Бизнес-планирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 05:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследование, анализ и разработка бизнес-плана на предприятии.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические основы бизнес-планирования на предприятии;
дать экономическую характеристику предприятия;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности;
проанализировать систему планирования на предприятии;
разработать проект бизнес-плана предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бизнес-планирование и его роль в развитии предприятия ..………....6
1.1 Сущность бизнес-планирования в деятельности предприятий……………6
1.2 Структура бизнес-плана…………………………………...………….…….15
1.3 Роль бизнес-планирования в повышении эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...20
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ИП Будаева В.Э...…………………………………………………..……………..……..........35
2.1 Экономическая характеристика предприятия …..………………………...35
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности …………….....………...40
2.3 Анализ системы планирования на предприятии ...………………………..47
Глава 3. Разработка проекта бизнес-плана предприятия……………………...51
3.1 Разработка концепции бизнеса и исследования рынка .…………………..51
3.2 Разработка плана маркетинговых действий ……………………………….55
3.3 Финансовый план.……………………………………………………….......61
Глава 4. Правовое обоснование…………………………………………………69
Выводы и предложения………………………………………………………...80
Список литературы……………………………..………………………………..82
Приложение............................................................................................................86

Файлы: 1 файл

Бизнес планирование ИП БУДАЕВА В.Э..doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

Раздел 4 - Маркетинг, реклама и сбыт продукции. Я считаю данный пункт бизнес-плана самым важным. Очень часто предприниматели недооценивают значение этого раздела. А между тем, без сбыта продукции вся ваша деятельность - пустая трата времени и денег. Произвести продукцию намного проще, чем её потом продать.

Раздел 5 - Производство. Главное, что  должно быть в этой части разрабатываемого бизнес-плана, описывающего производственный процесс- общедоступность и понятность. Но вместе с тем - и конкретика. То есть, при описании производственного процесса необходимо ориентироваться на то, что ваш проект будут рассматривать люди хотя и не компетентные в данном производстве и технологиях, но достаточно умные для того, чтобы составить о них четкое и ясное представление.

Раздел 6 - Финансовый раздел. Финансовое планирование- отдельный и важнейший раздел бизнес-плана в силу своей значимости для вынесения окончательного решения об успешности будущего проекта. В финансовом отчете подробно должны быть отражены все расчеты планируемого предприятия. На этих цифрах всегда базируется вывод инвестора: вкладывать в проект деньги или ответить отказом.

Раздел 7 - Риски. Любое дело всегда связано с риском. И чем больше средств вкладывается, тем обычно и выше риск, поскольку всего предугадать  невозможно. Однако риски всегда можно минимизировать- то есть предпринять такие действия, которые максимально уменьшат риск предприятия.

Раздел 8 - Приложение к бизнес-плану. Часто при написании бизнес- плана  игнорируется его важная часть- приложение. Даже при составлении структуры чаще всего эта часть отсутствует. Иногда приложение это то, без чего сам бизнес-план не воспринимается, потому, что в приложении раскрывается детально суть бизнес - проекта, в приложении обычно информация представлена лучше, чем основной текст.

Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение  деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхования.

10. Финансовый план.

Итак, рассмотрим подробнее каждый из пунктов:

“Возможности фирмы”

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту - предельная простота и минимум специальных терминов.   Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или  кредиторам фирмы (в том числе  и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?”, и “Каков риск потери ими денег?”.

Этот раздел должен разрабатываться  в самом конце составления  бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

“Виды товаров (услуг)”

В этом разделе бизнес-плана  описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса данной фирмы. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой и определить важные моменты: Какие товары или услуги предлагаются данной фирмой. Дать описание услугам. Желательно представить изображение товара, будь то фотография или рисунок. Определиться с рыночным названием товара. Выяснить потребности имеющие место. Определить цену предлагаемой услуги. Определить возможности рынка сбыта. Проверить соответствие товара требованиям законодательства.  Определить виды рынка сбыта и способы реализации услуги. Выяснить конкурентоспособные качества предлагаемой услуги. Найти преимущества и недостатки услуги. Определить юридическую и документальную защиту предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления. Определить цены реализации товара на данный момент на рынке. Учесть и просчитать затраты на их производство. Вычислить  прибыль  от продажи единицы каждого товара. Выяснить каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг). Имеет ли данный товар фирменную марку?  Определить и организовать послепродажное обслуживание данных товаров.

“Рынки сбыта товаров (услуг)”

Этот раздел направлен  на изучение рынков и позволяет предпринимателю  четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале предпринимателю  необходимо найти ответ на ряд  следующих вопросов:

Определить на каких рынках действует или будет действовать фирма. Далее определить какие типы рынков используются фирмой. Важным моментом является определение сегментов рынка по каждому виду товара (услуги), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям. Нужно учесть, что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов. Необходимо определить перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков. Следует определить, каким образом предполагается реагировать на эти изменения. Выбрать способы изучения потребностей и спроса. Учесть общую и импортную емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы. Спрогнозировать развитие емкости сегментов на каждом из рынков. Подготовиться к реакции рынка на новые товары (услуги). Определить проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи. После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо представить:

 

Оценку потенциальной  емкости рынка.

Оценку потенциального объема продаж.

