Бизнес-планирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 05:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследование, анализ и разработка бизнес-плана на предприятии.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические основы бизнес-планирования на предприятии;
дать экономическую характеристику предприятия;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности;
проанализировать систему планирования на предприятии;
разработать проект бизнес-плана предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бизнес-планирование и его роль в развитии предприятия ..………....6
1.1 Сущность бизнес-планирования в деятельности предприятий……………6
1.2 Структура бизнес-плана…………………………………...………….…….15
1.3 Роль бизнес-планирования в повышении эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...20
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ИП Будаева В.Э...…………………………………………………..……………..……..........35
2.1 Экономическая характеристика предприятия …..………………………...35
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности …………….....………...40
2.3 Анализ системы планирования на предприятии ...………………………..47
Глава 3. Разработка проекта бизнес-плана предприятия……………………...51
3.1 Разработка концепции бизнеса и исследования рынка .…………………..51
3.2 Разработка плана маркетинговых действий ……………………………….55
3.3 Финансовый план.……………………………………………………….......61
Глава 4. Правовое обоснование…………………………………………………69
Выводы и предложения………………………………………………………...80
Список литературы……………………………..………………………………..82
Приложение............................................................................................................86

Файлы: 1 файл

Бизнес планирование ИП БУДАЕВА В.Э..doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

Идею бизнес-плана  не назовёшь новой. Крупные предприятия  издавна составляют подобные планы, например маркетинга новых видов продукции, приобретения существующих предприятий, проникновения на рынки других стран и т.п. Новым стало всё более частое использование планирования мелкими предпринимателями. Сегодня внешние факторы вынуждают их сначала «расписывать» предприятие на бумаге и только потом вкладывать в него деньги и время, чтобы не попасть впросак. К внешним факторам следует в первую очередь отнести кредиторов и инвесторов, к которым предпринимателю приходится обращаться за деньгами. Прежде чем рассматривать просьбу о финансировании, почти все заимодавцы требуют представления бизнес-плана. Внешние факторы играют положительную роль:

  • выигрывает предприниматель, так как бизнес-план помогает ему точнее определить, что именно необходимо для успеха;
  • выигрывает  заимодавец,  так  как  из  бизнес-плана  он  получает существенную информацию для принятия решения о целесообразности  или нецелесообразности финансирования предпринимателя.

В бизнес-плане заинтересованы не только лица сторонние относительно предприятия, но и те, кто на нём непосредственно работает. В первую очередь бизнес-план использует руководящая группа предприятия, состоящая из консультантов или ведущих менеджеров; для них бизнес-план это эскиз будущего, в создание которого они готовы вложить свою энергию.

Не существует стандарта  на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой  он действует. Следовательно, требуются  навыки и усидчивость, чтобы описать  перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.

Хотя бизнес-план в  целом считается инструментом для  получения кредита, он служит и другим целям:

  • выявлению целей бизнеса;
  • оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;
  • созданию системы измерения результатов деятельности
  • предоставлению инструментария управления бизнесом;
  • предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.

Предприятия, выпускающие  продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами по освоению новых  видов продукции (услуг) по переходу на новые поколения изделий и т.д.

Если предприятие, наметив  значительный рост производства вновь  осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных  мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем  привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей , либо путем поиска партнеров, которым предприятие даст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, оно также разрабатывает соответствующий бизнес-план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньше средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

Бизнес-план используется для обоснования мероприятий  по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских  фирм, организовать, совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием  и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития у фирм-партнеров, изготовляющих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операции по производству конечного продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и  т.д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям и предприятиям, которые собираются расширить дело, купив акции существующего предприятия или организовав новую организационно-производственную структуру.

Бизнес-план предусматривает  решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых; формирования инвестиционно - проектных целей этой деятельности на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются:

  • общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;
  • выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;
  • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план дает объективное  представление о стратегии и  тактике развития производства и  организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или, по крайней мере, их влияние на будущую прибыль.

Особенностью бизнес-плана  как стратегического документа  является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

Многие инвесторы предпочитают краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Оно используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом предприятия. Бизнес-предложение является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контрактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Процесс составления  бизнес-плана заставляет предпринимателя  обдумывать все необходимые действия со дня, когда он решил начать свое дело, и на протяжении всего того времени, пока есть силы им заниматься. По существу, бизнес - план может выполнять функцию оперативного плана, после того как предприятие начало свою деятельность.

