Бизнес–планирование: теория, методика и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями менеджеров. Предприниматель осознано определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.

Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

Файлы: 1 файл

Бизнес планирование (Теория, методика, практика).docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Бизнес–планирование: теория, методика и практика

 

 

Студентки заочного факультета

 

Василенко Анастасия Николаевна

 

Руководитель: к.э.н., доцент

 

кафедры экономики

 

Городкова С.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита

 

2010

 

 

Введение

 

 

С общеэкономической точки  зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок.

 

В рамках рыночной системы  главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодное для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.

 

Однако во внутренней среде  каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями менеджеров. Предприниматель осознано определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.

 

Таким образом, участники  внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для  самостоятельных и не зависимых  друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем  управляющих предприятием.

 

Почему планирование как  система волевых, сознательно принимаемых  решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?

 

У экономистов есть несколько  ответов на этот вопрос.

 

1. Ограниченные размеры  фирмы позволяют контролировать  действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к  минимуму неопределенность рыночной  среды и ее негативные последствия.

 

2. Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь,  если бы действия внутри фирмы  совершались на основе купли  – продажи. Ведь всякой торговой  сделки (трансакции) сопутствуют так  называемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли – продажи, предприятие устраняет дополнительные затраты.

 

Осуществляя административную функцию, связанную с волевым  руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием  также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.

 

Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

 

Внутрифирменное планирование может отличаться по срокам, целям  и прочим признакам. Одним из видов  планирования является бизнес-планирование.

 

Особое значение бизнес-планирование приобретает для предприятия, у  которого есть проблемы. В данном случае бизнес-план помогает найти источники  финансирования затрат, определить пути выхода из кризиса, определить перспективы  развития предприятия. Поэтому тема, выбранная для написания курсовой работы, является актуальной.

 

Цель работы – разработка бизнес-плана для действующей  торговой организации.

 

Задачи работы:

 

- изучение теоретических  основ планирования и бизнес-планирования, в частности;

 

- анализ основных показателей  работы торговой организации  и выявление проблем в ее  деятельности;

 

- разработка бизнес-плана  по укреплению финансового состояния  организации.

 

Объект исследования –  магазин «Мастер салат».

 

 

 

1. Планирование в условиях  рыночных отношений

 

 

1.1 Сущность и принципы  современного планирования

 

 

План – это рабочий  инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный  на основе конъюнктурного прогноза среды  хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

 

Приведенное определение  плана содержит следующие ключевые слова:

 

«инструмент» - означает, что  план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут  меняться, и в этом заключается  смысл понятия «рабочий инструмент», когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность  уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над  его стабильностью;

 

«достижения поставленной цели» - определяет удовлетворение личных и  коллективных потребностей работников объекта хозяйствования. Цель - как  желаемый результат, как центр стремления в плане - должна осуществляться точно  к намеченному сроку;

 

«На основе конъюнктурного прогноза» - означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана  находится их понимание объективных  закономерностей существования  хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том  числе по рынку своего товара, и  разработка прогноза как предварительной  части планирования;

 

«расписание по исполнителям, времени и средствам» - означает что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, т.е. должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в реально достижимое событие.

 

На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью  плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных  действий в условиях имеющихся ресурсных  ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени ресурсам.

 

Планирование - это процесс  экономического обоснования рационального  поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств  м методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

 

Планирование имеет как  преимущества, так и недостатки.

 

Преимущества планирования:

 

1. Стремление решить задачу  рационально и с наименьшими  затратами;

 

2. Обдуманная подготовка  к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

 

3. Улучшение координации  действия исполнителей;

 

4. Усиление коллективных  возможностей приложения сил  за счет современных действий  заинтересованных лиц;

 

5. Более рациональное  использование ограниченных ресурсов;

 

6. Возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

 

Недостатки планирования:

 

1. Невозможность в плане  отобразить все многообразие  жизненных условий, особенно в  сложно организованных системах;

 

2. Стабильность принятого  решения, что может обернуться  убытком при динамичных обстоятельствах  бизнеса;

 

3. Необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки  плана.

