.д.
Если предприятие, наметив
значительный рост производства вновь
осваиваемых или традиционных продуктов,
не имеет достаточно собственных
мощностей для их производства, то
оно может пойти либо путем
привлечения капитальных
Бизнес-план используется
для обоснования мероприятий
по совершенствованию и развитию
организационно-производственно
Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать, совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития у фирм-партнеров, изготовляющих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операции по производству конечного продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.
Наиболее активно бизнес-план
используется при поиске инвесторов,
кредиторов, спонсорских вложений и
т.д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям
и предприятиям, которые собираются расширить дело, купив акции существующего
предприятия или организовав новую организационно-
Бизнес-план предусматривает
решение следующих
В бизнес-плане обосновываются:
Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или, по крайней мере, их влияние на будущую прибыль.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.
Многие инвесторы предпочитают краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Оно используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом предприятия. Бизнес-предложение является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контрактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.
Процесс составления бизнес-плана заставляет предпринимателя обдумывать все необходимые действия со дня, когда он решил начать свое дело, и на протяжении всего того времени, пока есть силы им заниматься. По существу, бизнес - план может выполнять функцию оперативного плана, после того как предприятие начало свою деятельность.
К внутренним факторам можно отнести: уровень технологий, ценовую политику, политику сбыта товаров и услуг, и т.д. К внешним факторам можно отнести: политическую, экономическую и демографическую ситуацию в стране, положение фирмы на рынке, и т.д. Чтобы противостоять вышеперечисленным факторам и жесткой конкуренции многие фирмы в различных отраслях вынуждены заниматься планированием своего бизнеса, только возможность подготовки таких документов может быть различной: мелкому бизнесу для разработки бизнес-плана не обязательно привлекать специалистов консалтинговых организаций. Но, кто бы ни занимался проектированием своего бизнеса, должен поставить пред собой определенные цели и задачи, осуществляемые через функции бизнес-планирования, основные из которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Функции бизнес-плана
Внутрифирменные функции - разработка стратегии развития
фирмы или конкретизация - разработка и осуществление
проектов создания новой - оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала; - подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования; - подбор новых и переобучение
собственных рабочих и - контроль за финансовыми - мероприятия по снижению - формирование благоприятного имиджа |
Внешние функции - привлечение инвестиций для реализации проектов; - обоснование для включения
проектов в государственные - получение банковских кредитов; - обеспечение успешной - организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности; - разработка и осуществление
мероприятий по созданию |
При этом постановка целей может быть представлена следующим образом:
1. Определение степени
жизнеспособности и будущей
2. Конкретизация перспективы бизнеса в виде количественных и качественных показателей развития.
3. Привлечение внимания
и интереса, обеспечение поддержки
со стороны потенциальных
4. Получение ценного опыта планирования, выявление слабых и сильных сторон организации.
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени (рис. 1).
Рисунок 1 - Этапы формирования бизнес-плана
Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:
1.2 Структура бизнес-плана
Абсолютно любой бизнес нуждается
не только в инвестициях, но и планировании.
Четко и грамотно составленный бизнес-план-
проработанная структура и
Какого-то единого нормативного документа, регламентирующего какой должна быть структура бизнес- плана, в России не существует и можно увидеть разное содержание бизнес- планов. Прежде чем составлять официальный бизнес- план, который нужно представлять потенциальным инвесторам, партнёрам или соучредителям, изначально необходимо разработать так называемый, рабочий вариант.
Определившись с целями и задачами своего бизнеса на долгосрочную или краткосрочную перспективу, нам необходимо будет собрать достаточное количество информации, связанной с состоянием дел в выбранной отрасли экономики, изучит достоинства и недостатки в работе, определить рынок сбыта товаров или услуг. Вся эта информация потребуется для того, чтобы заполнить разделы бизнес- плана, который является определением организационного и финансового обеспечения.
В принципе, структура бизнес- плана не регламентируется жестко, и мы можем писать в том порядке, в каком захотим. Но чаще всего бизнес- план пишется для инвесторов либо для руководителя предприятия, а другим людям будет проще читать наш бизнес- план, если он имеет четкую и логическую структуру.
Раздел 1 - Резюме. Хоть данный раздел идет первый, но пишется он в последнюю очередь. Это связано с тем, что данный раздел содержит общую информацию о проекте, которая собирается и резюмируется из других разделов.
Раздел 2 - Описание отрасли (предприятия). Данный раздел структуры бизнес- плана довольно короткий, но очень важный. В нем описываем общую информацию о компании и отрасли, в которой собираемся работать.
Раздел 3 - Описание производимого товара или услуги. В данном пункте бизнес-плана мы описывает собственно сам товар или услугу. Описание проводим в свободной форме, но как можно подробнее. Если это новый для рынка товар, то описываем предполагаемые его качества и сравниваем с аналогами.
Информация о работе Бизнес-планирование предпринимательской деятельности