К внутренним факторам можно  отнести: уровень технологий, ценовую  политику, политику сбыта товаров  и услуг, и т.д. К внешним факторам можно отнести: политическую, экономическую и демографическую ситуацию в стране, положение фирмы на рынке, и т.д. Чтобы противостоять вышеперечисленным факторам и жесткой конкуренции многие фирмы в различных отраслях вынуждены заниматься планированием своего бизнеса, только возможность подготовки таких документов может быть различной: мелкому бизнесу для разработки бизнес-плана не обязательно привлекать специалистов консалтинговых организаций. Но, кто бы ни занимался проектированием своего бизнеса, должен поставить пред собой определенные цели и задачи, осуществляемые через функции бизнес-планирования, основные из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Функции бизнес-плана

Внутрифирменные функции 

- разработка стратегии развития  фирмы или конкретизация отдельных  направлений ее деятельности;

- разработка и осуществление  проектов создания новой продукции  (услуги);

- оценка внутреннего научного, технического, производственного и  коммерческого потенциала;

- подготовка и осуществление

мероприятий по внедрению новых  технологий и приобретению оборудования;

- подбор новых и переобучение  собственных рабочих и специалистов;

- контроль за финансовыми результатами  деятельности фирмы;

- мероприятия по снижению степени  риска в деятельности фирмы;

- формирование благоприятного  имиджа

Внешние функции

- привлечение инвестиций для  реализации проектов;

- обоснование для включения  проектов в государственные или  региональные программы

- получение банковских кредитов;

- обеспечение успешной реализации  акций фирмы на фондовом рынке;

- организационно-финансовое обоснование необходимости создания

совместных производств, предприятий  с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;

- разработка и осуществление  мероприятий по созданию финансово-промышленных  групп


При этом постановка целей может быть представлена следующим образом:

1. Определение степени  жизнеспособности и будущей устойчивости  предприятия, снижение риска предпринимательской  деятельности.

2. Конкретизация перспективы  бизнеса в виде количественных  и качественных показателей развития.

3. Привлечение внимания  и интереса, обеспечение поддержки  со стороны потенциальных инвесторов  фирмы.

4. Получение ценного  опыта планирования, выявление слабых  и сильных сторон организации.

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени (рис. 1).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Этапы формирования бизнес-плана

 

Хотя бизнес-план в  целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:

  • выявлению целей бизнеса;
  • оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;
  • созданию системы измерения результатов деятельности
  • предоставлению инструментария управления бизнесом;
  • предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.

 

1.2 Структура бизнес-плана

 

Абсолютно любой бизнес нуждается  не только в инвестициях, но и планировании. Четко и грамотно составленный бизнес-план- проработанная структура и содержание бизнес- плана – составляющая успешного бизнеса. С помощью планирования можно спрогнозировать и предотвратить множество ошибок и неверных решений, которые могли бы привести к убыткам и даже банкротству.

Какого-то единого нормативного документа, регламентирующего какой должна быть структура бизнес- плана, в России не существует и можно увидеть разное содержание бизнес- планов. Прежде чем составлять официальный бизнес- план, который нужно представлять потенциальным инвесторам, партнёрам или соучредителям, изначально необходимо разработать так называемый, рабочий вариант.

Определившись с целями и задачами своего бизнеса на долгосрочную или  краткосрочную перспективу, нам  необходимо будет собрать достаточное  количество информации, связанной с  состоянием дел в выбранной отрасли  экономики, изучит достоинства и недостатки в работе, определить рынок сбыта товаров или услуг. Вся эта информация потребуется для того, чтобы заполнить разделы бизнес- плана, который является определением организационного и финансового обеспечения.

В принципе, структура бизнес- плана не регламентируется жестко, и мы можем писать в том порядке, в каком захотим. Но чаще всего бизнес- план пишется для инвесторов либо для руководителя предприятия, а другим людям будет проще читать наш бизнес- план, если он имеет четкую и логическую структуру.

Раздел 1 - Резюме. Хоть данный раздел идет первый, но пишется он в последнюю  очередь. Это связано с тем, что  данный раздел содержит общую информацию о проекте, которая собирается и  резюмируется из других разделов.

Раздел 2 - Описание отрасли (предприятия). Данный раздел структуры бизнес- плана довольно короткий, но очень важный. В нем описываем общую информацию о компании и отрасли, в которой собираемся работать.

Раздел 3 - Описание производимого  товара или услуги. В данном пункте бизнес-плана мы описывает собственно сам товар или услугу. Описание проводим в свободной форме, но как можно подробнее. Если это новый для рынка товар, то описываем предполагаемые его качества и сравниваем с аналогами.

Информация о работе Бизнес-планирование предпринимательской деятельности