 

План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет  ряд ограничений, которые обусловлены:

 

1. Неопределенностью, многомерностью  и стохастичностью среды хозяйствования. Поэтому для исполнения так  важны: во- первых, поиск дополнительной достоверной (в том числе новой) информации и, во – вторых, прогноз и определение степени его вероятности;

 

2. Несовершенство законодательной  базы страны;

 

3. Ограничениями по ресурсам;

 

4. Проблемами этического  свойства, если в обществе не  сформированы устои предпринимательской  этики и отсутствует культура  бизнеса.

 

Кроме того, возможно искажение  роли планирования по следующим принципам:

 

1. Авторитарность руководства  фирмы;

 

2. Субъективизм взглядов  исполнителей;

 

3. Неточная и не полная  информация;

 

4. Форс – мажорные обстоятельства;

 

5. Отсутствия финансового  обеспечения действий исполнителей;

 

6. Ошибки в электронных  расчетах.

 

План деятельности должен быть выражен в письменной форме  для его лучшего понимания  исполнителями. Кроме того. Такой  план в дальнейшем легче проконтролировать.

 

В современной практике внутрифирменного планирования имеются свои особенности. К ним относятся:

 

1. Дифференциация функций  планирования;

 

2. Повышение сложности  плана;

 

3. Учет требований маркетинга;

 

4. Значительный объем  элементов перераспределения ресурсов.

 

Критерием эффективности  внутрифирменного планирования выступает  степень использования плана  в реальной хозяйственной жизни  руководства, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому  в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный  процесс, направленный на адаптацию  временных решений, относящихся  к будущему, с учетом постоянного  обновления информация о состоянии  дел фирмы и условий ее деятельности.

 

В рыночной экономике адаптация  плана стала основной проблемой  планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и  потере времени. Поэтому необходим  выбор времени принятия планового  решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь  поступающей информации.

 

Опыт показывает, что во внутрифирменном планировании необходимо как подчинение, так и демократизм. Поэтому, подчиняясь в общих вопросах руководству, каждый специалист на своем  участке работы имеет значительные полномочия, позволяющие ему принимать  ответственные решения в пределах своей компетенции. Такой подход обеспечивает процессу планирования необходимую  инициативу и творчество самодисциплине исполнителей: работник сам проверяет  ценность своего решения или приходит к отказу от него.

 

Чтобы план был действительно  полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главную роль действующего лица.

 

Планирование деятельности предприятия основывается на использовании  таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность  и экономичность, контроль.

 

Принцип непрерывности планирования предполагает что:

 

1. Процесс планирования  на предприятии должен осуществляться  постоянно в рамках установленного  цикла;

 

2. Разработанные планы  должны непрерывно приходить  на смену друг другу

 

Второе из условий непрерывности  планирования – постоянное следование планов друг за другом - компании, как  правило соблюдают. В то же время не редки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течении определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

 

Процесс планирования должен быть непрерывным в связи с  тем, что:

 

1. Неопределенность внешней  среды и наличие непредусмотренных  изменений делают необходимой  постоянную корректировку ожиданий  фирмы относительно внешних условий  и, соответственно, исправление и уточнение планов;

 

2. Изменяются представления  фирмы о своих внутренних ценностях  и возможностях; если фирма не  будет учитывать такие изменения,  запланированный и полученный  результат может оказаться никому  не нужным.

 

Таким образом, непрерывный  процесс планирования позволяет  обеспечивать постоянную вовлеченность  работников фирмы в плановую деятельность со всем вытекающими из этого выгодами.

 

Принцип единства предполагает систему взаимосвязанных между  собой элементов, имеющих единую направленность развития.

 

Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей  и разделов планов и направлений  деятельности предприятия.

 

Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в  планах главных задач или направлений  развития, требующих первоочередного  решения и выделения средств, в целях повышения эффективности  деятельности предприятия.

 

Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение  планов в процессе их реализации с  учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

 

Принцип оптимальности и  экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов  плана развития предприятия и  выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

 

Принцип контроля позволяет  своевременно обнаружить недостатки в  работе предприятия, предупредить возможные  диспропорции развития, а также выявить  резервы повышения эффективности  деятельности.

 

 

 

1.2 Система планов организации

 

 

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые  должны быть достигнуты к концу планового  периода. План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую  роль каждая часть фирмы должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Информация о работе Бизнес–планирование: теория, методика и практика