Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа
Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями менеджеров. Предприниматель осознано определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.
Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бизнес–планирование: теория, методика и практика
Студентки заочного факультета
Василенко Анастасия Николаевна
Руководитель: к.э.н., доцент
кафедры экономики
Городкова С.А
Чита
2010
Введение
С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок.
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодное для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.
Однако во внутренней среде
каждой хозяйственной единицы механизм
цен вытеснен сознательными действиями
и авторитетными решениями
Таким образом, участники
внутрифирменной деятельности теряют
свободу действий, характерную для
самостоятельных и не зависимых
друг от друга субъектов рынка, их
поведение оказывается под
Почему планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?
У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос.
1. Ограниченные размеры
фирмы позволяют
2. Применяя планирование,
фирма устраняет те издержки,
которые она могла бы иметь,
если бы действия внутри фирмы
совершались на основе купли
– продажи. Ведь всякой
Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.
Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Внутрифирменное планирование может отличаться по срокам, целям и прочим признакам. Одним из видов планирования является бизнес-планирование.
Особое значение бизнес-планирование
приобретает для предприятия, у
которого есть проблемы. В данном случае
бизнес-план помогает найти источники
финансирования затрат, определить пути
выхода из кризиса, определить перспективы
развития предприятия. Поэтому тема,
выбранная для написания
Цель работы – разработка бизнес-плана для действующей торговой организации.
Задачи работы:
- изучение теоретических
основ планирования и бизнес-
- анализ основных показателей работы торговой организации и выявление проблем в ее деятельности;
- разработка бизнес-плана
по укреплению финансового
Объект исследования – магазин «Мастер салат».
1. Планирование в условиях рыночных отношений
1.1 Сущность и принципы современного планирования
План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:
«инструмент» - означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться, и в этом заключается смысл понятия «рабочий инструмент», когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;
«достижения поставленной цели» - определяет удовлетворение личных и коллективных потребностей работников объекта хозяйствования. Цель - как желаемый результат, как центр стремления в плане - должна осуществляться точно к намеченному сроку;
«На основе конъюнктурного прогноза» - означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планирования;
«расписание по исполнителям, времени и средствам» - означает что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, т.е. должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в реально достижимое событие.
На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени ресурсам.
Планирование - это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств м методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
1. Стремление решить задачу рационально и с наименьшими затратами;
2. Обдуманная подготовка
к использованию будущих
3. Улучшение координации действия исполнителей;
4. Усиление коллективных возможностей приложения сил за счет современных действий заинтересованных лиц;
5. Более рациональное
использование ограниченных
6. Возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
1. Невозможность в плане
отобразить все многообразие
жизненных условий, особенно в
сложно организованных
2. Стабильность принятого
решения, что может обернуться
убытком при динамичных
3. Необходимость ресурсов
(времени и средств) для
План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
1. Неопределенностью,
2. Несовершенство
3. Ограничениями по ресурсам;
4. Проблемами этического
свойства, если в обществе не
сформированы устои
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим принципам:
1. Авторитарность руководства фирмы;
2. Субъективизм взглядов исполнителей;
3. Неточная и не полная информация;
4. Форс – мажорные обстоятельства;
5. Отсутствия финансового
обеспечения действий
6. Ошибки в электронных расчетах.
План деятельности должен быть выражен в письменной форме для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того. Такой план в дальнейшем легче проконтролировать.
В современной практике внутрифирменного планирования имеются свои особенности. К ним относятся:
1. Дифференциация функций планирования;
2. Повышение сложности плана;
3. Учет требований маркетинга;
4. Значительный объем
элементов перераспределения
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни руководства, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информация о состоянии дел фирмы и условий ее деятельности.
В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.
Опыт показывает, что во
внутрифирменном планировании необходимо
как подчинение, так и демократизм.
Поэтому, подчиняясь в общих вопросах
руководству, каждый специалист на своем
участке работы имеет значительные
полномочия, позволяющие ему принимать
ответственные решения в
Чтобы план был действительно полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главную роль действующего лица.
Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность, контроль.
Принцип непрерывности планирования предполагает что:
1. Процесс планирования
на предприятии должен
2. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом - компании, как правило соблюдают. В то же время не редки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течении определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
Процесс планирования должен быть непрерывным в связи с тем, что:
1. Неопределенность внешней
среды и наличие
2. Изменяются представления
фирмы о своих внутренних
Таким образом, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всем вытекающими из этого выгодами.
Принцип единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.
Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.
Выделение приоритетов предполагает
необходимость определения в
планах главных задач или направлений
развития, требующих первоочередного
решения и выделения средств,
в целях повышения
Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.
Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.
Принцип контроля позволяет
своевременно обнаружить недостатки в
работе предприятия, предупредить возможные
диспропорции развития, а также выявить
резервы повышения
1.2 Система планов организации
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть фирмы должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Информация о работе Бизнес–планирование: теория, методика и практика