Оценку реального объема продаж.

“Конкуренция на рынках сбыта”

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и  слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие  их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги). Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить  сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по транспортным затратам, качеству продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

 

1.3 Роль бизнес-планирования  в повышении эффективности деятельности  предприятия

 

Рыночная деятельность предприятия - это система управления деятельностью современного предприятия по созданию, производству и сбыту товаров и услуг на основе комплексного изучения рынка товара индивидуального потребления и товаров народного потребления.

Процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей протекает в определенной внешней (окружающей) среде. Содержание понятия внешней среды определяют шесть факторов:

  • стабильность политической системы в стране рынка, обеспечивающая защиту инвестиций своих и иностранных предпринимателей;
  • жизненный уровень, покупательская способность общества; демографические процессы в нем; особенности и состояние финансовой системы; инфляционные процессы; конкуренция, оказывающая сильное влияние на положение предприятия на рынке;
  • правовая, законодательная система, стандарты в области производства и потребления продукции; защита интересов потребителей путем введения законодательных ограничений на рекламу и упаковку,  что влияет на возможности реализации продукции;
  • уровень научно- технического прогресса, который дает возможность производить новую продукцию и осуществлять эффективную маркетинговую деятельность (организация рекламы через телекоммуникационные спутники; доведение  продукта  до  потребителя  и  послепродажное  обслуживание, использование компьютерных информационных систем и т.д.);
  • институциональные факторы (наличие в стране  организаций, осуществляющих транспортировку товара и его продажу, помогающих выбрать правильное название товара, упаковку и т.д.);
  • географические, климатические и исторические условия, культурные традиции, которые оказывают большое влияние на маркетинг (например, разные традиции питания).

Все эти элементы внешней  среды рынка динамичны и не находятся в сфере непосредственного  влияния предприятия, поэтому предприятию  необходимо отслеживать их изменения.

В бизнесе рынок это  экономическая, политическая, социальная и правовая обстановка, технический прогресс. Ресурсы бизнеса представлены рабочей силой самой разной квалификации и опыта, предприятиями, лабораториями, транспортными системами и финансовыми ресурсами, а также репутацией предприятия как в обществе в целом, так и среди ее клиентов.

В деятельности предприятия  необходимо провести разграничение  между целями и стратегией.

Цель - это желаемый конечный результат; стратегия - это план ее достижения. Цели могут ставиться на различном уровне. Для предприятия в целом целью является достижение определенных темпов роста, объема реализации и прибыли или обеспечения намеченной прибыли на собственный акционерный капитал. Цели также могут быть поставлены перед руководителями отдельных подразделений внутри предприятия, для достижения цели предприятия в целом. Таким образом, цель может состоять, во - первых, в увеличении определенного объема продукта на рынке; во-вторых, - это повышение прибыльности. Для достижения вышеуказанных целей рыночная деятельность предприятия включает в себя следующее:

  1. Анализ внешней среды, позволяющий изучить конъюнктуру рынка. Данный анализ позволяет исследовать факторы,  позволяющие получить определенный успех или выявить негативные стороны коммерческого дела.
  2. Анализ потребителей, являющихся потенциальными потребителями, изучить спрос. При этом исследуются условия жизнедеятельности потребителей (демографические, экономические, географические), которые обладают правом приобретать товары.

Для того чтобы разработать содержание и направление стратегии, чрезвычайно важно точно определить намеченные цели. Общую стратегию предприятия следует подразделить на несколько составляющих:

  • стратегия маркетинга, включающая решение следующих задач: на какие сегменты рынка следует выходить и с какими продуктами. Как будет определяться цена продукта, как он будет распределяться и продвигаться на рынок. Как будут распределяться между отдельными продуктами и внутри одной товарной группы такие ресурсы, как время торговых представителей, средства на рекламу, управленческий персонал и т.д.
  • финансовая стратегия, например, каким должно быть соотношение собственного и заемного капитала,  какие источники капитала должны использоваться.
  • производственная стратегия, например, что будет производить само предприятие, и что будет закупать у внешних поставщиков; целесообразнее организовать два - три крупных предприятия или несколько мелких; как они будут построены, где будут располагаться.
  • стратегия в области НИОКР, будет ли предприятие стремиться к тому, чтобы стать лидером в своей области или будет опираться на других в области технического развития. Или, например, будет ли предприятие производить фундаментальные исследования или заниматься прикладной наукой. Какие суммы предприятие может позволить себе затратить и т.д.

Центральное место в  стратегии любого предприятия занимает стратегия маркетинга. Предприятие  для того и существует, чтобы представлять свою продукцию на рынок. Их рост и  прибыль зависят от того, насколько  полно и эффективно оно служит этой цели. Другие компоненты общей стратегии (финансы, производство, НИОКР) содействуют достижению общей цели маркетинга. В равной степени стратегия маркетинга на предприятии учитывает имеющиеся ресурсы и старается сочетаться со стратегией по другим основным направлениям его деятельности, а также определить предельность его возможностей. Например, размеры финансовых ресурсов и производственных мощностей создают определенные ограничения в достижении тех целей, поэтому цели маркетинга и стратегии должны разрабатываться с учетом таких ограничений.

Информация о работе Бизнес-планирование предпринимательской деятельности